Планирование цен на сельскохозяйственном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Цель представленной курсовой работы заключается в исследовании проводимой планируемой деятельности на предприятии в сфере ценообразования, выявлении ее недостатков и предложении возможных путей совершенствования планирования цен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................4
1. ЦЕНА И СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ……………………………….6
1.1. Постановка задач ценообразования...............................................................6
1.2. Виды цен...........................................................................................................7
1.3. Ценовые стратегии.........................................................................................13
1.4. Планирование цен на предприятии..............................................................18
2. ОЦЕНКА ПЛАНИРОВАНИЯ ЦЕН НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ......................................................................................................23
2.1. Характеристика СПК «Новониколаевский»..............................................23
2.2. Порядок планирования цен на предприятии.............................................27
2.3. Совершенствование планирования цен в СПК «Новониколаевкий»…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…................................................37

Файлы: 1 файл

Курсовая 155.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Чем меньше отличий в  новых изделиях предприятия, по сравнению  с большинством предлагаемых на рынке продуктов, тем ближе уровень цен на новые товары к ценам, устанавливаемым лидером отрасли.

Есть и другие условия, определяющие необходимость использования  цен лидера. Так, если предприятие  выступает как сравнительно небольшой (по доле рынка или объему продаж данного вида продукции) производитель на рынке, то ему лучше всего устанавливать цены по аналогии с ценами на изделия ведущих компаний отрасли. В противном случае крупные производители вынуждены будут объявить «войну цен» и вытеснят предприятие-аутсайдера с рынка.

 Реже применяются  следующие стратегии:

  1. Неизменных цен. Предприятие стремится к установлению и сохранению неизменных цен на протяжении длительного периода, а т.к. издержки производства увеличиваются или могут увеличиться, то предприятия вместо пересмотра цен уменьшают размер упаковки, изменяют состав товара. Например, можно уменьшить вес буханки хлеба стоимостью 10 руб., цену при этом оставить неизменной. Потребитель предпочитает подобные изменения росту цен.
  2. Неокругленных цен, или психологических цен. Это, как правило, сниженные цены против какой-нибудь круглой цены. Например, не 10 000, а 9 999 руб. У потребителей возникает впечатление, что предприятие тщательно анализирует свои цены, устанавливает их на минимальном уровне. Им нравиться получать сдачу.
  3. Ценовые линии. Эта стратегия отражает диапазон цен, где каждая цена показывает определенный уровень качества одноименного товара. При этом принимаются два решения: определяется диапазон цен предложения – верхний и нижний пределы – и устанавливаются конкретные цены в рамках этого диапазона. Диапазон может быть определен как низкий, средний и высокий.

Еще реже применяются  такие ценовые стратегии, как:

    • Содействия продажам;
    • Дифференцированных цен;
    • Ограничительных (дискриминационных) цен;
    • «Падающего лидера»;
    • Цен массовых закупок;
    • Нестабильных, меняющихся цен. [3.с.509-510]

1.4. Планирование цен  на предприятии.

Ценообразование на предприятии  базируется на объективных законах экономики, результатом деятельности которых - рыночная цена продукции. Цена складывается из следующих основных компонентов:

- себестоимость продукции;

- норма прибыли, отражающая  эффективность хозяйствования;

- дополнительная прибыль,  определяемая соотношением спроса  и предложения, которое зависит  от новизны товара, его качества  и ряда других факторов.

В структуре народного  хозяйства применяются свободные  оптовые цены (СОпЦ) и свободные отпускные цены (СОтЦ), устанавливаемые предприятиями-изготовителями по согласованию и на равноправной основе с потребителями продукции и используются с учетом налога на добавленную стоимость (НДС).

На предприятии свободные  цены определяются исходя из:

    1. Затрат, включаемых в себестоимость продукции на условиях франко-станция отправления или назначения, а при одногородном отпуске продукции – франко-склад предприятия-поставщика;
    2. С учетом сложившегося спроса и предложения на данный вид продукции (Ксп);
    3. С учетом качества и потребительских свойств продукции (Кп).

К свободной отпускной цене по товарам народного потребления, облагаемых акцизами (Ак), включаются также суммы акцизов по установленным правительством ставкам. [21.с.95-96]

Такой порядок определения  свободных цен можно представить в виде следующей последовательности:

СОпЦ = С + Ксп + Кп + НДС,                                                    (1.1)

СОтЦ = С + Ксп + Кп + Ак + НДС.                                          (1.2.)

Большое влияние на темпы  роста цен на продукцию предприятий  оказывает уровень налога на добавленную  стоимость. налог на добавленную  стоимость – это налог не на предприятие, а не потребителя. Предприятия лишь сборщики налога для государства.

Принципиальная схема  определения НДС следующая:

НДС = ПРС * (С + Ксп + Кп + Ак) /100 %,                                        (1.3.)

где ПРС – процентная ставка налога на добавленную стоимость.

Большой проблемой для  предприятий-изготовителей становится согласование цен с потребителями  в условиях непрекращающейся инфляции. Чтобы успеть за постоянным ростом цен, предприятия стали практически постоянно вести расчеты себестоимости продукции, прибыли, непрерывно отслеживать динамику ценового уровня, ведут прогнозирование цен – это положительный момент в деятельности предприятия. [20.с.100-102]

Свободные розничные  цены на отечественные товары народного  потребления и продукцию производственно-технического назначения, реализуемые населению, формируются исходя из свободных отпускных цен или свободных оптовых цен с учетом НДС и торговой надбавки (ТН). Свободная розничная цена (СРЦ) определяется розничными торговыми или другими предприятиями, независимо от их формы собственности следующим образом:

СРЦ = СОтЦ + ТН.                                              (1.4.)

Размер торговой надбавки на конкретный товар определяется самостоятельно продавцом с учетом спроса и предложения, но не выше установленного норматива. Торговая надбавка устанавливается торговым предприятием для покрытия своих издержек производства и включает в себя так называемые чистые расходы (Чр), т.е. содержание продавцов и торговых агентов, рекламу товаров, затраты на переписку, связанную с торговыми операциями, содержание бухгалтерии, вспомогательного персонала.

Торговые предприятия  несут также издержки, обусловленные  продолжением процесса производства (Рп). Это расходы по транспортировке  товаров, хранению запасов товаров, доработке товаров (частичной или полной сборке), расфасовке товаров, их упаковке, и др.

Торговая надбавка включает в себя оптовую надбавку (Он), если есть оптовый поставщик, и НДС. НДС определяется по отношению к чистым издержкам и расходам, связанным продолжением процесса производства. оптовая надбавка при этом не учитывается. Порядок определения торговыми предприятиями налога на добавленную стоимость (ТНДС) следующий:

ТНДС = Прст * (Чр + Рп - Он)/ 100 %,                                (1.5.)

где Прст – процентная ставка НДС в торговле.

Торговая надбавка устанавливается  по каждому товару народного потребления  в процентах к свободной отпускной  цене, т.е. с учетом себестоимости  продукции, конъюнктуры рынка (спроса и предложения) качества и потребительских свойств продукции, но без акциза.

ТН = ПТН * (С + Ксп + Кп + НДС)/ 100 %,                   (1.6.)

или

ТН = ПТН * СотЦ/ 100 %,                                 (1.7.)

где ПТН – процентная ставка торговой надбавки, установленная  для определенного вида продукции. [21.с.103-104]

Постановлением Минэкономики РФ от 6.12.1995 г. N СИ-484/7-982 предоставлено право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать и регулировать размеры торговых надбавок к ценам с учетом затрат на транспортировку и реализацию продукции. Постановление предоставляет право этим же исполнительным органам власти разрешать предприятиям торговли, общественного питания и бытового обслуживания, самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) на реализуемые товары (продукты).

Надо отметить, что  первоначально государство определило размер торговой надбавки в размере 25% с учетом НДС. При этом на мясо, масло животное и другие продукты рекомендовалось применять торговую надбавку в размере 15%. Затем правительство отказалось от регулирования уровня торговой надбавки. Это открыло широкие возможности для дальнейшего увеличения цен путем накручивания торговыми организациями процентов на свободные отпускные цены, для неоправданного переливания финансовых средств в торговлю и иные непроизводственные сферы. В условиях постоянного товарного дефицита все потери, вызванные недостатками в организации торговли, а также резкий рост зарплаты торговых работников возмещаются покупателями продукции.

Чтобы сдерживать рост цен, следует восстановить контроль правительства  за размером торговых надбавок, одновременно уменьшить НДС и дифференцировать его по отраслям с учетом значимости и перспектив развития отрасли.

При поставке товаров  через посредников свободная  розничная цена формируется с  учетом цены закупки на основе свободной отпускной цены, снабженческо-сбытовой надбавки (СБН) и торговой надбавки.

Порядок формирования свободной  рыночной цены через посредника (СРЦП) следующий:

СРЦП = Цэ + СБН + ТН,                                   (1.8.)

где Ц3 — цена закупки.

БСН = Псб х СОтЦ/100%,                                  (1.9.)

Псб – процентная снабженческо-сбытовой надбавки.

Свободные (рыночные) тарифы на услуги населению формируются предприятиями и организациями, предоставляющими эти услуги, исходя из конъюнктуры рынка (спроса и предложения), сложившейся в данном регионе, качества и потребительских свойств предоставляемых услуг.[21.с.104-105]

Свободные отпускные, оптовые  цены фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителями предприятия-изготовителя и предприятия-потребителя. Возможно фиксирование оптовых, отпускных цен в договорах на поставку продукции (товаров). Свободные розничные цены оформляются и учитываются продавцом в реестре либо в другой произвольной форме.

Обозначение свободных  розничных цен на ярлыках товаров или ценниках, выставляемых в магазинах, осуществляется розничными торговыми предприятиями в порядке, установленном для обозначения государственных розничных цен. Обозначение свободных розничных цен непосредственно на изделиях не является обязательным. Товарам отечественного производства, реализуемым по свободным ценам, предприятия присваивают артикулы, состоящие из буквы «С» и порядкового номера товара либо номера модели, образца, других обозначений по согласованию изготовителей и потребителей товара.

Все предприятия  торговли, общественного питания, снабженческо-сбытовые, торгово-закупочные организации регистрируют и представляют органам государственной  налоговой службы России данные о размерах применяемых им торговых надбавок, снабженческо-сбытовых наценок.

Свободные оптовые или  отпускные цены указываются поставщиками в товарно-платежных документах: товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах, платежных требованиях. Эти цены могут быть изменены по согласованию между изготовителем и потребителем в зависимости от повышения цен на сырье, материалы, других факторов, повлиявших на изменение затрат на производство и реализацию товара. Порядок изменения цены может устанавливаться в договоре на поставку товара.

В случае изменения спроса и предложения на товары народного потребления свободные розничные цены могут изменяться продавцом конкретном регионе.. Новые свободные цены заносятся продавцом в реестр, в котором регистрировались ранее действовавшие цены на эти товары. [21.с.108]

2. ОЦЕНКА ПЛАНИРОВАНИЯ ЦЕН НА СЕЛЬСКОКОЗЯЙСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ.

2.1. Характеристика СПК «Новониколаевский»

Сельскохозяйственный  производственный кооператив «Новониколаевский», в дальнейшем именуемый словом «Кооператив», является одним из видов сельскохозяйственного производственного кооператива, создается в соответствии с законодательством РФ:

- на основе  добровольного членства граждан,  объединившихся для совместной  деятельности по организации сельскохозяйственного производства, переработки рыбы и сельхозпродукции и реализации на внутреннем и внешнем рынке производственных товаров, а также для ведения иной не запрещенной законодательством деятельности.

Фирменное наименование: Сельскохозяйственный производственный    кооператив «Новониколаевский». Сокращенное наименование: СПК «Новониколаевский». Оба наименования имеют одинаковую юридическую силу.

Юридический адрес кооператива: 416522, Российская Федерация, Астраханская область, Ахтубинский район, село Ново-Николаевка.

Кооператив  является коммерческой организацией и  создается на неопределенный срок деятельности.

С момента  государственной регистрации кооператив становится юридическим лицом и имеет обособленное имущество; имеет свои печать, штамп, эмблему (фирменный знак); открывает расчетные и иные счета в банках; имеет и право быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции в Арбитражном и Конституционном судах; имеет право свободного распоряжения своей собственностью; создавать внутри кооператива в соответствии с законом неделимый, резервный и другие фонды; вкладывать свои средства в банки и другие кредитные учреждения, в ценные бумаги и иное имущество; привлекать заемные средства от других организаций и частных лиц. Доля заемных средств не может быть более 50% Паевого фонда кооператива; осуществлять реорганизацию и ликвидацию кооператива.

Основной целью деятельности кооператива является насыщение рынка сельскохозяйственной продукцией, товарами и услугами и получение прибыли в результате этой деятельности для повышения жизненного уровня членов кооператива.

Предметом деятельности кооператива является:

  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции, ее реализация;
  • осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей сельскохозяйственного кооператива, не запрещенной действующим законодательством.

Информация о работе Планирование цен на сельскохозяйственном предприятии