Управление ценами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:58, контрольная работа

Описание работы

Комплекс оперативно-тактических и стратегических действий финансовой службы предприятия, фирмы, компании по целенаправленному использованию цены как категории товарного производства, подчиненной действию закона стоимости, спроса и предложения, представляет собой процесс управления ценами. Функционирование цены как экономической и стоимостной категории в условиях товарно-денежных отношений происходит во взаимосвязи с другими экономическими и финансовыми категориями, такими как, например, товар, деньги, заработная плата, налоги в составе цены, себестоимость, прибыль, кредит, банковский процент и др. При этом производятся формирование, контроль, изменение и взаимоувязка ценовых параметров с финансовыми показателями деятельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНАМИ
1.1 Цена как экономическая категория, ее формы и методы регулирования
1.2 Основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен
2. УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНАМИ И ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖАНИЯ ЦЕН ПРОДАЖ
2.1 Управление ценами на новые изделия и корректировка действующих цен
2.2 Управление средней ценой и политика поддержания цен продаж
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

финансовый мененжмент управление ценами на предприятии.docx

— 59.60 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНАМИ

1.1 Цена как экономическая  категория, ее формы и методы  регулирования

1.2 Основы ценовой политики  предприятия и главные направления  менеджмента цен

2. УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНАМИ И  ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖАНИЯ ЦЕН ПРОДАЖ

2.1 Управление ценами на  новые изделия и корректировка  действующих цен

2.2 Управление средней  ценой и политика поддержания  цен продаж

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

цена управление политика корректировка

Управление ценами - процесс, предполагающий принятие особой разновидности  денежно-финансовых решений.

Отличительная особенность  этого процесса и финансовых решений  по нему на предприятии состоит в  повышенной ограниченности диапазона  управления, задаваемой фактически складывающимися  весьма жесткими условиями рынка.

Комплекс оперативно-тактических  и стратегических действий финансовой службы предприятия, фирмы, компании по целенаправленному использованию  цены как категории товарного  производства, подчиненной действию закона стоимости, спроса и предложения, представляет собой процесс управления ценами. Функционирование цены как экономической и стоимостной категории в условиях товарно-денежных отношений происходит во взаимосвязи с другими экономическими и финансовыми категориями, такими как, например, товар, деньги, заработная плата, налоги в составе цены, себестоимость, прибыль, кредит, банковский процент и др. При этом производятся формирование, контроль, изменение и взаимоувязка ценовых параметров с финансовыми показателями деятельности предприятия.

Управление ценами осуществляется финансовыми службами в действующей  системе цен и тарифов.

Эта система в значительной мере определяет полные издержки на производство и реализацию товара и важнейшие  финансовые показатели деловой активности - выручку от реализации продукции (объем  продаж), валовой доход предприятия, маржинальный доход (валовую маржу), прибыль, рентабельность. Числовые значения используемых в финансовом менеджменте  показателей основного и оборотного капитала, стоимости предприятия, операционного (производственного) рычага, финансового  рычага, окупаемости инвестиций, приведенной  стоимости проекта и многих других также подвержены влиянию цен.

Цены и тарифы далеко не всегда формируются и пересматриваются самим предприятием.

Например, не устанавливаются  предприятиями-потребителями цены на топливо, тарифы на электро- и теплоснабжение, железнодорожную и прочую перевозку грузов, ставки арендной платы, цены на потребляемые сырье, основные и вспомогательные материалы, сметные нормы и расценки на капитальный ремонт и капитальное строительство, выполняемые подрядными строительными организациями и т.п. Следовательно, управление ценами на предприятии осуществляется в системе действующих цен и тарифов, включающих как непосредственно регулируемые предприятием цены, так и нерегулируемые. В зависимости от конкретных условий ведения бизнеса часть цен может выступать в качестве ограниченно регулируемых (например, путем подбора поставщиков с пониженными ценами на продукцию).

При выработке ценовой  политики важно также учесть макроэкономический аспект движения экономики. От системы  цен в государстве к системе  и конъюнктуре цен рынка в  своем сегменте и далее - к внутренним корректировкам системы цен, зависимым  непосредственно либо частично от деятельности предприятия.

Такова логика системного управления ценой как важнейшего инструмента и объекта управления финансами предприятия.

Актуальность данной работы заключается в том, что, система  цен государства представляет собой  совокупность разновидностей цен, функционирующих  в народном хозяйстве, через которую  в практике хозяйствования выражается меновая форма стоимости товаров, т.е. способность их обмениваться через  деньги.

Финансовый менеджер не может  абстрагироваться от действующей ценовой  системы государства. Управляя ценами предприятия, фирмы, компании, он прогнозирует и учитывает взаимосвязи, направления  и масштабы изменений в системе  цен государства, затрагивающие  интересы конкретного бизнеса. Цена - денежное выражение стоимости товара. Важнейшая общая целевая задача управления ценами на уровне государства  и предприятия - максимизация финансового  результата.

1.  
ТЕОРЕТИЧЕСКМЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНАМИ

1.1 Цена как экономическая  категория, ее формы и методы  регулирования

Цена - денежная оболочка отношений  мены, стоимость - их содержание. Практические проявления действия системы цен  и эффекта от их оперативного управления выражаются через акты купли-продажи  товаров, оплаты выполненных работ  и оказанных услуг. Ценовыми методами это достигается на основе формирования и поддержания цен рыночного  уровня и рациональных соотношений  цен на потребляемую и производимую продукцию (работы, услуги)[5].

Фундаментальные принципы построения системы цен в экономике неизменны. Названия цен в конкретных условиях развития экономической структуры  общества могут меняться. Принципы построения системы цен находят  выражение в таких понятиях, как  оптовые цены предприятия и оптово-сбытового звена, а также розничные цены. Эти три основных вида цен представляют собой системообразующие или базовые цены. Они существуют в любой экономике, характеризуют общую для всех экономических систем механику товаропродвижения: от стадии производства к оптово-сбытовому звену и до розничной торговли - магазина, доводящего товары до потребителя.

Базовые цены экономики строятся по основополагающему принципу формирования прибыли после возмещения ими  производимых денежных затрат на производство и реализацию продукции, издержек обращения, эксплуатационных расходов. Эти цены имеют разновидности [12]. Например, для оптовых цен предприятия это могут быть: тарифы на электроэнергию, железнодорожную, автомобильную, морскую, речную и воздушную перевозку, бытовое обслуживание населения; закупочные цены на продукцию сельскохозяйственного производства; сметная стоимость строительства, определенная исходя из сметных норм и расценок с учетом необходимых денежных накоплений для подрядной строительно-монтажной организации.

С 1992 г. оптовые и розничные  цены стали свободными и получили название отпускных цен предприятия, региональных и городских оптово-сбытовых баз. Название розничной цены покупки  населением товаров осталось без  изменения. Между действующими отпускными (розничными) ценами и прежними прейскурантными  оптовыми (розничными) ценами существует много общего: место их формирования; состав цен (себестоимость - прибыль - налоги в составе цены); сущность денежного  выражения сделки купли-продажи  в порядке опта. Различия касаются структуры цен под влиянием изменений  их налоговой компоненты за счет акцизов, НДС, других возмещаемых налогов в составе цен производителя. Следовательно, в современных условиях управлять ценой на предприятии - это управлять и налогами, формирующими отпускные и розничные цены. Управлять ценой также означает выбирать схему товаропродвижения или знать и учитывать особенности такого продвижения в данном сегменте бизнеса [10].

Товаропроизводители в условиях рыночной экономики пытаются избежать промежуточных оптово-сбытовых звеньев  реализации выпущенных товаров. В этих случаях они перестают делиться со специализированным снабженческо-сбытовым звеном, делающим наценки на купленный  товар для последующего возмещения своих издержек обращения и получения  прибыли.

Если предприятие обращается к услугам товарно-сырьевой биржи, где заключаются сделки, то неминуемо  имеет дело с аккредитованными там  брокерскими конторами, взимающими комиссионные [3].

При прямых поставках посредникам  удается избежать платежей. Биржевая цена, таким образом, выступает разновидностью оптовой цены снабженческо-сбытовой организации, которая компенсирует те же издержки обращения плюс приносит прибыль бирже брокеру. Мировая практика выработала другую необходимую форму товаропродвижения - реализация продукции через дилерские организации, которые могут быть постоянными и временными (на срок контракта). Продажа продукции дилерам осуществляется производителем по льготным отпускным (контрактным) ценам с оплатой по факту отгрузки на склад дилера или непосредственно в его розничную торговую сеть.

По операциям с ценными  бумагами используются котировки (цены купли-продажи) фондового рынка, который  подразделяется на биржевой и внебиржевой.

Цена, по которой покупаются ценные бумаги эмитента, предстает  как цена первичного размещения (на первичном рынке) и вторичного (последующего) размещения (вторичный рынок). Специфической  разновидностью оптовых цен выступает  зачетная цена. Ее применение не сопряжено  с использованием денежного оборота. Разновидностями зачетных цен выступают  номинальная, учетная и рыночная (под доходность) цена векселя, определенная зачетная цена по товарам, работам и  услугам [6].

Финансовый менеджер управляет  ценой в условиях определенного  вмешательства в аналогичные  процессы и на различных участках экономики государства [14]. Государственная  политика регулирования цен имеет  непреходящий объект в системе цен  в экономике - регулируемые государством цены предприятий. Практически она  реализуется в следующих прямых и косвенных формах:

1. государственное лимитирование уровня цен, которое выражается прежде всего в административном ограничении роста, или минимального уровня цен на отдельные виды продукции, например, минимальных розничных цен на водочные изделия;

2. государственное финансовое  регулирование уровня цен, которое  связано с возможным дотированием  из соответствующих бюджетов - федерального, субъектов Федерации и местных  бюджетов - отдельных видов продукции  сельского хозяйства и промышленности, например, мяса, молока, яиц, хлеба,  сахара, фармацевтической продукции  для отдельных категорий граждан;

3. государственное монопольное  установление цен, например, при  продаже золотодобытчиками своей  продукции государству по государственным  сдаточным ценам для дальнейшего  использования на нужды ювелирного  производства и пополнения золотых  запасов страны, при установлении  цен на другие драгоценные  металлы и камни, а также  металлы, элементы и вещества, составляющие монополию государства  на их производство, добычу и  использование;

4. государственное косвенное  регулирование цен в результате  государственной таможенной политики установления порядка исчисления, валюты оплаты и размеров экспортно-импортных пошлин по группам, видам и отдельным наименованиям вывозимой и ввозимой продукции.

Косвенное регулирование  не означает отсутствие воздействия  на уровень цены. Однако такое воздействие  не связано непосредственно с  установлением или фиксацией  новой цены. Косвенное регулирование цен может проявляться в выделении целевого государственного финансирования в отдельные народно-хозяйственным комплексам, имеющим определяющее значение для всей ценовой системы страны: электроэнергетики, газовой, нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности, железнодорожного транспорта [9].

Косвенной формой государственной  финансовой политики регулирования  цен выступает кредитное регулирование  цен путем предоставления льготных кредитов, например, сельскохозяйственным предприятиям и организациям на закупку  техники, семян, создание запасов топлива  под посевную. Отечественная практика знает неоднократные списания государством долгосрочной и текущей задолженности  колхозов и совхозов по банковским кредитам [10].

Финансовая политика государства  в области регулирования цен  предприятий связана с применением двух основных методов финансового регулирования: изъятия и предоставления финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам. Практически эти два метода реализуются в ценовой системе государства через разнообразные налоговые и неналоговые формы. Первый метод воздействует на уровень цен через увеличение или уменьшение налоговых составляющих в ценах на тот или иной вид товара. Например, увеличение или уменьшение акциза на продажу автомобилей, устанавливаемого в процентах к отпускным ценам производителя, воздействует на уровень фактически оплачиваемой покупателем цены за данный товар. Финансовое регулирование может осуществляться также с использованием таких наиболее распространенных налоговых форм, как налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на прибыль, государственные пошлины. Таким образом, важнейшей отличительной чертой первого метода финансового регулирования цен в хозяйстве выступает налоговый характер их регулирования, а также использование государством для этого налоговых форм изъятия дохода [2].

Особенностью второго  метода государственного финансового  регулирования цен является предоставление финансовых ресурсов хозяйствующим  субъектам. Типичная форма такого предоставления - бюджетное финансирование, имеющее  целевой характер. Инструмент в руках государства для практической реализации этой формы - бюджетная система страны. Примеры практического применения: дотирование ряда видов медикаментов, а также мяса, молока и других продуктов питания в регионах. Особенностью рассматриваемой формы финансового регулирования цен является и то, что она функционирует при данных системе цен и налогов, пропорциях, соотношениях цен и налогового изъятия доходов. Таким образом, важнейшей отличительной чертой второго метода финансового регулирования цен в хозяйстве выступает бюджетный характер их регулирования при сложившихся соотношениях цен и налоговых пропорциях [1].

Эффективное управление ценами предприятий в ряде отраслей хозяйства  достигается в результате применения дотирования цен производителей и потребителей. Бюджетное регулирование  цен предприятий представляет собой  неналоговую форму государственного и регионального финансового  регулирования внутрихозяйственного соотношения цен.

1.2 Основы ценовой политики  предприятия и главные направления  менеджмента цен

Управление ценами в целом  представляет собой функцию маркетинга. Это означает, что ценовая политика предприятия базируется на маркетинговых  исследованиях. Производитель продукции  формирует цену ее реализации под  влиянием соотношения спроса и предложения на каждый вид товара в данном сегменте рынка. При проведении ценовой политики предприятие учитывает существующую в рыночной экономике обратную связь между ценой реализации товара и величиной спроса на него. Рыночная цена товара и величина его предложения находятся в прямой зависимости. Зависимость цены от спроса на продаваемую продукцию и предложения представлена на рис.1.

Информация о работе Управление ценами на предприятии