Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:50, курсовая работа
Целью работы ставилось выявление особенностей ценообразования на продукцию одного из ведущих предприятий ОПК.
Достижение цели, поставленной в работе, обеспечивалось решением совокупности частных задач:
уточнением сущности понятия «оборонно-промышленный комплекс»;
определением роли места ОПК в системе национальной безопасности;
выявлением факторов, влияющих на функционирование ОПК и его структурного предприятия;
рассмотрение теоретических основ ценообразования и их практической реализации в деятельности конкретного предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………..…………………………………………………….….…3
ГЛАВА I. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЦЕНЫ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Предприятие в условиях рыночной среды…..………………….….5
1.2. Типы рыночных систем…………………………...……………….11
ГЛАВА II. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Формирование себестоимости на предприятии……….…….……17
2.2. Ценовая политика предприятия…………………………………….25
2.3. Методы ценообразования……………….…………..………...……28
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА…………….…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………………37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….38
Система цен
как их совокупность, используемая
всеми отраслями народно-
Ведущую и определяющую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей: топливно-энергетической отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), а также отрасли металлургии. При этом изменение цен на энергоносители приводит к быстрому изменению в уровне цен всех отраслей экономики.
В соответствие такому общему признаку, как сфера обслуживания национальной экономики (сфера товарного производства), цены подразделяются на виды, представленные в таблице 1.
В соответствие такому признаку как зависимость от территориального действия различают: цены единые или поясные; цены региональные (зональные, местные и т.д.)
В соответствие такому признаку как транспортная составляющая в цене различают следующие виды цен:
- цена
в месте производства
- единая цена;
- зональные цены;
- цены,
определяемые на основе базисно
Т а б л и ц а 1.
Виды цен с соответствие обслуживающей сфере товарного производства
№ п/п |
Отрасль народного хозяйства, направление хозяйственной деятельности |
Виды цены |
Определение цены |
Промышленность |
Оптовая цена на продукцию промышленности |
Цена, по которой
реализуется продукция | |
А) Оптовая (отпускная) цена |
Цена изготовителя продукции, по которой он реализует продукцию оптово-сбытовым организациям или др. предприятиям | ||
Б) Оптовая цена промышленности |
Цена, по которой
предприятия и организация- | ||
Строительство |
Сметная цена |
Полный перечень всех работ, расцененных по известным нормам и нормативам на строительство каждого объекта | |
Прейскурантная цена |
Усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительства объекта (за 1 кв.м жилплощади, за 1 кв.м окрашиваемой поверхности и др.) | ||
Договорная цена |
Цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиком и подрядчиком | ||
Сельское хозяйство |
Закупочная цена |
Цена, по которой
реализуется | |
Транспорт |
Тарифы грузового и пассажирского транспорта |
Плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения | |
Торговля |
Розничная цена |
Цена, по которой товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям | |
Услуги (коммунальные, бытовые, связь, образовательные, здравоохранения) |
Тарифы на услуги |
Плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами, предприятиями связи, учреждениями образования и здравоохранения | |
Международная деятельность |
Экспортная и импортная цены (мировые цены) |
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот |
Для такой сферы деятельности как маркетинг сложилась своя, достаточно устойчивая терминология. К используемым в маркетинге ценам следует отнести такие как:
- цена проникновения;
- цена снятия сливок;
- престижные цены;
- падающие цены;
- психологические цены;
- гибкие цены;
- цены «следования за лидером».
Таким образом, существующее видовое многообразие цен реализации на товарную продукцию (услуги) представлено системой цены, в основе которой лежит их классификация по различным экономическим признакам.
2.2. Ценовая политика предприятия
Для работающего на рынок предприятия, разумные методика установления цены и ценовая тактика, используемые при реализации ценовой стратегии определяют успех его деятельности. При этом ценообразование является средством достижения целей предприятия. Отечественный опыт свидетельствует, что, несмотря на широкое развитие неценовых методов конкуренции, ценовая политика и методы формирования цен для продвижения товаров на внутренний и мировой рынки сохраняют свое непреходящее значение.
На государственном уровне под политикой цен принято понимать действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, проводимые для регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроль их соблюдения. В соответствии с рекомендациями Министерства экономики РФ под политикой цен предприятия понимаются общие цели, для достижения которых предприятие использует цены на свою продукцию.
Получение прибыли как главная цель предприятия может быть достигнуто посредством реализации частных задач:
- защита своих интересов;
- подавление конкурентов;
- завоевание новых рынков;
- выход на рынок с новым товаром;
- быстрое возмещение затрат;
- стабилизация доходов.
Ценообразование как процесс (рис.8) может быть представлен совокупностью взаимосвязанных стадий, при этом каждая стадия содержит совокупность фаз, как времени реализации одной управленческой работы.
При установлении цен необходимо учитывать, что низкая цена не приносит прибыль, а слишком высокая не позволяет сформировать достаточный объем спроса на продукцию. Более точное определение цен руководство предприятия осуществляет на основе ценовых стратегий.
Стратегия управления ценами (ценовая стратегия) представляет собой комплекс мер по поддержанию условных цен при их регулировании в соответствии с разнообразием и особенностями спроса, конкуренции на рынке. Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке. Может попытаться реализовать активную ценовую стратегию, учитывающую собственные интересы. Выбор ценовой стратегии также во многом определяется тем, какой товар предприятие предлагает на рынке: новый, модифицированный или традиционный [11].
Ценовые стратегии делятся на три большие группы, каждая из которых делится на подгруппы (рис.9)
Стратегии
дифференцированного
Стратегии конкурентного ценообразования опираются на конкурентоспособность предприятия в зависимости от цены: стратегия проникновения на рынок, ценообразование по «кривой освоения продукции», стратегия сигнализирования, географическая стратегия.
Стратегии ассортиментного ценообразования используются в том случае, когда предприятие выпускает аналогичные, сопряженные или взаимозаменяемые товары: стратегия «набор», «комплект», «имидж» и т.д.
Таким образом, реализация всей совокупности частных задач в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, при различных цене предприятия и соотношении между ценами, на основе стратегий ценообразования, обеспечивает достижение главной цели – долгосрочной максимизации прибыли.
Этапы формирования цены и ее структура.
Одним из сложных вопросов ценообразования является определение величины прибыли, включаемой в цены естественных монополий. Но прибыль невозможно рассматривать отдельно от себестоимости и стоимость, т.к. последние также являются элементами цены. Поэтому данное обстоятельство обусловливает необходимость раскрытия механизма формирования цены с учетом всех ее составляющих.
На первом этапе формирования цены в результате соединения факторов производства в воспроизводственном процессе предприятия создается добавленная или новая стоимость, которая может быть представлена и как производственная себестоимость продукции. Прибыль производителя потенциальна, поскольку возможный доход заключен во вновь созданной продукции, но еще не реализован, т.е. произведенные блага не проданы и за них не выручены денежные средства.
На втором этапе формирования цены при поступлении на реализацию производственная себестоимость трансформируется в коммерческую или полную себестоимость. В результате реализации образуется прибыль (рис.10) предприятия как разница между величиной совокупной выручки и совокупных затрат предприятия на производство. Величину прибыли можно выразить несколько иначе и представить прибыль производителя через разность рыночной цены на товар и его себестоимость.
Стоимость товара | ||||
Добавленная (новая) стоимость |
Старая стоимость (стоимость полуфабрикатов) | |||
Прибыль (экономическая) |
Заработная плата |
|||
Рента |
Процент |
Прибыль (до выплаты налогов) |
Рис.10. прибыль в структуре стоимости товара
Рыночная цена состоит из совокупности элементов, составляющих ее структуру. В структуру цены (прил.5) входят надбавки (скидки) посредников, несущих затраты по продвижению товара.
Таким образом, рассмотрение цены как совокупности элементов и их взаимозависимости, позволяет говорить о том, что изменения одного из элементов влекут за собой изменения других, что приводит и к изменениям в уровне.
2.3. Методы ценообразования
В условиях ограниченности благ перед потребителем всегда стоит проблема выбора. Потребность в том или благе вынуждает потребителя соотносить между собой их полезности, учитывая при этом и их доступность.
Находящиеся в основе полезности различные группы качества могут быть выражены и как ценностные свойства блага: долговечность, надежность, простота в использовании и т.д. И тогда ценность блага приобретает у потребителя стоимостную оценку, которая в денежном выражении отождествляет величину набора групп качества у одного товара перед другим. Поэтому ценность выступает в форме денежной оценки потребителем полезности блага. И в этом смысле ценность имеет синоним - стоимость, где оба термина взаимозаменяемы. Вследствие этого появляется необходимость рассмотреть всю совокупность способов, лежащих в основе механизма ценообразования.
Ценовые методы,
используемые предприятиями при
формировании цен на свои товары и
услуги, могут быть классифицированы
по группам (табл. 2). В основе каждого
из них лежат затраты
Т а б л и ц а 2.
Система методов формирования цен
ЦЕНОВЫЕ МЕТОДЫ | ||
Рыночные |
Параметрические |
Затратные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сущность рыночных методов ценообразования (прил.6) заключается в том, что формирование цен происходит на основе исследования рыночных факторов.
Сущность параметрических методов (прил.6) ценообразования, как следует из их названия, состоит в том, что ценообразование происходит на основе одного или нескольких параметров (показателей) товара.
Сущность затратных методов ценообразования (прил.6) состоит в том, что в их основе лежит учет затрат производства и реализации продукции. При этом производитель определяет цену на основе себестоимости производства и необходимости получения прибыли от её реализации.
Таким образом, рассмотрение этапов формирования ценовых политики и стратегии предприятия, структуры цены и методов ценообразования позволяют перейти к выявлению их особенностей на предприятии ОПК.
ГЛАВА III
ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
НА ПРЕДПРИЯТИИ ОБОРОННО-
Ведущие предприятия ОПК России (прил.7), вошедшие в первую десятку его крупнейших предприятий, в 2006 г. заработали более 200 млрд.руб. Из 20 крупнейших оборонных предприятий России себе в убыток работают только три. Выручка остальных предприятий ОПК не превышает 10 млрд.руб. Общий рост выручки по 20 ведущим предприятиям ОПК России достиг 11.1%. В структуре общего объема производства более 40% составляет экспорт военной техники, немногим менее – гражданская продукция и только 15% - государственный оборонный заказ (ГОЗ).
Федеральный закон РФ "О государственном оборонном заказе" [2] определяет правовые и экономические принципы, порядок формирования и размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ). Им определено, что работы по осуществлению федеральной программы создания ВВТ на 10-летний период планируются первые 5-ть лет на каждый год. Указанная программа уточняется один раз в 5-ть лет, не позднее, чем за 9-ть месяцев до начала соответствующего периода.
Экономическое стимулирование реализации ГОЗ предусматривает: выделение за счет федерального бюджета ассигнований на строительство и реконструкцию организаций, оснащение их современным оборудованием, освоение новой техники, технологий и материалов; фиксированный уровень рентабельности по видам оборонной продукции, ежеквартальную индексацию ассигнований в связи с инфляционными процессами; поквартальное или поэтапное авансирование за счет средств федерального бюджета работ по выполнению ГОЗ в размере не менее 40% их стоимости; освобождение головного исполнителя ГОЗ от уплаты таможенной пошлины на оборудование и другую продукцию, не производимые отечественной промышленностью и ввозимые для технического переоснащения организаций, выполняющих ГОЗ, а также другие льготы. При отсутствии действенного исполнительного механизма имеют место факты, когда на март месяц текущего года отсутствует финансирование ГОЗ.
Информация о работе Особенности ценообразования на продукцию оборонно-промышленного комплекса