Особенности ценообразования на продукцию оборонно-промышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы ставилось выявление особенностей ценообразования на продукцию одного из ведущих предприятий ОПК.
Достижение цели, поставленной в работе, обеспечивалось решением совокупности частных задач:
уточнением сущности понятия «оборонно-промышленный комплекс»;
определением роли места ОПК в системе национальной безопасности;
выявлением факторов, влияющих на функционирование ОПК и его структурного предприятия;
рассмотрение теоретических основ ценообразования и их практической реализации в деятельности конкретного предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………..…………………………………………………….….…3
ГЛАВА I. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЦЕНЫ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Предприятие в условиях рыночной среды…..………………….….5
1.2. Типы рыночных систем…………………………...……………….11
ГЛАВА II. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Формирование себестоимости на предприятии……….…….……17
2.2. Ценовая политика предприятия…………………………………….25
2.3. Методы ценообразования……………….…………..………...……28
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА…………….…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………………37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

КР ЭП .doc

— 574.00 Кб (Скачать файл)

Власть монопсонии характеризует такую ситуацию в экономических отношениях, когда единственный покупатель оказывает влияние на цены тех ресурсов, которые он закупает. Когда производитель, обладающий властью монопсонии, увеличивает закупки, цена, которую он должен заплатить, увеличивается.

Таким образом, анализ приведенных  форм экономических отношений между  производителем и покупателем, образуемых на основе взаимосвязи типов экономических  отношений и механизма конкуренции позволяет:

- отнести по совокупности ситуационных признаков монопольное право государства на производство продукции и услуг военного назначения к такому типу монополии как естественная;

- определить применительно к естественной монополии экономические отношения в ОПК России как олигопсонию.

Вследствие этого, рассмотрение механизмов разработки ценовой политики и ценовой стратегии предприятия, ценообразования на продукцию, как отдельным предприятием, так и группой предприятий отрасли необходимо провести на основе выявленной формы экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

2.1. Формирование себестоимости на предприятии

Любое предприятие  в экономической литературе рассматривается  как основное звено экономической  системы общественного устройства. Экономическим назначением предприятия является производство продукции (работ, услуг) для рынка

По материально-вещественному  составу продукция – это предметы питания, одежда, обувь, мебель, жилища, машины, материалы и т.п. Услуги – то, что производят для потребителя предприятия торговли, транспорта и связи, здравоохранения и образования, науки и культуры, рекламы и коммунально-бытового обслуживания. Работа – это деятельность по созданию продукции (услуг), не завершенная созданием конечной продукции (строительно-монтажные работы, сборочные работы, посевные работы и т.д.). На одном предприятии могут производиться и продукция, и работы, и услуги [19].

Для оценки экономической деятельности предприятия используют термины «совокупная выручка» и «прибыль» [17]. Поэтому целесообразно рассмотреть содержание упомянутых терминов, приведенных в современной экономической литературе.

Под «совокупной выручкой» (total revenue) предприятия принято понимать доход предприятия, т.е. денежные средства, которые оно получает при реализации произведенных благ [18].

Под «прибылью» (profit - Pr) предприятия принято понимать разницу между совокупной выручкой (TR), полученной за продукцию, и издержками (ТС) на ее производство. Следовательно, прибыль производителя можно рассчитать по формуле: Pr = TR – ТС.

Анализ содержания терминов (прил.1), приведенных в различных источниках, показывает, что прибыль предприятия формируется путем сложения доходов, полученных и поступивших на предприятие, и вычета из них соответствующих расходов и отчислений. Вследствие этого на предприятии различают несколько видов прибыли (прил.2):

- реализационная прибыль или валовая;

-операционная прибыль или прибыль от прочей реализации;

- внереализационная прибыль;

- балансовая прибыль;

- чистая прибыль.

Из представленных видов  прибыли наибольший интерес представляет реализационная прибыль (Преал), т.к. она наиболее точно отражает источники ее получения - продукция реализованная (РП) и себестоимость продукции (S).

Таким образом, представление  результата экономической деятельности предприятия через прибыль и анализ содержания терминов, приведенных в экономической литературе, позволили выделить источники ее получения. Следовательно, необходимым шагом в данной работе является рассмотрение источников и механизма формирования себестоимости продукции (S).

Анализ содержания терминов (прил.2) позволяет выделить такие  ключевые слова как «расходы» и «затраты». Поэтому можно говорить о том, что источником образования себестоимости продукции являются расходы и затраты на ее производство. Рассматривая содержание термина «расходы» (прил.2), делаем допущение о том, что он используется в совокупности с термином «доходы», образуя тем самым парную категорию. Такой подход позволяет исключить в работе его дальнейшее использование. Опираясь на другое из приведенных определений, вычленяем из него понятие «издержки» и применяем его в работе.

Длительный  период времени в России был распространен один единственный термин - себестоимость продукции. В экономической лексике термин «издержки» получил широкое распространение в России с переводом экономики на рыночные рельсы. Рассмотрим содержание данного термина, приводимого в различных источниках.

Анализ содержания приведенных терминов (прил.2) показывает, что ключевым словом являются затраты. Поэтому в данной работе, при рассмотрении структуры себестоимости, применительно к производственным расходам и расходам на реализацию продукции используется термин «затраты», а при определении доходов предприятия на основе учета совокупных (валовых) расходов – издержки.

Затраты, образующие себестоимость, по содержанию группируют по экономически однородным элементам, представленным на рисунке 6. Данная структура формируется под влиянием различных факторов: характера производимой продукции и потребляемых материально-сырьевых ресурсов, технического уровня производства, форм его организации и размещения, условий снабжения и сбыта продукции. При этом следует уточнить, что данные затраты носят текущий характер. Учет затрат, входящих в себестоимость и определяющих ее значение, получил название калькуляция (от лат. сalculation – счет, подсчет).


 

 

 

 

 

 

 

По объему учитываемых  затрат различают три вида себестоимости:

- цеховая – затраты на производство продукции в пределах цеха;

- производственная (себестоимость готовой продукции) – с учетом цеховой себестоимости включает затраты вспомогательного производства;

- полная себестоимость или себестоимость реализованной (отгруженной продукции) – это производственная себестоимость продукции и плюс затраты по ее реализации.

Перечень статей калькуляции себестоимости единицы  продукции представлен на рисунке 7.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При калькуляции  затрат используют методы калькуляции, образующих две группы. Под методом калькулирования понимается способ калькулирования в зависимости от калькуляционной единицы.

К первой группе относят методы предварительного калькулирования:

- метод удельных затрат;

- агрегатный метод;

- балльный метод;

- параметрический метод.

Ко второй группе относят методы производственного калькулирования:

- позаказный;

- попередельный;

- нормативный.

В многономенклатурных  производствах первые шесть статей обычно относятся к прямым (технологическим) затратам, а остальные – к косвенным (накладным) затратам, связанным с организацией производства и управлением. В простых производствах все затраты рассматриваются как прямые.

Первые десять статей образуют производственную себестоимость. При добавлении к ней коммерческих затрат, включающих в себя затраты по реализации продукции, получают коммерческую (полную) себестоимость.

В состав коммерческих (ранее  внепроизводственных) затрат входят затраты, связанные с упаковкой, хранением, транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателем сверх цены на продукцию), рекламой, включая участие в выставках, ярмарках и другие аналогичные затраты.

Таким образом, рассмотрение структуры затрат на производство продукции (работ, услуг) и ее реализацию позволило выявить такие составные части себестоимости как производственная себестоимость и коммерческая (полная) себестоимость.

Товар и стоимость.

Целью деятельности предприятия  является производство продукции (работ, услуг) и последующая их реализация через рынок. Поэтому произведенная продукция, представленная на рынок, переходит в категорию товар.

Товар - любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт труда, специально произведённый для обмена и способный удовлетворить человеческую потребность; любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи [7].

К.Маркс определял товар как «внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности» [16].

Для перехода в категорию «товар» вещь должна иметь:

- полезные для потребителя свойства;

- стоимость;

- ограничение в доступе.

Понятие товар является основой для функционирования рыночной экономики. Сегодня товаром называют всё, что можно продать. В современных условиях самостоятельным товаром может выступать любое право на что-либо. Сегодня вещь часто передается как приложение к приобретенному праву (полной собственности, пользования, прослушивания). Следовательно, товаром можно назвать передаваемое другому лицу право на что-либо, которое может сопровождаться передачей вещей.

Целью любого производства является доведение продукта от производителя  к конечному потребителю. В условиях рынка это происходит при обмене товара на товар или товара на деньги. Способность одного товара обмениваться на другой определяется, прежде всего, его потребительной стоимостью – полезностью вещи, его свойствами удовлетворять определенную человеческую потребность.

Вторым условием, необходимым  для обмена товара, является его  стоимость. Перед началом производства экономисты и нормировщики на основе требований технологического процесса определяют нормативную себестоимость  изготовления единицы продукции. Из совокупности нормированных себестоимостей элементов и процессов складывается нормативная себестоимость (производственная себестоимость) продукции.

Исходная ценность продукции заключена в ценности материалов (полуфабрикатов, заготовок  и пр.). Если продукция изготовлена из данного полуфабриката, то возникает «добавленная ценность» в виде готовой продукции. Но если при изготовлении продукции нормативные затраты превышены, между нормативной и фактической добавленной стоимостью появляется расхождение. Из этого следует, что производитель (предприятие) или распространитель продукции только добавляют затраты, другой вопрос - какая часть этих добавленных затрат превращается в реальную стоимость, а какая - в пустую трату сил и отходы. И только потребитель определяет реальную стоимость продукции, принимая или не принимая себестоимость, рассчитанную предприятием на товарную продукцию. Следовательно, переход экономических категорий одной в другую, таких как «себестоимость» в «стоимость», происходит на рынке под воздействием спроса и предложения.

В процессе обмена разнокачественных товаров человечество постоянно сталкивалось с необходимостью выбора справедливого эквивалента такого обмена. Таким мерилом стала стоимость как общественно необходимые затраты труда (живого и овеществленного), необходимые для изготовления товара (услуги) при наличии общественно-нормальных условий производства, при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда, с учетом чистого дохода, необходимого для интенсивной деятельности предприятия, а также внесения платежей в бюджет.

Общественно-необходимые  затраты вбирают в себя не только затраты отдельного товаропроизводителя, но и величину дополнительных, внешних  для самого предприятия затрат, связанных  с последствиями загрязнения  окружающей среды, стоимостью трудовых и производственных ресурсов общества, которые используют в своей деятельности предприятия, т.е. имеет место тот случай, когда общественные затраты оказываются выше частных. Для того, чтобы обмен товаров состоялся, необходимо, как минимум, сравнить их стоимости. Большинство затрат, входящих в стоимость, поддаются учету, анализу, планированию. Поэтому стоимость выступает объективной основой обмена на рынке.

Таким образом, товар и стоимость как парная экономическая категория, находят свое проявление там, где имеет место реализация предприятием своей продукции, где реализация выступает как операция обмена одного товара другой или его эквивалент, выраженный в денежной форме.

Реализация  и рыночная цена.

В экономической  литературе существует несколько наиболее распространенных определений цены:

а) классическое определение К.Маркса: «цена есть денежное выражение стоимости товара»;

б) цена определяется не «затратной» стоимостью, а «альтернативной» стоимостью, т.е. цена данного товара определяется суммой цен тех товаров, которые можно приобрести за эту же денежную массу [13];

в) определение  цены в системе маркетинга: «цена  определяется как денежная сумма, взимаемая  за конкретные товар»;

г) цена как форма  общественной оценки ресурсов, товаров  и услуг.

Приведенное содержание цены не может претендовать на полную объективность, поскольку является выражением заинтересованных сторон, как потребителя, так и производителя. Однако позволяет вычленить такие  ключевые слова как «денежное  выражение стоимости», «денежная сумма», «форма оценки».

В экономических  отношениях цена является социальной формой проявления закона стоимости, опосредующей различные стадии воспроизводственного процесса. Она призвана отражать множество условий производства и реализации товаров. Поэтому на рынке существуют различные группы цен, образующих их единую систему.

Информация о работе Особенности ценообразования на продукцию оборонно-промышленного комплекса