Особенности ценообразования на продукцию оборонно-промышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы ставилось выявление особенностей ценообразования на продукцию одного из ведущих предприятий ОПК.
Достижение цели, поставленной в работе, обеспечивалось решением совокупности частных задач:
уточнением сущности понятия «оборонно-промышленный комплекс»;
определением роли места ОПК в системе национальной безопасности;
выявлением факторов, влияющих на функционирование ОПК и его структурного предприятия;
рассмотрение теоретических основ ценообразования и их практической реализации в деятельности конкретного предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………..…………………………………………………….….…3
ГЛАВА I. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЦЕНЫ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Предприятие в условиях рыночной среды…..………………….….5
1.2. Типы рыночных систем…………………………...……………….11
ГЛАВА II. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Формирование себестоимости на предприятии……….…….……17
2.2. Ценовая политика предприятия…………………………………….25
2.3. Методы ценообразования……………….…………..………...……28
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА…………….…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………………37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

КР ЭП .doc

— 574.00 Кб (Скачать файл)

При рассмотрении непосредственных факторов очевидным  становится тот факт, что сокращение объема гособоронзаказа (ГОЗ) на специфическую продукцию приводит к сокращению объема производства и влечет за собой потерю предприятием прибыли. Следовательно, при рассмотрении данной группы факторов позволительно уточнить такое требование к предприятию как «максимальная адаптируемость к законам рынка».

Сокращение  объемов производства неизбежно  повлечет за собой сокращение средств  по всем статьям расходов, в т.ч. и  на НИОКР. Это может приостановить  перспективные наработки, привести к отставанию или утере приоритета, особенно в области технологии двойного назначения и лишить дополнительного дохода. Поэтому ОПК должен обладать возможностью осуществлять работу на перспективном направлении независимо от меняющихся условий. Следовательно, другим требованием к ОПК и к предприятию в его структуре, выступает такое как «саморегулируемость».

В современной  экономической теории [15] отношения хозяйствования могут быть представлены на: мегауровне или в мировой экономике; макроуровне или в национальной экономике; мезоуровне или в отраслях, комплексах или подсистемах национальной экономики; микроуровне или в фирмах, предприятиях и организациях подсистем национальной экономики (рис.3).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На мезоуровне экономические отношения определяются комбинацией факторов производства и формами собственности, что определяет тип отношений между объектами хозяйствования.

Для микроуровня  основу воспроизводственного процесса определяют его общественные вариации (общественное разделение и кооперация труда, концентрация и специализация производства, его комбинирование и интеграция).

На всех стадиях  определения комбинации факторов производства, рациональное поведение субъекта и  объекта определяется спросом и  предложением как рыночными категориями. Вследствие этого эффективность деятельности предприятия зависит от форм организации хозяйственных отношений. Поэтому руководство любого предприятия вынуждено учитывать сложившиеся на рынке организационные формы хозяйственной деятельности, определяя цели ценовой политики, ценовую стратегию предприятия и ценообразование на свою продукцию.

В теории управления группы или коллективы людей социальной системой, а необходимость согласования их деятельности предполагает наличие  управления, что позволяет рассматривать  социальную систему и как систему организационного управления. Поэтому предприятие можно представить как микроэкономическую систему (рис.4) и выделить в ней следующие элементы микросистемы: субъект; содержание; процесс; материально-вещественная основа; объект [15].


 

 

 

 

Такое представление позволяет выделить совокупность непосредственных, внутрисистемных факторов, где один элемент выступает источником развития другого элемента системы.

Для реализации содержания производственной деятельности субъекту экономической системы необходим соответствующий инструментарий как совокупность способов и приемов экономического воздействия. Поэтому реализацию содержания в избранных организационных формах экономических отношений и при соответствующем инструментарии позволительно представить как функционирование экономической системы. В современной научной литературе функционирование системы рассматривается и как процесс. Процесс (от лат. processus - продвижение) – 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата; 3) порядок рассмотрения дел в суде [9, 10].

Представленные в экономической  литературе такие организационные  формы экономических отношений  как домонополистическая, административно-командная и монополистическая характерны для первых двух уровней иерархии. Это обусловлено тем, что разделение труда, отношения к собственности и факторам производства, в совокупности с экономическим инструментарием на высших уровнях иерархии экономических отношений призваны обеспечить условия для функционирования системы с целью достижения максимального экономического эффекта. Тогда как на низшем уровне они непосредственно обеспечивают эффективность производственного процесса в целом и, в частности, каждой его стадии.

Таким образом, определение места ОПК в структуре национальной безопасности государства и в его военной организации позволило представить совокупность опосредованных факторов, влияющих на деятельность предприятия, входящего в структуру ОПК. При этом представление предприятия через микроэкономическую систему позволило определить основные из непосредственных факторов.

Для понимания механизмов разработки предприятием ценовой политики и ценовой стратегии, ценообразования на свою продукцию, необходимо рассмотреть существующие типы экономических отношений.

 

1.2. Типы рыночных систем

 

В современной  экономической теории выделяют типы экономических отношений, относящиеся к совершенной или свободной конкуренции и к несовершенной или монополистической конкуренции. В зависимости от степени убывания силы конкуренции, несовершенная конкуренция ранжируется и представлена такими ее формами как монополия полная, дуополия, олигополия и монополистическая с дифференциацией продукта.

Для совершенной или свободной конкуренции характерным является наличие множества фирм, производящих однородную продукцию. Наличие информации, свобода входа на рынок и выхода с него, отсутствие ограничений межотраслевого перелива капитала – все это в совокупности не позволяет предприятию осуществлять полный контроль над ценами.

Для монополии полной характерно наличие единого продавца, производящего недифференцированный продукт, не имеющий субститутов. Монополист как продавец, вступая в обмен с покупателем, стремится установить цену, позволяющую извлечь максимальную прибыль. Данная форма характеризуется значительным контролем со стороны товаропроизводителя над ценой.

Для дуополии характерна менее высокая степень монополизации потому, что производство продукта осуществляется на двух фирмах и предполагает менее жесткий контроль над ценами со стороны производителей.

Олигополия как форма хозяйствования присуща базовым отраслям с однородной продукцией и большим размером предприятий. Она характерна для нескольких товаропроизводителей, предлагающих неодинаковые (дифференцированные) товары, что предполагает менее жесткий контроль над ценами со стороны товаропроизводителей. Ей соответствует конкуренция, носящая преимущественно неценовой характер. Для потребителя товар обусловливает свою привлекательность не снижением затрат производителя и цены, а улучшением своего качества и сервисного обслуживания.

При олигополии снижение цены одним предприятием может привести к ее снижению другими. В результате возросший спрос на продукцию может быть распределен между всеми участниками рынка и инициатору снижения цены, в данном случае, достается только часть возросшего спроса и сбыта продукции. Вместе с тем, возможна ситуация, когда за инициатором повышения цены никто не последует. Тогда спрос на ее продукцию, в силу обозначившегося конкурентного преимущества других фирм, уменьшится в большей степени, чем в случае солидарного повышения цены всеми. Следовательно, при олигополистической форме организации отношений имеет место стабильность цен.

Такой стабильности цен, обусловленной взаимозависимостью и взаимодействием фирм-олигополистов, нет при иных формах организации хозяйственных отношений. Появление дополнительной цели, состоящей в максимизации совокупной прибыли в масштабах олигополии, определяет мотивацию поведения фирм-олигополистов. Результатом сотрудничества всех фирм является доход больший того, который может быть получен при самостоятельных действиях каждой.

Монополистическая конкуренция как форма хозяйствования предполагает наличие большого числа товаропроизводителей и покупателей, вход на рынок и выход из него относительно свободен. Однако производство широкого спектра товаров, т.е. наличие их дифференциации, приводит каждого продавца к понижающему спросу и вынуждает его нести дополнительные расходы по доведению товара до потребителя (реклама, упаковка и т.д.). Имеет место незначительный контроль над ценами, т.к. и при повышении цены продукт может сохранять свою привлекательность для потребителя в силу своего более высокого качества.

Рассмотренные типы экономических отношений имеют единую для них образующую основу - механизм конкуренции, свобода проявления которого определяет вид монополии. Существующие виды монополий можно классифицировать на естественную, административную и экономическую.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин и отражает ситуацию, где спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей, что делает конкуренцию нежелательной или невозможной. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. Данные отрасли представлены ограниченным количеством, если не единственным национальным предприятием. В силу этого они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий субъекта в лице органов государственной власти. Это проявляется в предоставлении отдельным предприятиям или их объединениям исключительного права и создания условий на выполнение определенного рода деятельности, что исключает наличие между ними конкуренции.

Экономическая монополия обусловлена закономерностями хозяйственного развития, в котором предприятие сумело занять монопольное положение на рынке. Данное положение может быть обеспечено либо успешным развитием предприятия и постоянным увеличением его масштабов путем концентрации капитала, либо централизацией капиталов при добровольном объединении или поглощении лидером аутсайдеров. И то и другое обеспечивает предприятию такое положение, при котором оно начинает доминировать на рынке.

В случае административной и экономической монополии имеют место схожие ситуации, создаваемые или хозяйствующими субъектом (органом власти) и объектом (предприятием) и в данном случае их целесообразно объединить общим понятием «рыночная монополия» [21]. Деление монополий на естественную и рыночную и соответствующие им ситуации, позволяет выделить ситуативные признаки:

1) роль в национальной  экономике; 

2) причины возникновения  и сфера функционирования;

3) особенности возникновения  и поведения монополии;

4) временные характеристики  осуществления монопольной власти.

Государство, предоставляя определенные права на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности, регулирует эту деятельность и административным путем создает монополию. Если деятельность предприятия подчинена реализации социально значимых проектов, таких как образование и медицина, защита государства, реализация прав и свобод его граждан, то государство создает определенные условия, которые реализуются в предоставлении права монопольного положения на рынке. При этом государство оставляет за собой право регулирования ценовой политики предприятия.

Естественные монополии имеют собственный механизм функционирования, при котором их естественный монополизм определяется эффективным масштабом производства одного поставщика товара. Этот объем предложения близок к количеству, на который рынок предъявляет спрос по любой цене и достаточный для покрытия издержек производства естественной монополией.

Рассматривая естественную монополию как устойчивое состояние  рынка при отсутствии конкуренции, можно выделить четыре основных типа естественных монополий (рис. 5).

Наибольший интерес, применительно к данной работе представляют государственные естественные монополии. Они возникают, как правило, на рынках, относящихся к исключительной компетенции государства. В производственной сфере – это выпуск таких особых товаров, как деньги, медали, наркотические вещества, продукция военного назначения и т.п., в непроизводственной сфере – организация и регулирование денежных потоков, налоговых сборов и других экономических функций государства.


 

 

 

 

Поскольку рассмотренные  монополии характеризуют положение на рынке только товаропроизводителя, постольку было бы несправедливо обойти вниманием другого участника экономических отношений – покупателя. Поэтому необходимо отметить наличие такой монополии как монопсония.

В экономической литературе [14] монопсония представлена экономическими отношениями, в которых выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Более обобщенно – ситуация, при которой предприятие является монополистом на рынке. Предприятие выступает покупателем и само устанавливает цены. Поэтому характеризуя экономические отношения, где цену устанавливает покупатель, применяют термин «монопсония». Существуют такие формы монопсонии как чистая монопсония, олигопсония и власть монопсонии.

Чистая монопсония довольно редкая форма и ее примером может служить рынок ядерного оружия, на котором государство (субъект макросистемы) выступает единственным покупателем. Государство закупает все рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена.

Олигопсония выступает другой формой отношений на рынке, когда небольшое число фирм закупает все рыночное предложение. Данная форма отношений представлена такой ситуацией на рынке, когда нескольким покупателям противостоит большое количество производителей. Таким примером может служить рынок вооружений, товаров и услуг военного назначения, на котором в качестве покупателя выступает ограниченное количество государственных силовых структур. Данные покупатели, ограниченные рамками бюджета, могут влиять на цену продукции производителя.

Информация о работе Особенности ценообразования на продукцию оборонно-промышленного комплекса