Ценообразование в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являются исследование ценообразования в современной экономике России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятия цены и ценообразования, а также сущность цены, ее функции и виды;
- обозначить основные методы и способы ценообразования в современной экономике;
- выявить основные стратегии ценообразования их некоторые особенности на современном этапе экономики России;
- изучить проблемы ценообразования и пути их решения в условиях рыночной экономики.

Содержание работы

Ведение
1. Теоретические аспекты ценообразования как экономической науки
1.1 Понятие цены и ценообразования
1.2 Особенности цены, как экономическая категория в переходный период экономики России
1.3 Сущность цены, ее функции и виды
2. Ценообразование в современной экономике России
2.1 О некоторых особенностях стратегии ценообразования на современном этапе реформирования экономики России
2.2 Основные методы ценообразования
2.3 Способы ценообразования в современной экономике
2.4 Проблемы ценообразования и пути их решения в условиях рыночной экономики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Возможные варианты реформы цен, как  известно, основывалось, с одной  стороны, на высоких темпах роста  объемов промышленного производства в период послевоенного восстановления народного хозяйства, а с другой -- на внеэкономическом принуждении крестьянства, у которого продукция забиралась по символическим ценам. В настоящее время таких условий нет и не может быть, так что этот вариант всерьез нельзя рассматривать.

Специалистами были проработаны возможности  единовременного перехода к чисто рыночным принципам формирования цен. Рыночный механизм действительно является реальным регулятором производства, обеспечивающим рост его доходности. При этом главным фактором выступает жесткая конкурентная борьба, освобождающая производственные структуры от наиболее слабых участников и перераспределяющая высвобождающиеся производственные ресурсы в пользу наиболее сильных.

В мировой практике нет опыта  перехода к рыночной форме ведения  хозяйства экономики аналогичного масштаба и состояния. Один из возможных сценариев развития системы рыночных цен исходит из формирования их на основе цен на топливно-энергетические ресурсы. Для обеспечения условий самофинансирования может быть принят замыкающий по уровню затрат район добычи угля -- Донбасс. Повышение цен (по сравнению с действующим уровнем) без учета удорожающих факторов от роста цен на потребляемые ресурсы составит 3 -- 3,2 раза. Исходя из этого цена на конкурирующие с ними на значительной территории угли Кузбасса возрастет примерно в 5 раз, а в целом по углю рост цен можно оценить в 4 -- 4,5 раза. Цена на газ, мазут повысится в 5 раз, а на моторное топливо в 2,5-3 раза. При этом цена сырой нефти может достигнуть 150 руб. за тонну, или возрасти в 5 раз. Повышение цен на топливно-энергетические и другие ресурсы приведет к повышению транспортных тарифов ориентировочно в 3 -- 4 раза. Такой же размер повышения цен следует ожидать и по конструкционным материалам (металл, пиломатериалы, конструкционные пластмассы). В 3,5 -- 4 раза повысятся цены на химическую продукцию, включая минеральные удобрения. Цены на строительные материалы увеличатся в 3 (железобетон) -- 6 (кирпич, нерудные материалы) раз.

Чтобы переход к чисто рыночному  ценообразованию не привел к неуправляемой  инфляции и резкому падению  объемов производства и жизненного уровня населения, огромной безработице, необходим ряд объективных условий: демонополизация производства с тем, чтобы обеспечить реальную конкуренцию производителей; наличие рыночных структур (товарных и фондовых бирж, рынка труда и т. д. ), системы поддержки мелких предприятий: создание системы социальной защищенности населения, роста цен, безработицы, закрытия неэффективных предприятий; проведение гибкой таможенной политики на основе соответствующего законодательства; индексация доходов малоимущих слоев населения и гибкая система оплаты труда, создание соответствующих структур требует 5 -- 10 лет. Да и сейчас в ряде капиталистических государств немалая часть продукции и услуг реализуется по регулируемым ценам (в Японии -- 19%, в Швейцарии -- 50% и т. п.).

В докладе Комиссии тех лет (1991г. ) по рассмотрению альтернативных проектов перехода на рыночные отношения (академика  А. Г. Аганбегяна) были рассмотрены альтернативные проекты перехода на рыночные отношения, предлагалось не вводить новые оптовые и розничные цены с 1 января 1991 г. , а перейти с 1 августа 1991г. в основном на свободные цены, сохранив государственные цены только на 20 -- 30% товаров и услуг. Авторы доклада при этом исходили из того, что до этого времени удастся достигнуть в основном материально-финансовой сбалансированности, cвязать «горячие» деньги населения и предприятий за счет приватизации и акционирования государственных предприятий, создания рынка жилья, земли, сокращения расходов на оборону и инвестиций. Однако никакое связывание «лишних» денег не ликвидирует, с одной стороны, вполне реального дефицита многих видов продовольствия и промышленных товаров, а с другой стороны -- монополизма производителей, складывающегося десятилетиями. При монополии производителей и обостряющихся трудностях с материально-техническим обеспечением производства, закрытием предприятий по экологическим причинам сбалансированность во многих случаях будет достигаться за счет сокращения выпуска продукции и соответствующего роста цен. Собственно говоря, такое положение было в Польше, похожие процессы происходили в Венгрии, Болгарии. Поэтому и этот вариант был практически неприемлем.

В письмах, приходивших в органы ценообразования, выступлениях ряда специалистов встречалось и такое предложение -- перейти во внутреннем ценообразовании полностью на мировые цены. Логика здесь такая: рынка у нас пока нет и в ближайшее время его создать не удастся, так что реальных рыночных цен у нас не будет; с другой стороны, административные методы ценообразования себя дискредитировали. Поэтому целесообразно использовать у нас цены мирового рынка, которые лучше считывают потребительскую ценность товаров, сравнительную эффективность производства разных видов продукции.

При переходе на мировые цены исходя из курса рубля ситуация будет следующая. Все добывающие отрасли получат сверхприбыль, которая при единой системе налогообложения позволит иметь огромный финансовый резерв в этих отраслях. Большинство других отраслей будет иметь прибыль, однако ее размер станет недостаточен для обеспечения их самофинансирования. В то же время электронная промышленность и ряд подотраслей легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства будут убыточными. То есть и в этом случае переход на мировые цены никак не способствует работе отраслей народного хозяйства в рыночных условиях.

Суть практически принятой в 1990 году программы реформы ценообразования  состоит в трех ключевых положениях.

Первое. Все цены представляют взаимоувязанную  систему различных видов цен: оптовых, закупочных и розничных цен, и пересматривать их надо взаимосвязано и. в основном, одновременно.

Второе. Учитывая, что на первом этапе  государственный сектор будет занимать ведущие позиции в экономике, вполне естественно, что большая  часть цен устанавливается государственными органами ценообразования. Поэтому возможен и целесообразен единовременный пересмотр цен с целью ликвидации наиболее острых деформаций в системе и приведение цен в соответствие со сложившимся уровнем общественно необходимых затрат и в определенной мере с пропорциями мировых цен.

Третье. Пересмотр цен создает  условия для развития важнейшего принципа товарно-денежных отношений, их эквивалентности и перехода к  рыночным методам ценообразования. Начиная с 1991 -- 1992 гг. на базе новых  цен проводился комплекс мер по разгосударствлению политики цен, переносу центра тяжести на предприятия, их саморазвитию на основе активизации роли цен. При этом исходили из того, что в регулируемой рыночной экономике будут применяться: государственные фиксированные цены и тарифы; регулируемые цены и тарифы; договорные цены и тарифы.

Заключение

В процессе коренной перестройки хозяйственного механизма, объективной необходимостью стал радикальный пересмотр сложившейся  в нашей стране ранее системы  цен и ценообразования. Без реформы цен невозможно создать нормальных экономических отношений в экономике, обеспечить обоснованную оценку затрат и результатов производства, эквивалентность в обмене товарами и услугами, стимулировать научно-технический прогресс и ресурсосбережение и нормализовать обстановку на рынке.

Одновременный переход по всем товарам  на свободное ценообразование экономически и политически не был оправдан. Следовало бы осуществлять постепенный  переход к свободным ценам  и контролировать их рост, проводя  активную антиинфляционную политику.

Для того, чтобы процесс ценообразования  происходил нормально, т.е. чтобы рост свободных цен находился в  допустимых пределах и не приводил прежде всего к сокращению производства и кризису экономики, автор считает  необходимым сделать следующие предложения:

1) осуществить реальную хозяйственную  самостоятельность предприятий,  обладающих правом участвовать  в заключении договоров о ценах;

2) обеспечить отсутствие дефицита  товаров, переводимых на реализацию  по свободным ценам, а также  отсутствие монополии товаропроизводителей;

3) провести структурную перестройку  экономики, прежде всего базовых  отраслей хозяйства, и конверсию  оборонного комплекса;

4) обеспечить единое экономическое  пространство в рамках государства;

5) юридически закрепить право на свободный выбор поставщиков и потребителей.

Так же, следует либо ограничить сферу  действия свободных цен, либо, допуская их свободное движение, осуществлять государственное регулирование. Следовательно, в этих условиях представляется необходимым  организовать наблюдение и контроль за свободными ценами. По-видимому, это наиболее приемлемый способ реализации политики в области ценообразования при переходе к рынку. Такой контроль позволяет добиться прекращения падения производства, ограничить темпы инфляции, создать стимулы для товаропроизводителей, увеличить доходы за счет роста производства, а не цен.

В условиях быстроменяющихся экономических  условий, как это имеет место  в России, изучение рыночной конъюнктуры  и разработку на этой основе стратегии  и тактики ценообразования на каждом этапе развития экономики следует начинать с анализа общей экономической ситуации в стране, т.е. с анализа макроэкономических процессов.

Список использованной литературы

1. Амбрютина М.С. Ценообразование  в рыночной экономике. М., 2003.

2. Липсиц И.В. Ценообразование в  рыночной экономике М.,2001.

3. Лорин А.Н. Ценообразование во  внешнеэкономической деятельности  промышленной фирмы. М., 2003.

4. Система ценообразования и виды  рыночных цен// под ред. Андреева  М. П. М., 2001.

5. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М, 2007.

6. Усатов И.А. Цена и ценообразование  в условиях перехода к рыночной  экономике. М., 2004.

7. Цацулин А.Н. Ценообразование  в системе маркетинга. М., 2007.

8. Ценообразование// под ред. Салимжанова  И.К. М., 2005.

9. Цены и ценообразование// под ред.  В.Е. Есипова. СПб, 2000.

10. Шуляк П.Н. Ценообразование. М., 1999.


Информация о работе Ценообразование в современной экономике России