Ценообразование в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являются исследование ценообразования в современной экономике России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятия цены и ценообразования, а также сущность цены, ее функции и виды;
- обозначить основные методы и способы ценообразования в современной экономике;
- выявить основные стратегии ценообразования их некоторые особенности на современном этапе экономики России;
- изучить проблемы ценообразования и пути их решения в условиях рыночной экономики.

Содержание работы

Ведение
1. Теоретические аспекты ценообразования как экономической науки
1.1 Понятие цены и ценообразования
1.2 Особенности цены, как экономическая категория в переходный период экономики России
1.3 Сущность цены, ее функции и виды
2. Ценообразование в современной экономике России
2.1 О некоторых особенностях стратегии ценообразования на современном этапе реформирования экономики России
2.2 Основные методы ценообразования
2.3 Способы ценообразования в современной экономике
2.4 Проблемы ценообразования и пути их решения в условиях рыночной экономики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Ведение

1. Теоретические аспекты ценообразования  как экономической науки

1.1 Понятие цены и ценообразования

1.2 Особенности цены, как экономическая  категория в переходный период  экономики России

1.3 Сущность цены, ее функции  и виды

2. Ценообразование в современной экономике России

2.1 О некоторых особенностях  стратегии ценообразования на  современном этапе реформирования  экономики России

2.2 Основные методы ценообразования

2.3 Способы ценообразования в  современной экономике

2.4 Проблемы ценообразования и пути их решения в условиях рыночной экономики

Заключение

Список использованной литературы

Ведение

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена -- сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом.

В первую очередь это относится  к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию  валового внутреннего продукта и  национального дохода.

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают  основным регулятором пропорций  общественного воспроизводства, хозяйственных  отношений.

Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря  которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования успешной государственной политики в области экономики и управления.

В этом и заключается актуальность курсовой работы.

Целью данной работы являются исследование ценообразования в современной  экономике России.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятия цены и  ценообразования, а также сущность  цены, ее функции и виды;

- обозначить основные методы  и способы ценообразования в  современной экономике;

- выявить основные стратегии  ценообразования их некоторые особенности на современном этапе экономики России;

- изучить проблемы ценообразования  и пути их решения в условиях  рыночной экономики.

Структура курсовой работы обуславливается  целями и задачами исследования и  состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические аспекты  ценообразования как экономической  науки

1.1 Понятие цены и  ценообразования

Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сложная экономическая категория. В ней сфокусированы практически  все основные экономические отношения  в обществе. Прежде всего это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Цена опосредует все товарно-денежные отношения.

Цены, несомненно, представляют собой  тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.

Цены, процессы их образования и  изменения представляют собой предмет  статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику.

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения.

Перед всеми коммерческими и  многими некоммерческими организациями  в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка  ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено воздействию множества факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющим маркетинга фирмы.

Цены находятся в тесной зависимости  от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему с помощью применения различных методов ценообразования.

1.2 Особенности цены, как  экономическая категория в переходный  период экономики России

Цена, как и деньги, - экономическая  категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена цены использовались как обменные пропорции. Такие цены не были универсальными и для каждой из обменивающихся сторон выражались в разных единицах.

Появление денег породило возможность  выражать цену в одних и тех  же единицах платежного средства. И продавец, и покупатель рассматривают цену с точки зрения количества денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара.

Цена - форма выражения полезности блага, проявляющаяся в процессе обмена.

Развитие рыночных отношений в России стимулирует развитие конкуренции товаропроизводителей. Одним из показателей конкурентоспособности продукции становится цена. Цена, учитывающая различия в издержках производства и организации сбыта, различия в уровнях спроса, распределение покупок во времени и другие факторы.

Стоимость любого товара, согласно трудовой теории, представляет собой «сгусток», «кристаллизацию» человеческого труда  в его общей форме, как затрат энергии, воли, сознания, целенаправленной деятельности очищенных от конкретных форм. Такой труд получил название абстрактного труда.

Величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на его производство. Стоимость товара, как воплощенный в товаре труд, проявляет себя в меновой стоимости, т. е. в сопоставлении одного товара с другим. Стоимость всех товаров определяется их полными издержками производства, т, е. рабочим временем, требующимся для их изготовления, доставку и реализацию.

Цена товара в условиях рыночных отношений является денежной формой стоимости товара, произведенного на соответствующих предприятиях. Цена, следовательно, выражает общественные отношения, свойственные гражданскому обществу. Поскольку стоимость товара формируется под непосредственным контролем со стороны общества на основе плановых нормативов затрат труда, то и цена товара также испытывает на себе регулирующее воздействие со стороны общества в лице экономических органов.

С точки зрения экономики, цена является самой первой стоимостной категорией поскольку экономика как система специфических социальных связей возникает в виде актов непосредственного обмена товарами, в виде товарного и денежного выражения стоимости товара.

Способ определения цены характеризует  природу рынка и экономическую  систему в целом. Цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных и денежных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения. Однако цена по-прежнему одна из наименее разработанных категорий, о чем свидетельствует дискуссионный характер публикаций, посвященных вопросам теории цены и практики ценообразования.

На ценообразование в России наряду с правительственным влиянием воздействует большое количество различных  факторов, в основном финансового  порядка. Многое зависит от состояния государственных финансов и государственного бюджета, политики Центрального Банка России. Огромное значение имеет состояние денежного обращения в стране, характер функционирования кредитного сектора. Но в первую очередь особенности формирования механизма цен в экономике зависят от состояния народного хозяйства страны и мирового рынка.

Переходный характер российской экономики, трудности в проведении рыночных преобразований налагают свой отпечаток  на особенности образования цен  в России. Воздействие на переходный период исходит из многих составляющих, в том числе рынка ценных бумаг, товарных и фондовых бирж, внешнеэкономических отношений, взаимосвязи страхования, а также налоговой деятельности государства и процессов инфляции в условиях конкуренции, монополии государства и транснациональных компаний из-за рубежа.

1.3 Сущность цены, ее  функции и виды

Сущность цены, ее экономическая  природа проявляются в двойной  роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как маркетинговый  регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные  функции. Цена - это посредник и  соизмеритель при обмене товаров  на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры  рынка, фактор уровня, структуры и  соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства.

Цена - инструмент образования прибыли  и управления эффективностью, фактор налогообложения.

Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния  на инвестиционную политику (повышение  цен часто ведет к росту  привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Еще один способ проникновения в  суть цен состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего, имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

Первичной функцией цены следует считать  измерительную. Благодаря цене удается  измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Благодаря измерительной функции  цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров  в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 миллиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.

Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

Из перечисленных функций цен  вытекает возможность их использования  в качестве инструмента регулирования  экономических процессов. Так, в  рыночной экономике цены -- это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане -- регулирования экономики.

Информация о работе Ценообразование в современной экономике России