Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:50, курсовая работа
Целью данной работы являются исследование ценообразования в современной экономике России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятия цены и ценообразования, а также сущность цены, ее функции и виды;
- обозначить основные методы и способы ценообразования в современной экономике;
- выявить основные стратегии ценообразования их некоторые особенности на современном этапе экономики России;
- изучить проблемы ценообразования и пути их решения в условиях рыночной экономики.
Ведение
1. Теоретические аспекты ценообразования как экономической науки
1.1 Понятие цены и ценообразования
1.2 Особенности цены, как экономическая категория в переходный период экономики России
1.3 Сущность цены, ее функции и виды
2. Ценообразование в современной экономике России
2.1 О некоторых особенностях стратегии ценообразования на современном этапе реформирования экономики России
2.2 Основные методы ценообразования
2.3 Способы ценообразования в современной экономике
2.4 Проблемы ценообразования и пути их решения в условиях рыночной экономики
Заключение
Список использованной литературы
Цена может выполнять
Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.
Наряду с внутренними
Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором -- только цену. Эта особенность очень ярко показала себя после раскрепощения цен в России, что приводит к побочным проявлениям закона предложения.
Цены классифицируют по различным видам.
По сферам товарного обслуживания:
- оптовые цены, по которым предприятия
реализуют в больших объемах
продукцию промышленно-
- розничные цены, по которым
товары реализуются конечному
потребителю (в основном
- закупочные цены, по которым
государство покупает
- цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).
По способу отражения
- цены франко-отправления (на
товары ограниченного
- цены франко-назначения, включающие
транспортные расходы до
По формам продаж:
- контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;
- биржевые котировки - это уровень
цены товара, реализуемого через
биржу. Цена биржевого товара
складывается из биржевой
- цены ярмарок и выставок (часто льготные);
- аукционные цены, отражающие ход
продаж на аукционах (
По стадиям продажи:
- цены предложения (цены
- цены спроса, по которым покупатель
заинтересован приобрести
- цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.
По степени регулирования:
- жестко фиксированные (
- регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения);
- свободные (не подвержены
По степени устойчивости во времени:
- твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;
- подвижные: зафиксированная в
договоре цена меняется в
- скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;
- с последующей фиксацией: в
договоре определяются условия
фиксации и принцип
В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:
1. Расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;
2. Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;
3. Цены прейскурантов и ценников.
Прейскуранты выпускаются, как
правило, производителем для
Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:
- трансфертные (внутрифирменные - для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);
- мировые (выступают в качестве
условной средней стоимости
В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения. В процессе ценообразования учитываются такие факторы, как спрос (закон спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.
2. Ценообразование в современной экономике России
2.1 О некоторых особенностях стратегии ценообразования на современном этапе реформирования экономики России
Одним из наиболее значимых аспектов формирования концепции развития фирмы в рыночной экономике является выработка стратегии ценообразования.
Практика деятельности предприятий в условиях рыночной экономики выработала на сегодняшний день определенные стратегии в области установления цен.
Вот наиболее распространенные из них:
1. Стратегия ценообразования,
Использование метода «снятия сливок» с рынка имеет смысл при следующих условиях:
- наблюдается высокий уровень
текущего спроса со стороны
достаточно большого числа
- издержки мелкосерийного
- высокая начальная цена не
будет привлекать новых
- высокая цена поддерживает
образ высокого качества
2. Стратегия прочного внедрения на рынок.
Другие фирмы, наоборот, устанавливают на свою новинку сравнительно низкую цену в надежде на привлечение большого числа покупателей и завоевание большой доли рынка. Примером такой стратегии может служить покупка большого завода, установление на товар минимально возможной цены, завоевание большой доли рынка, сокращение издержек производства и по мере их сокращения продолжение постепенного снижения цены. С чисто финансовой точки зрения положение предприятия, исповедующего данный подход, может характеризоваться как увеличением массы прибыли и дохода на вложенный капитал, так и значительным падением рентабельности. Поэтому при использовании намеренно низких цен руководство предприятия должно как можно точнее рассчитать возможные последствия, но в любом случае степень риска очень велика, т. к. конкуренты могут быстро прореагировать на уменьшение цен и существенно снизить цены на свои изделия. При анализе рынка и составлении прогноза сбыта предприятию, внедряющему на рынок новую продукцию по цене ниже средней, нужно также учитывать, что размер снижения цен на его изделия должен быть весьма существенным (на 30-50%). И это даже при значительно более высоком уровне качества продукции, при наличии на конкретном рынке множества потребителей, готовых заплатить более высокую цену за изделия улучшенного качества или более высокого технического уровня. При этом не важно, идет ли речь о выходе предприятия на новый для себя, но в общем-то давно сформировавшийся рынок сбыта или о продвижении на достаточно известном рынке нового изделия. И в том и в другом случае политика руководства должна быть примерно одинакова - за счет заметно более низких цен внедриться на рынок, приучить потребителя к марке своей фирмы или дать ему возможность понять преимущества вашей продукции и, следовательно, обеспечить себе достаточную долю рынка и объем продаж. Только когда продукция признана на рынке и началась ее реклама среди потребителей по принципу "из уст в уста", фирма может пересматривать как свои производственные программы, так и цены на изделия в сторону их увеличения.
Установлению низкой цены благоприятствуют следующие условия:
- рынок очень чувствителен к
ценам, и низкая цена
- с ростом объемов производства
его издержки, а также и издержки
по распределению товара
Информация о работе Ценообразование в современной экономике России