Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:02, курсовая работа
Целью работы является исследование ценообразование высших учебных заведений на рынке образовательных услуг.
На основе всего вышеперечисленного в работе ставятся следующие задачи:
1) раскрыть суть образовательных услуг и рынка образовательных услуг;
2) рассмотреть классификацию образовательных услуг;
3) исследовать цены и ценообразование;
4) определить цели и значимость ценообразования в высших учебных заведениях;
5) рассмотреть стратегию и тактику ценообразования.
Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Изучение рынка образовательных услуг…………………………...
5
1.1. Понятие об образовательной услуге……………………………………..
5
1.2. Классификация образовательных услуг…………………………………
12
1.3.Ценообразование и цена…………………………………………………..
18
Глава 2. Ценообразование в ВУЗах………………………………………….
23
2.1. Цели ценообразования……………………………………………………
23
2.2. Стратегия и тактика ценообразования…………………………………..
27
Заключение……………………………………………………………………..
36
Список использованных источников…………………………………………
39
4.
Особенность образовательных
А. Панкрухин в своих работах главной особенностью оказания образовательных услуг называет сотворчество преподавателя и слушателя9. В сфере образования, где преобразуется личность клиента, он, не являясь профессионалом, претендует на самую активную роль в процессе производства и оказания образовательных услуг. Важно также и то, что оказание услуг образования, предполагающее ярко выраженную открытость этой сферы для информационного, кадрового и другого обмена, задает приоритет сотрудничества и ограничивает эффективность конкуренции производителей образовательных услуг.
Подчеркнем так же то, что образовательные услуги как никакой другой вид деятельности находится под пристальным общественным вниманием и внерыночным давлением. Это положение наиболее отчетливо проявляется в рамках политических компаний, в которых вопрос общественного образования обычно рассматривается как элемент обеспечения национальной безопасности, перспективы выживания и развития нации.
Кроме того, отметим еще ряд специфических особенностей образовательных услуг, отличающих их от других видов услуг:
- сезонность;
- высокая стоимость;
- относительная длительность оказания
- отсроченность выявления результативности;
- необходимость
дальнейшего сопровождения
- зависимость
приемлемости услуг от места
их оказания и места
- необходимость лицензирования (п. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии»)10;
- конкурсный
характер (этот признак в основном
проявляется в большинстве
- относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг и другие.
Образовательные
услуги, как и любой товар, реализуются
на рынке, который понимается как
совокупность существующих и потенциальных
покупателей и продавцов товара
В связи с тем, что не существует конкретного определения термину «образовательные услуги», мы сделали следующий вывод:
Рынок
образовательных услуг - это рынок,
на котором взаимодействуют спрос
на образовательные услуги со стороны
основных хозяйствующих субъектов
(отдельных личностей, домохозяйств,
предприятий и организаций, государства)
и их предложение различными образовательными
учреждениями. Помимо производителей
и потребителей образовательных услуг
в состав участников рыночных отношений
в этой сфере входят широкие круги посредников,
включая службы занятости, биржи труда,
органы регистрации, лицензирования и
аккредитации образовательных учреждений,
образовательные фонды, ассоциации образовательных
учреждений и предприятий, специализированные
образовательные центры и др. Все эти субъекты
содействуют эффективному продвижению
образовательных услуг на рынке и могут
выполнять такие функции, как информирование,
консультирование, участие в организации
сбыта образовательных услуг и ресурсной
поддержки образования.
1.2 Классификация
образовательных услуг
Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» и комментариями к нему все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и дополнительную программу.
- Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
-
Профессиональные программы
Изучение всего объема предметов основной программы является обязательным, а дополнительные программы создаются, как правило, по факультативным дисциплинам. Кроме того, у дополнительных образовательных программ, в отличие от основных, нет стандартов. Их задачей является более полное удовлетворение разнообразных образовательных запросов общества.
К первой группе относят следующие виды программ:
Важно отметить, что Закон РФ «Об образовании» указывает на возможность общеобразовательных учреждений «по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности».
Вторую группу образовательных программ составляют:
-
программы начального
-
программы среднего
-
программы высшего
-программы
послевузовского
По данной классификации первая группа имеет значительное преимущество, так как регламентирована законом. Большинство из видов является обязательным и бесплатным. Вторая группа по своей сути является независимой и мало регулируемой. Единственное требование – наличие лицензии на ту, или иную деятельность.
Образовательные
программы могут
Допускается также сочетание различных форм получения образования. Стоит отметить, что получение ряда профессий и специальностей в вечерней и заочной формах не разрешается (например, стоматология, актерское искусство, ветеринария, пожарная безопасность).
Помимо классификации, данной в Законе РФ «Об образовании», можно выделить следующие виды образовательных услуг13.
По длительности предоставления:
- долгосрочные
(обучение в
- среднесрочные (повышение квалификации, переподготовка кадров и т.п.);
- краткосрочные (например, отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи).
По используемым методам обучения:
- традиционные,
- программы проблемного обучения,
- программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п.
По способу оплаты услуг:
- платными;
- условно бесплатными.
В этой связи важно отметить, что согласно Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:
- государственными,
- муниципальными,
- негосударственными:
частными, учреждениями общественных
и религиозных организаций (
В
зависимости от того, к какому из
вышеперечисленных типов
Предоставление платных образовательных услуг негосударственными образовательными учреждениями регламентируется ст. 46 Закона РФ «Об образовании»: «негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных стандартов». Подобная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в т.ч. на заработную плату), его развитие и совершенствование. Негосударственное образовательное учреждение, реализуя свое право, заключает письменный договор с обучающимся (или его родителями), в котором определяются уровень образования, сроки обучения, размер платы, права, обязанность и ответственность сторон и т. д.
Как уже было сказано выше как общеобразовательные, так и профессиональные программы могут быть основными и дополнительными. Остановимся подробнее на услугах дополнительного образования.
В Комментариях к Закону РФ «Об образовании», определение дополнительной образовательной услуги – «деятельность по оказанию педагогической помощи в обучении и воспитании за пределами основных образовательных программ государственных образовательных стандартов».
Согласно
Закону РФ «Об образовании» дополнительные
образовательные услуги реализуются
в целях всестороннего
Дополнительное образование осуществляется посредством ряда образовательных программ, выходящих за пределы основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Повышение квалификации предусматривается в рамках каждого из четырех уровней профессионального образования.
По
существу, это «над базовое», а зачастую
и последипломное образование. Услуги
дополнительного образования
Информация о работе Ценообразование в рынке образовательных услуг