Ценообразование в рынке образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование ценообразование высших учебных заведений на рынке образовательных услуг.

На основе всего вышеперечисленного в работе ставятся следующие задачи:

1) раскрыть суть образовательных услуг и рынка образовательных услуг;

2) рассмотреть классификацию образовательных услуг;

3) исследовать цены и ценообразование;

4) определить цели и значимость ценообразования в высших учебных заведениях;

5) рассмотреть стратегию и тактику ценообразования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
3

Глава 1. Изучение рынка образовательных услуг…………………………...
5

1.1. Понятие об образовательной услуге……………………………………..
5

1.2. Классификация образовательных услуг…………………………………
12

1.3.Ценообразование и цена…………………………………………………..
18

Глава 2. Ценообразование в ВУЗах………………………………………….
23

2.1. Цели ценообразования……………………………………………………
23

2.2. Стратегия и тактика ценообразования…………………………………..
27

Заключение……………………………………………………………………..
36

Список использованных источников…………………………………………
39

Файлы: 1 файл

Саша курсовой.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

      4. Особенность образовательных услуг  проявляется и в том, что  они оказываются, как правило,  в комплексе с созданием духовных  ценностей, преобразованием и  развитием личности обучающегося. Эти услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии, вносят вклад в создание условий для их самоопределения и самореализации, участвуют в формировании, сохранении и развитии разнообразных способностей человека к труду, в специализации, профессионализации и росте его квалификации.

      А. Панкрухин в своих работах  главной особенностью оказания образовательных  услуг называет сотворчество преподавателя  и слушателя9. В сфере образования, где преобразуется личность клиента, он, не являясь профессионалом, претендует на самую активную роль в процессе производства и оказания образовательных услуг. Важно также и то, что оказание услуг образования, предполагающее ярко выраженную открытость этой сферы для информационного, кадрового и другого обмена, задает приоритет сотрудничества и ограничивает эффективность конкуренции производителей образовательных услуг.

      Подчеркнем  так же то, что образовательные  услуги как никакой другой вид  деятельности находится под пристальным общественным вниманием и внерыночным давлением. Это положение наиболее отчетливо проявляется в рамках политических компаний, в которых вопрос общественного образования обычно рассматривается как элемент обеспечения национальной безопасности, перспективы выживания и развития нации.

      Кроме того, отметим еще ряд специфических  особенностей образовательных услуг, отличающих их от других видов услуг:

- сезонность;

- высокая  стоимость; 

- относительная  длительность оказания

- отсроченность  выявления результативности;

- необходимость  дальнейшего сопровождения услуг;

- зависимость  приемлемости услуг от места  их оказания и места проживания  потенциальных обучающихся;

- необходимость  лицензирования (п. 6 ст. 33 Закона РФ  «Об образовании» гласит: «Право  на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии»)10;

- конкурсный  характер (этот признак в основном  проявляется в большинстве государственных  высших учебных заведений);

-   относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг и другие.

      Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются  на рынке, который понимается как  совокупность существующих и потенциальных  покупателей и продавцов товара11.

      В связи с тем, что не существует конкретного определения термину «образовательные услуги», мы сделали следующий вывод:

      Рынок образовательных услуг - это рынок, на котором взаимодействуют спрос  на образовательные услуги со стороны  основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования. 

1.2 Классификация  образовательных услуг 

      Согласно  закону Российской Федерации «Об  образовании» и комментариями к  нему все образовательные программы  подразделяются на общеобразовательные  и профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и  дополнительную программу.

      - Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

      - Профессиональные программы направлены  на решение задач последовательного  повышения профессионального и  общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию12.

      Изучение  всего объема предметов основной программы является обязательным, а  дополнительные программы создаются, как правило, по факультативным дисциплинам. Кроме того, у дополнительных образовательных программ, в отличие от основных, нет стандартов. Их задачей является более полное удовлетворение разнообразных образовательных запросов общества.

      К первой группе относят следующие  виды программ:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.

      Важно отметить, что Закон РФ «Об образовании» указывает на возможность общеобразовательных учреждений «по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности».

      Вторую  группу образовательных программ составляют:

      - программы начального профессионального  образования – имеют целью  подготовку работников квалифицированного  труда по основным направлениям  общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования; наиболее часто осуществляются профессиональными училищами и профессиональными лицеями;

      - программы среднего профессионального  образования предназначены для  подготовки специалистов среднего  звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования; осуществляется техникумами, колледжами, техникумами-предприятиями;

      - программы высшего профессионального  образования, освоение которых  необходимо для выполнения высококвалифицированного, преимущественно умственного труда в различных сферах. Данные программы реализуются в высших учебных заведениях: университетах, академиях и институтах;

      -программы  послевузовского профессионального  образования предоставляют возможность  повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации после окончания вуза в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре.

      По  данной классификации первая группа имеет значительное преимущество, так  как регламентирована законом. Большинство  из видов является обязательным и бесплатным. Вторая группа по своей сути является независимой и мало регулируемой. Единственное требование – наличие лицензии на ту, или иную деятельность.

      Образовательные программы могут предоставляться  образовательными учреждениями в следующих формах:

  • очной;
  • очной - заочной (вечерней);
  • заочной.

      Допускается также сочетание различных форм получения образования. Стоит отметить, что получение ряда профессий  и специальностей в вечерней и  заочной формах не разрешается (например, стоматология, актерское искусство, ветеринария, пожарная безопасность).

      Помимо  классификации, данной в Законе РФ «Об  образовании», можно выделить следующие  виды образовательных услуг13.

      По  длительности предоставления:

- долгосрочные (обучение в общеобразовательной  школе, вузе и т.п.);

- среднесрочные  (повышение квалификации, переподготовка  кадров и т.п.);

- краткосрочные  (например, отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи).

      По  используемым методам обучения:

- традиционные,

- программы  проблемного обучения,

- программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п.

      По  способу оплаты услуг:

- платными;

- условно  бесплатными.

      В этой связи важно отметить, что  согласно Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения по своим  организационно-правовым формам могут  быть:

- государственными,

- муниципальными,

- негосударственными: частными, учреждениями общественных  и религиозных организаций (объединений).

      В зависимости от того, к какому из вышеперечисленных типов относится  образовательное учреждение, по-разному  регулируется сфера предоставления им платных образовательных услуг. Так в ст. 45 сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждения вправе оказывать платные дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами». Виды платных образовательных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в своем уставе. Так же согласно законодательству доход от указанной деятельности государственного (муниципального) образовательного учреждения за вычетом доли учредителя должен реинвестироваться в него же. Хотя практика чаще всего показывает иное14.

      Предоставление  платных образовательных услуг  негосударственными образовательными учреждениями регламентируется ст. 46 Закона РФ «Об образовании»: «негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных стандартов». Подобная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в т.ч. на заработную плату), его развитие и совершенствование. Негосударственное образовательное учреждение, реализуя свое право, заключает письменный договор с обучающимся (или его родителями), в котором определяются уровень образования, сроки обучения, размер платы, права, обязанность и ответственность сторон и т. д.

      Как уже было сказано выше как общеобразовательные, так и профессиональные программы  могут быть основными и дополнительными. Остановимся подробнее на услугах дополнительного образования.

      В Комментариях к Закону РФ «Об образовании», определение дополнительной образовательной  услуги – «деятельность по оказанию педагогической помощи в обучении и  воспитании за пределами основных образовательных программ государственных образовательных стандартов».

Согласно  Закону РФ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются  в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. Наряду с повышением общекультурного уровня гражданина, его профессиональной, научной, педагогической квалификации дополнительное образование возможно также в специализированных сферах: экономики, права, менеджмента и т.п.

      Дополнительное  образование осуществляется посредством ряда образовательных программ, выходящих за пределы основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Повышение квалификации предусматривается в рамках каждого из четырех уровней профессионального образования.

      По  существу, это «над базовое», а зачастую и последипломное образование. Услуги дополнительного образования различной  направленности могут предоставляться:

  • в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
  • в образовательных учреждениях дополнительного образования;
  • в учреждениях повышения квалификации;
  • в институтах усовершенствования специалистов;
  • в центрах повышения квалификации;
  • на курсах различной направленности;
  • в центрах профессиональной ориентации;
  • в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества;
  • в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии;
  • посредством индивидуальной педагогической деятельности15.

Информация о работе Ценообразование в рынке образовательных услуг