Ценообразование в рынке образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование ценообразование высших учебных заведений на рынке образовательных услуг.

На основе всего вышеперечисленного в работе ставятся следующие задачи:

1) раскрыть суть образовательных услуг и рынка образовательных услуг;

2) рассмотреть классификацию образовательных услуг;

3) исследовать цены и ценообразование;

4) определить цели и значимость ценообразования в высших учебных заведениях;

5) рассмотреть стратегию и тактику ценообразования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
3

Глава 1. Изучение рынка образовательных услуг…………………………...
5

1.1. Понятие об образовательной услуге……………………………………..
5

1.2. Классификация образовательных услуг…………………………………
12

1.3.Ценообразование и цена…………………………………………………..
18

Глава 2. Ценообразование в ВУЗах………………………………………….
23

2.1. Цели ценообразования……………………………………………………
23

2.2. Стратегия и тактика ценообразования…………………………………..
27

Заключение……………………………………………………………………..
36

Список использованных источников…………………………………………
39

Файлы: 1 файл

Саша курсовой.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Изучение рынка образовательных  услуг…………………………... 5
1.1. Понятие об образовательной услуге…………………………………….. 5
1.2. Классификация образовательных  услуг………………………………… 12
1.3.Ценообразование  и цена………………………………………………….. 18
Глава 2.  Ценообразование в ВУЗах…………………………………………. 23
2.1. Цели ценообразования…………………………………………………… 23
2.2. Стратегия и тактика ценообразования………………………………….. 27
Заключение…………………………………………………………………….. 36
Список  использованных источников………………………………………… 39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 

 

      Актуальность  данной темы состоит в том, что  с развитием информационных технологий, ростом конкуренции на рынке труда, повышением требований к молодым  специалистам возрастает роль образования. В настоящее время можно говорить о существовании разнообразных учебно-методических разработок по подготовке специалистов в различных областях, направленных на повышение квалификации профессионалов, приобретение дополнительных навыков и др. Учитывая многообразие предложений на рынке образовательных услуг, абитуриент может испытывать затруднения при выборе необходимой программы образования.

     В работе рассмотрено развитие рынка образовательных услуг, выявлены его особенности, проведен анализ понятия образовательная услуга. В связи с формированием многоукладной образовательной системы и становлением рынка образовательных услуг перед высшими учебными заведениями страны возникает целый ряд проблем,  связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям.

      Целью работы является исследование ценообразование высших учебных заведений на рынке образовательных услуг.

      Объектом  работы являются Высшие учебные заведения.

      Предметом является рынок образовательных услуг как фактор продвижения и конкурентно способности образовательных услуг.

      На  основе всего вышеперечисленного в  работе ставятся следующие задачи:

  1. раскрыть суть образовательных услуг и рынка образовательных услуг;
  2. рассмотреть классификацию образовательных услуг;
  3. исследовать цены и ценообразование;
  4. определить цели и значимость ценообразования в высших учебных заведениях;
  5. рассмотреть стратегию и тактику ценообразования.                                           

      Теоретическая значимость проекта состоит в  том, что проведённое исследование, накопленный и обработанный материал способствует                                     повышению эффективности работы в вопросе о продвижении образовательных услуг.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

     Во  введении обоснована актуальность исследования,определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, гипотеза, методология и методы исследования, показаны новизна, практическая значимость работы.

      В первой главе будут рассмотрены  понятия об образовательной услуге, классификация образовательных услуг и исследованию цен и ценообразований.

      Во  второй главе будут определены цели и значимость ценообразования в высших учебных заведениях и рассмотрены стратегия и тактика ценообразования.

        В заключении подведены общие итоги курсовой работы, изложены основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего детального изучения.

     В данной работе используются научные  труды Котлера Ф., Скрипака Е.И., Панкрухина А.П., Кириллиной Ю. и многих других.

 

Глава 1. Изучение рынка образовательных услуг

1.1 Понятие об образовательной услуге 

      Прежде  чем дать определение термину  образовательная услуга кратко обозначим  сущности понятий услуга и образование.

      В нашей работе используются научные  труды ученых по данным областям. К  примеру, по определению Ф. Котлера услуга – это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо1. Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ. Эти характеристики следующие:

      - Неосязаемость. Услуги невозможно  увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента  приобретения.

      - Неотделимость от источника. Услуга  неотделима от своего источника,  ее осуществление возможно только  в присутствии производителя.

      - Непостоянство качества. Качество  услуг колеблется в широких  пределах в зависимости от  их производителей, а также от  времени и места их оказания.

      - Несохраняемость. Услугу невозможно  хранить для последующей продажи  или использования2.

      Именно  это характеристики дают основы определения  понятия услуги. Под образованием понимается процесс и результат  совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)»3. Данное определение дает более детальную оценку, но не полную.

      Теперь  дадим несколько определений образовательной услуги:

Под образовательной  услугой, понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и  государства4.

      Образовательная услуга – совокупность труда преподавателей, направленная на повышений знаний, умений, навыков у конечного потребителя.(вывод из мнения М.М. Волкова).

      Согласно  другому подходу услуга образования  в процессе потребления трансформируется в рабочую силу, качество которой  зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных факторов. Поэтому в рамках этого подхода следует отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей. Таким образом, именно образовательные услуги (т.е. совокупность труда преподавателей) могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения.

      Можно заключить, что образовательная  программа – это комплекс образовательных  услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.

      Теперь  рассмотрим основные свойства образовательных  услуг.

      «Экономическая категория «образовательные услуги», которая включает в себя условие, желание, основу и ответственность за их производство и потребление экономическими субъектами (домохозяйствами, фирмой, государством) подменяется более узким понятием «платные образовательные услуги»». Это положение он объясняет спецификой современных российских условий: отсутствие сформированных полноценных субъектов инвестирования в человеческий капитал, механизмов реализации экономической ответственности за его формирование и накопление, сокращение бюджетных расходов на образование без пересмотра социальных обязательств государства, отсутствие полноценного финансового рынка и механизмов кредитования и т.д.

      Рассмотрим, каким образом особенности услуг  как таковых проявляются в  образовании. Поскольку услуги не материальны  и не осязаемы, маркетинг рекомендует продавцам формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. Для потребителя максимально важны в данном случае качество и стоимость услуги.

      Свойство  неотделимости от источника в  отношении образовательной услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: сам этот товар исчезает, поскольку потребляется в тот же момент, что и производится и передается. В то же время, любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а следовательно, и спрос. Кроме того, особенность именно образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления, происходит одновременно с началом их оказания.

      Непостоянство качества в отношении образовательных  услуг помимо неотделимости от исполнителя  и невозможности установления жестких  стандартов на процесс и результат  оказания услуги имеет еще одну причину – изменчивость исходного материала.

      Свойство  несохраняемости образовательных  услуг проявляет себя двояко. С  одной стороны, «невозможно заготовить услуги в полном объеме заранее и  складировать их как материальный товар  в ожидании повышения спроса», т.е. образовательные услуги не могут накапливаться ни у продавца (преподавателя), ни у потребителя (обучающегося), не могут им и перепродаваться. Другой стороной несохраняемости образовательных услуг является естественное для человека забывание полученной информации, а также устаревание знаний, к которому приводят научно-технический и социальный прогрессы.

      Проведем  анализ отличительных черт образовательных  услуг:

      1. Специфика образовательных услуг  заключается в том, что, по  мнению многих исследователей, они относятся к категории общественных благ (товаров). Предоставление общественных благ, а, следовательно, оплату и ответственность за их производство берет на себя государство. Но все же большинство специалистов относят данные услуги к категории квазиобщественное благо. Например, С. Фишер подчеркивает, что забота государства о потреблении насущных благ не исключает сотрудничества со сферой бизнеса5. Дж. Стиглиц относит часть образовательных услуг (начальное, среднее образование) к общественным, а другую часть (высшее, послевузовское, профессиональное) к квазиобщественным благам6.

      Другими словами, структура продукции современной  образовательной системы неоднородна  и включает, по крайней мере, две  неравные по объему части:

      1) общественный товар, предоставляемый основной частью образовательных учреждений;

      2) необщественный, индивидуально ориентированный  товар/услуги, существование которого  предусмотрено ст. 45-47 Закона РФ  “Об образовании”7.

      2. Своеобразной чертой услуг образования  является невозможность их непосредственного денежного измерения. Ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг. Если в материальной сфере их сравнительно легко измерить количественно (в штуках или килограммах, например) на единицу продукции, то применительно к образовательным услугам это трудно осуществимо. Полезный результат такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей. Хотя на данном этапе планируют связать их стоимость с трудоемкостью, т.е. поставить зависимость в рублях от количества рабочих часов.

      3. Еще один отличительный признак  образовательных услуг - многозначность  целей, поставленных перед производителями  этих услуг. Как правило, деятельность образовательного учреждения не направлена явно на достижение прибыли. Напомним, что под образованием в Законе “Об образовании” понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства8. Но, с другой стороны, вышеупомянутые интересы связаны с ростом благосостояния, который предполагает получение прибыли, необходимой для обеспечения расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль не является изначально запретным ориентиром для учреждения образования, но, конечно, и не сводится только к нему.

Информация о работе Ценообразование в рынке образовательных услуг