Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:43, курсовая работа
Целью курсовой работы будет являться рассмотрение государственного регулирования ценообразования в фармации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть систему цен, их виды и государственное регулирование ценообразования;
2) изучить этапы реформирования ценообразования в сфере обращения лекарственных средств.
3) проанализировать ценообразование в аптечных учреждениях в настоящее время;
4) сформулировать выводы.
Введение 3
1. Цена. Ценовая политика в РФ. 5
1.1. Понятие системы цен в условиях перехода к рынку. 5
1.2. Виды цен. 8
1.3. Регулирование цен государством. 17
2. Меры государственного контроля за ценами на лекарственные средства. 22
2.1. Этапы реформирования ценообразования в сфере обращения лекарственных средств. (Историческая справка) 22
2.2. Ценообразование в аптечных учреждениях в настоящее время. 25
2.3. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и ИМН. (Предназначение и группы) 28
2.4. Оптовые и розничные надбавки. Их использование. Скидки и их виды. 30
Выводы. 35
Список литературы. 37
Рост цен на лекарства после введения механизма государственного регулирования в 2,5 раза опередил темпы роста инфляции. Более того, в принципе, определенный государством в настоящее время механизм регулирования цен вообще теряет всякий смысл, поскольку никакими нормативными документами не предусмотрена ответственность производителей или импортеров за уклонение от регистрации отпускной цены.
Действующее в настоящее время законодательство, определяющее порядок регулирования цен на лекарства, достаточно запутано и противоречиво, несмотря на усилия федеральных и региональных законодателей. В сложных перипетиях нормативных документов по регулированию цен на лекарственные средства, действующих на федеральном и региональном уровне, не всегда под силу разобраться даже опытному юристу. Это однозначно порождает и будет порождать многочисленные споры с Управлениями Министерства по налогам и сборам РФ и Комиссиями по лицензированию фармацевтической деятельности на местах, которые поставят в тупик не один арбитражный суд. (Моссиалос, Шейман, Шишкин, 2000)
На сегодняшний день ценообразование на лекарственные средства на федеральном уровне регламентируются:
1. Постановлением Правительства
РФ от 29.03.99 N 347 "О мерах
государственного контроля за ценами на лекарственные
средства" (вместе с "Порядком государственной
регистрации отпускных цен производителей
и установления оптовых и розничных надбавок
к отпускным ценам производителей на лекарственные
средства, включенные в Перечень жизненно
необходимых и важнейших лекарственных
средств и изделий медицинского назначения");
2. Постановлением Правительства
РФ от 07.03.95 N 239 "О мерах
по упорядочению государственного регулирования
цен (тарифов)" (ред. от 30.06.97);
3. Постановлением Правительства РФ от 30.07.94 N 890 "О
государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения
населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения" (ред. от 05.04.99).
Формирование ясной и четкой государственной политики в области ценообразования в фармации, которая должна быть обеспечена законодательно, сегодня остается первостепенным вопросом.
Анализ действующего законодательства, нормативных актов в этой сфере показал их непоследовательность, фрагментарность. Можно утверждать, что до сих пор системное и полное государственное регулирование сферы ценообразования и лекарственного обеспечения средств отсутствует, а роль государственных органов в этом отношении ослаблена.
Сегодня идет работа с большим количеством новых федеральных нормативных актов, постановлений, приказов, инструкций, касающихся данной сферы. Однако выполнить требования отдельных законодательных и нормативных документов бывает непросто по нескольким причинам. Во-первых, понятия, термины, которые используются в документах, часто противоречат друг другу. Во-вторых, большинство законов – это законы непрямого действия, а требования многих подзаконных актов искажают их смысл. В-третьих, требования различных документов не соответствуют друг другу, поскольку в законах содержится множество ссылок на другие акты (правительственные, ведомственные и др.).
Проблема ценообразования на лекарственные средства стоит достаточно остро. Практика работы выявила ряд существенных недостатков в действующей системе государственной регистрации цен на лекарственные средства в субъектах Федерации. Это и громоздкий механизм согласования, регистрации и перерегистрации цен, и различное понимание и трактовка порядка введения в действие зарегистрированных цен налоговыми органами, органами прокуратуры и субъектами хозяйственной деятельности в сфере производства и торговли лекарственными средствами. Все эти недостатки приводят к необоснованным потерям времени в ходе государственной регистрации цен и к финансовым убыткам у предприятий-производителей, а самое главное — к повышению цен.
03.12.99 Госдумой РФ была
принята поправка к Закону
“О лекарственных средствах” (ст.
5), в соответствии с которой
государственному
Перечень ЖНВЛС предназначен для того, чтобы на препараты, которые входят в данный Перечень, предельные отпускные цены производителей фиксируются государством в специальном реестре цен, по препаратам Перечня происходит мониторинг цен в регионах России и организуются закупки лекарств для ЛПУ и обеспечения льготных категорий населения за счет бюджетных средств.
Вопросы формирования и регистрации цен на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) регулируются утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.99 г. N 347 "Порядком государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения" и утвержденным 10.05.99 г. Первым заместителем Министра экономики Российской Федерации "Порядком согласования отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения".
Отечественные производители регистрируют цены
на лекарства из Перечня ЖНВЛС в рублях
на условиях "франко - склад". При
этом к заявлению о регистрации цены прилагается
экономическое обоснование расчета регистрируемой
цены по соответствующим формам.
Производители имеют право перерегистрировать
зарегистрированную цену в том же порядке.
При этом отпускать лекарственные средства
по новой цене производитель вправе с
момента выдачи ему Минздравом РФ выписки
из Государственного реестра цен о новом
уровне цен.
Оптовые организации - импортеры, закупающие товар непосредственно у зарубежного производителя, регистрируют цены на лекарства из Перечня ЖНВЛС в иностранной валюте и в рублях по курсу ЦБ РФ на дату регистрации. В дальнейшем Минздрав РФ корректирует цены в рублях при их очередной публикации с учетом изменения курса иностранной валюты. Регистрируемая цена на импортное лекарственное средство складывается из цены зарубежного производителя на условиях "поставка без оплаты пошлины" и таможенных расходов.
Цены на импортные лекарственные средства также могут быть перерегистрированы.
Группы, входящие в состав Перечня ЖНВЛС:
I. Анестетики, миорелаксанты
II. Анальгетики, нестероидные
противовоспалительные
III. Средства для лечения аллергических реакций
IV. Средства, влияющие
на центральную нервную
V. Средства для профилактики и лечения инфекций
VI. Противоопухолевые,
иммунодепрессивные и
VII. Средства для лечения остеопороза
VIII. Средства, влияющие на кровь
IX. Средства, влияющие
на сердечно-сосудистую
X. Диагностические средства
XI. Антисептики и средства для дезинфекции
XII. Средства для лечения
заболеваний желудочно-
XIII. Гормоны и средства, влияющие на эндокринную систему
XIV. Средства для лечения
заболеваний почек и
XV. Средства для лечения
офтальмологических
XVI. Средства, влияющие на матку
XVII. Средства, влияющие на органы дыхания
XVIII. Растворы, электролиты, средства коррекции кислотного равновесия, средства питания
XIX. Витамины и минералы
Постановление Правительства РФ N 347 от 29.03.99 г. устанавливает порядок регулирования цен на лекарственные средства, включенные в Перечень ЖНВЛС, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 478 от 15.04.96 г. (в ред. 20.05.99 г.). Приказом Минздрава РФ N 30 от 26.01.2000 г. утвержден новый Перечень ЖНВЛС, не совпадающий с Перечнем, утвержденным Правительством РФ. В ряде регионов утвержден свой "региональный" Перечень ЖНВЛС.
Формально, с юридической точки зрения, при формировании цен на лекарства, цены на которые подлежат государственной регистрации, следует пользоваться именно Правительственным Перечнем ЖНВЛС. Однако, многие местные региональные акты, устанавливающие порядок ценообразования, ссылаются на местный перечень ЖНВЛС или на Перечень Минздрава РФ.
Порядок установления надбавок и скидок на лекарственные средства регламентируется распоряжением от 8 августа 2002 года N 1420-ра.
Надбавки для организаций оптовой торговли независимо от количества посредников:
На наркотические лекарственные средства, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681 (далее - Перечень N 1) - не более 30%:
- от фактической отпускной цены отечественного производителя лекарственных средств (не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены производителя);
- от контрактной
цены иностранного
На лекарственные
средства, включенные в перечень жизненно
необходимых и важнейших
- 15% от фактической
отпускной цены (без учета налога
на добавленную стоимость)
Под фактической отпускной ценой понимается цена, по которой производитель фактически отпускает лекарственное средство и которая указывается в договоре купли-продажи и сопроводительной документации на товар (накладных и т.п.);
- 20% от контрактной
цены иностранного производител
Контрактная цена в валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату оприходования товара и должна учитывать предоставленные производителем товарные или финансовые скидки.
Расходы,
связанные с таможенным
- 10% от
отпускной цены (без учета налога
на добавленную стоимость)
Для организаций розничной торговли:
На лекарственные
средства, включенные в Перечень жизненно
необходимых и важнейших
На лекарственные средства, не включенные в Перечень N 2, - не более 35% от фактической отпускной цены организации оптовой торговли.
Для организаций розничной торговли, являющихся налогоплательщиками единого налога, формирование цены на лекарственные средства осуществляется от цены организаций оптовой торговли с учетом налога на добавленную стоимость.
При отпуске производителями лекарственных средств организациям оптовой торговли или аптечным организациям (прямые поставки от производителя) по договору комиссии с предоставлением комиссионного вознаграждения цена на лекарственные средства, реализуемые организациями оптовой и розничной торговли, не должна превышать фактическую отпускную цену производителя (но не выше зарегистрированной) с учетом установленной предельной оптовой или розничной надбавки (независимо от количества участников в товародвижении).
При поставке организациями оптовой торговли лекарственных средств аптечным организациям по договору комиссии по ценам, сформированным организацией оптовой торговли с использованием суммарной оптовой и розничной надбавок с предоставлением комиссионного вознаграждения аптечным организациям, указанная розничная цена не должна превышать отпускную цену производителя (не выше зарегистрированной отпускной цены) с учетом установленного предельного уровня торговых надбавок.
Организации оптовой торговли, содержащие на своем балансе аптеки без образования юридического лица, но имеющие лицензию на право розничной торговли, могут формировать розничные цены на лекарственные средства с применением одновременно оптовой и розничной надбавок при условии раздельного учета по оптовому и розничному звену.