Фармация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

В настоящей работе рассматриваются различные организационно-правовые формы медицинских организаций, а также дается подробная характеристика каждой из рассматриваемых коммерческих и некоммерческих форм медицинских организаций. Подробная характеристика включает различные сравнительные аспекты правового статуса, управленческого, имущественного и хозяйственного характера, содержания учредительных документов, право деятельности в системе ОМС в зависимости от организационно-правовой формы медицинской организации.

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
1. Коммерческие организации......................................................................4-6
2. Некоммерческие организации.................................................................6-10
3.Автономное медицинское учреждение и государственная (муниципальная) автономная некоммерческая медицинская организация....10-18
Заключение........................................................................................................19
Список литературы...........................................................................................20

Файлы: 1 файл

Реферат по ФАРМАЦИИ.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

План

Введение............................................................................................................3

1. Коммерческие организации......................................................................4-6

          2. Некоммерческие организации.................................................................6-10

          3.Автономное медицинское учреждение  и государственная (муниципальная) автономная некоммерческая медицинская организация....10-18

         Заключение........................................................................................................19

         Список литературы...........................................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящей работе рассматриваются различные организационно-правовые формы медицинских организаций, а также дается подробная характеристика каждой из рассматриваемых коммерческих и некоммерческих форм медицинских организаций. Подробная характеристика включает различные сравнительные аспекты правового статуса, управленческого, имущественного и хозяйственного характера, содержания учредительных документов, право деятельности в системе ОМС в зависимости от организационно-правовой формы медицинской организации. Подробно характеризуются наиболее распространенная на сегодня форма некоммерческой медицинской организации – государственное (муниципальное) медицинское учреждение, а также наиболее перспективная, с учетом реалий сегодняшнего дня форма – государственная (муниципальная) автономная некоммерческая медицинская организация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Коммерческие  организации

 

Главный критерий классификации организационно-правовых форм — это цели создания медицинской  организации. Согласно этому критерию, все организации делятся на две  категории: коммерческие и некоммерческие [2].

Коммерческая  организация — это юридическое лицо, созданное с целью предпринимательской деятельностью Основная задача деятельности такой организации — получение прибыли. Коммерческие организации могут быть как частными (хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы), так и государственными и муниципальными (унитарные предприятия). Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения — это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, определяемых в соответствии с гражданским кодексом. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника.

Одна из форм унитарного предприятия — казенное предприятие, отличающееся тем, что имущество передается ему не в хозяйственное ведение, а в оперативное управление. Право оперативного управления — это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями предприятия, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять лишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Таким образом, унитарные предприятия владеют  и пользуются чужой собственностью — государственной или муниципальной: собственник имущества не утрачивает прав на него, создавая унитарное предприятие и наделяя его необходимыми материальными ресурсами.

Исполнительным  органом унитарного предприятия  является руководитель, который назначается  собственником, либо уполномоченным собственником органом (в нашем случае — органом управления здравоохранением) и подотчетен ему.

Унитарное предприятие  не отвечает по обязательствам своего учредителя, а учредитель — по долгам и обязательствам унитарного предприятия. В то же время, ответственность унитарного предприятия в определенной степени зависит от объема и характера прав на имущество, закрепленное за ним собственником, — на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Унитарное предприятие  достаточно самостоятельно в своей деятельности: оно не финансируется по смете, учредитель может оплачивать его услуги на основании заключенных договоров. Это обеспечивает возможность оперативного маневра ресурсами, а отсутствие ограничений на фонд оплаты труда создает у коллектива унитарного предприятия коммерческие стимулы [1].

Несмотря на то, что деятельность унитарного предприятия  подчинена получению прибыли, в  его учредительных документах должны фиксироваться и цели, носящие  содержательный характер — например, удовлетворение потребности населения в определенных видах медицинской помощи, что позволяет удержать унитарное предприятие в определенных границах деятельности. Однако в этих границах унитарное предприятие ведет себя как коммерческая организация. Его стремление к получению прибыли может входить в конфликт с целями деятельности. Например, медицинское унитарное предприятие может отказаться от оказания нерентабельных видов услуг, от соблюдения части обязательств перед прикрепленным населением. Оно может быть заинтересовано в тиражировании более выгодных отработанных медицинских технологий, искусственно сужая выбор услуг. Поэтому, если унитарное предприятие работает в системе ОМС, потребуются дополнительные затраты по организации контроля, направленного против этих негативных тенденций. Это ограничивает возможности использования унитарных предприятий для реализации прав граждан на бесплатную медицинскую помощь [3].

Те же ограничения  существуют и на использование в  системе ОМС частных коммерческих медицинских организаций: обществ с ограниченной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ и других.

Тем не менее, иногда работа в системе ОМС может  оказаться выгодной для коммерческой организации — даже в том случае, когда по формальным признакам оказываемые  услуги будут нерентабельными, и коммерческое предприятие будет стремиться получить задание на оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования — в частности, предлагая помощь по приемлемым ценам. Поэтому не следует полностью отвергать возможность использования таких организаций в системе ОМС [2].

 

2. Некоммерческие  организации.

 

Некоммерческая  организация — это юридическое лицо, не ставящее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее прибыль между участниками.

Некоммерческими могут быть как государственные, так и частные медицинские  организации.

Все некоммерческие организации обладают специальной  правоспособностью, содержание которой  зависит от цели создания конкретной организации и ее организационно-правовой формы. Целью некоммерческой медицинской организации является охрана здоровья граждан. Осуществлять коммерческую деятельность некоммерческая организация может лишь в той мере, в которой это соответствует целям ее создания. Такой деятельностью для медицинской организации, например, может быть оказание приносящих прибыль платных медицинских услуг сверх программы ОМС.

Некоммерческая  организация имеет в собственности  или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим  обязательствам этим имуществом (за исключением учреждений, отвечающих по обязательствам лишь своими денежными средствами), может от своего имени приобретать имущественные или неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Органы государственной  власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

Предоставление  в соответствии с законодательством  льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей (с учетом организационно-правовой формы некоммерческой организации):

  • полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
  • размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заданий;
  • предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

При этом не допускается  предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Доминирующей  формой некоммерческой медицинской  организации в настоящее время является учреждение.

Учреждение  — это организация, созданная  собственником имущества, в том  числе государством, органами местного самоуправления, юридическими или физическими  лицами, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемое собственником полностью или частично [1].

Собственник-учредитель (или уполномоченный им орган) назначает  руководителя учреждения в качестве единоличного исполнительного органа. Собственник финансирует деятельность учреждения полностью или частично, передавая ему денежные средства или закрепляя за ним иное имущество на праве оперативного управления, что накладывает на учреждение существенные ограничения по владению и распоряжению этим имуществом. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете.

Учреждение  отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными  средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.

Уставом или  положением учреждения может быть разрешено  осуществление некоторых видов  деятельности, приносящей прибыль (то есть предпринимательской деятельности). Доходы от предпринимательской деятельности, как и приобретенное за их счет имущество, являются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, но не в собственность учреждения. Таким образом, учреждение ни при каких обстоятельствах не может стать собственником своего имущества.

Ликвидация  учреждения осуществляется по общим  правилам гражданского законодательства, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.

Государственное (муниципальное) учреждение до сих пор остается наиболее распространенной формой государственной некоммерческой организации. Однако эта форма организации не является единственно приемлемой, более того — она обладает рядом существенных недостатков, основной из которых состоит в том, что эта организационно-правовая форма не стимулирует стремления к эффективному использованию ресурсов. Причиной тому — использование принципа содержания собственником, а не оплаты за конечные услуги, ограничения в отношении маневрирования ресурсами, жесткая регламентация финансово-экономической деятельности. Имущество закреплено за государственным (муниципальным) учреждением на праве оперативного управления; финансирование, согласно статье 161 Бюджетного кодекса, может осуществляться только по смете. Это не создает стимулов, например, к внедрению новых медицинских технологий, позволивших бы снизить общие расходы на лечение за счет превышения расходов по какой-либо отдельной статье (например, расходов на медикаменты и расходные материалы). Субсидиарная ответственность собственника-государства по обязательствам медицинского учреждения порождает иждивенчество учреждений.

Введение обязательного  медицинского страхования существенно  изменило деятельность медицинских  учреждений [1]. Их финансирование осуществляется все в большей мере за оказанные услуги, а не на основе сметы доходов и расходов. Основой их взаимоотношений со страховщиком является договор на оказание медицинских услуг, в соответствии с которым медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту услуги определенного объема и качества, получая за это плату по тарифам. Одновременно расширилась самостоятельность медицинских учреждений. Получая финансовое обеспечение на основе объемов оказанной населению медицинской помощи, они используют внебюджетные источники финансирования, что позволяет оперативно решать медицинские и хозяйственные вопросы. Появилась реальная возможность обеспечить зависимость размера оплаты труда от объема и качества выполненной работы.

Доходы, поступающие  в качестве оплаты медицинской помощи от страховщиков и из других источников, медицинские учреждения используют по своему усмотрению для решения уставных задач.

Таким образом, характер деятельности медицинских  учреждений все более приобретает  черты, присущие автономным некоммерческим организациям. Эта организационно-правовая форма несовместима с жесткой административной иерархией и функционирует на основании договорных отношений. Деятельность такой организации направлена не на выполнение заданий учредителя, а на достижение уставных целей [4].

Законодательное закрепление, самостоятельность государственных и муниципальных медицинских учреждений, предполагаемая при создании новых организационно-правовых форм, требует их законодательного закрепления. Соответствующий законопроект в настоящее время находится в стадии рассмотрения.

Законопроектами предлагается добавить к существующей форме государственного учреждения еще две формы. Это автономное учреждение и государственная (муниципальная) автономная некоммерческая медицинская организация.

3. Автономное  медицинское учреждение и

государственная (муниципальная) автономная

некоммерческая  медицинская организация.

 

Согласно законопроектам, имущество автономного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. Собственником имущества автономного учреждения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Автономное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет целевых средств, выделенных ему собственником на создание (приобретение) недвижимого и особо ценного движимого имущества. Виды особо ценного движимого имущества, которым автономное учреждение вправе распоряжаться лишь с согласия собственника, определяются Правительством Российской Федерации. В то же время, автономное учреждение самостоятельно распоряжается имуществом (в том числе недвижимым), приобретенным им на доходы от своей деятельности. Имущество автономного учреждения может использоваться им исключительно для целей, определенных его уставом.

Информация о работе Фармация