Ценообразование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:22, реферат

Описание работы

Сущность, значение, функции цен и ценообразующие факторы. Виды и структура цен. Методы и стратегии ценообразования. Государственное регулирование цен.

Файлы: 1 файл

cenoobrazovanie_na_predpriyatii.docx

— 316.02 Кб (Скачать файл)

В отечественной  практике хозяйствования широкое распространение  получили виды цен с учетом условий поставки. Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены размеров транспортных расходов используются различные виды цен "франко". Во внешнеторговой деятельности предприятий с этой целью применяются стандартизированные термины, которые обозначают наиболее часто используемые условия поставки, по системе "Инкотермс" в редакции 2000 г.: EXW, FCA, FAS, FOB, CIF, DAF и др..

Цены могут  различаться с учетом их территориального распространения. При этом выделяют единые республиканские и местные цены.

Единые  иены, т.е. цены одного уровня, действуют по всей территории республики. Они устанавливаются и контролируются центральными органами управления (тарифы на электроэнергию, грузовые перевозки железнодорожным транспортом, квартирная плата и др.).

Местные цены формируются по определенным территориям (областям, районам) местными органами власти с учетом как рыночных факторов, так и местных условий.

В зависимости от рынка, на который поставляется продукция, выделяют цены для внутреннего (республиканского) рынка и цены для внешнего рынка (на экспортируемые и импортируемые товары).

В зависимости от сроков действия могут использоваться постоянные (долговременные) цены, скользящие, ступенчатые, сезонные цены.

Постоянные (долговременные) цены устанавливаются без ограничения срока их действия на большинство товаров массового спроса.

Скользящие цены могут использоваться в долгосрочных договорах на поставку продукции или выполнение заказа, в течение срока исполнения которых могут существенно измениться экономические условия производства и сбыта, а также в периоды высокой инфляции. Первоначально согласованная цена к моменту исполнения договора может быть скорректирована с учетом изменения цен на материалы, ставок заработной платы или других факторов. Такие цены применяются с целью страхования продавцов от ценовых рисков.

Ступенчатые цены можно устанавливать на продукцию, подверженную быстрому моральному старению с учетом фаз ее жизненного цикла. Цены первой ступени обеспечивают предприятию повышенную прибыльность, а последней — могут лишь возмещать затраты на производство или их часть.

Сезонные цены определяются дифференцированно по сезонам (периодам) года и обусловливаются сезонностью производства или реализации продукции, услуг (овощи, фрукты, услуги фотографии, химчистки и др.).

Отдельный блок в системе цен  представляют цены, используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии и в статистике: планово-расчетные, учетные, цены производителей, потребительские цены, текущие и сопоставимые.

Планово-расчетные  цены используются во внутрипроизводственном планировании на крупных предприятиях в расчетах между цехами и подразделениями предприятия. Они являются элементом внутрипроизводственного хозрасчета.

Учетные цены применяются для оценки движения продукции на предприятии. В зависимости от выбранной предприятием учетной политики в учете товаров могут использоваться покупные или продажные цены.

Цены  производителей продукции характеризуют изменение стоимости продукции непосредственно на производстве. Они не используются в расчетах между предприятиями. Цена производителя состоит только из себестоимости и прибыли предприятия без учета косвенных налогов и неналоговых платежей.

Потребительскими считаются цены на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Индексы цен производителей и потребительских цен являются важнейшими показателями инфляции и характеризуют тенденции в динамике основных видов цен.

Для анализа  стоимостных показателей на всех уровнях управления широко используются текущие, т.е. цены на текущий период времени, и сопоставимые. Сопоставимые (или неизменные) цены применяются как в статистике, так и в планировании в течение ряда лет для оценки стоимостных показателей и их динамики и исключения влияния на них изменения текущих цен.

Цена любого товара, услуги состоит из ряда обособленных элементов, образующих их состав. Конечную розничную цену, по которой отечественный товар приобретается населением на внутреннем рынке, можно представить в виде схемы (рис. 20.2).

 

 

Себестоимость

Прибыль

Косвенные налоги и неналоговые платежи

Торговая наценка

НДС

Налог на продажу

     

оптовая

розничная

   


 


 

Рис. 20.2. Состав цен по этапам товародвижения

Отпускная цена, по которой товар реализуется предприятием-изготовителем, состоит из цены производителя (себестоимость его производства и реализации плюс прибыль) и косвенных налогов и неналоговых платежей.

Себестоимость представляет собой плановые затраты, связанные с производством и реализацией продукции. По действующему законодательству она включает также ряд налогов и отчислений в различные фонды (налог на землю, экологический, отчисления на социальные нужды, в инновационный фонд и др.).

Прибыль в ценах необходима для создания средств на потребление и накопление предприятий, а также уплаты налогов за счет прибыли (на прибыль, недвижимость, местных налогов и боров).

Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену. В качестве косвенных налогов могут выступать акциз, отчисления пользователями автомобильных дорог, отчисления в целевые бюджетные фонды (отчисления в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, отчисления в местные бюджеты по единому нормативу и др.). В отдельных случаях для уменьшения цены (например, на социально значимые товары или услуги) государство выплачивает изготовителю или потребителю дотацию, частично возмещающую часть затрат и обеспечивающую некоторую прибыль предприятию.

Отпускная иена предприятия-оптовика состоит из отпускной  цены изготовителя и оптовой наценки.

Розничная цена — это цена конечного потребления товара. По розничным ценам торговые предприятия продают товар населению. В отличие от отпускной цены оптовика розничная цена дополнительно включает розничную торговую наценку, налог на добавленную стоимость и по некоторым не социально-значимым товарам - налог на продажу.

Оптовая и розничная торговые наценки представляют собой цены услуг оптовой и розничной торговли. По своему составу они схожи с отпускной ценой предприятия-изготовителя, т.е. содержат издержки торговых предприятий, их прибыль, а также косвенные налоги, уплачиваемые торговым предприятием. Сумма торговой наценки может определяться на основе установленных размеров торговых надбавок или скидок. При этом торговую надбавку принято выражать в процентах к отпускной цене, а торговую скидку – в процентах к розничной цене.

Налогом на добавленную стоимость (НДС) облагается стоимость, которую предприятие добавляет к стоимости сырья, материалов и приравненных к ним затрат при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Ставки налога на добавленную стоимость могут различаться по видам товаров. Если основная ставка НДС составляет 18 % , то на социально значимые товары и услуги установлены пониженные льготные ставки (продовольственные товары, товары для детей, бытовые услуги), в некоторых случаях продукция или услуги в силу своей особой социальной значимости вообще освобождаются от уплаты налога.

Налоги  на продажу пива, винно-водочных и табачных изделий дано право устанавливать местным Советам депутатов на своей территории. Такой налог представляет собой часть розничной цены товара.

 

20.3. Методы и стратегии ценообразования

Основу методологии  ценообразования  составляют методы обоснования цен, которые базируются на основных ценообразующих факторах: на издержках производства, качестве и потребительских свойствах, спросе и уровне конкуренции (рис. 20.3.).

Методы ценообразования, ориентированные  на издержки производства. Одним из наиболее распространенных методов ценообразования, ориентированных на издержки производства, в отечественной практике является затратный метод. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи:

Ц = С + П + Н.

где С — себестоимость единицы товара; П — прибыль на единицу товара; Н — косвенные налоги и неналоговые платежи в цене товара.

Затратный метод  является достаточно популярным не только в отечественной, но и в зарубежной практике ценообразования, что обусловлено рядом обстоятельств: простота метода, справедливость как по отношению к продавцам, так и к покупателям, гарантия получения необходимой прибыли для нормальной деятельности предприятия. Однако этот метод имеет недостатки, связанные с невозможностью учета в цене потребительских свойств товаров и конъюнктуры рынка.

 

Рис. 20.3. Методы ценообразования

Поэтому он применяется при обосновании цен на принципиально новую продукцию, по которой недостаточно известен спрос; продукцию, производимую по разовым заказам, продукцию с индивидуальным характером производства (строительные объекты, проектные работы, опытные образцы); на продукцию и услуги, на которые спрос ограничен платежеспособностью населения (ремонтные услуги, продукты первой необходимости); продукцию предприятий-монополистов; во внутрипроизводственном ценообразовании и некоторых других случаях.

Агрегатный  метод применяется при формировании цен продукции, состоящей из сочетаний отдельных изделий (мебельные гарнитуры, столовые сервизы), а также продукции, собранной из унифицированных элементов, узлов, деталей (модификации станков, автомобилей, тракторов и т.д.). Цена, рассчитанная таким методом, представляет собой сумму цен отдельных конструктивных элементов с добавлением затрат на сборку продукции.

Пример 20.1. Минский фарфорово-фаянсовый  завод производит чайные сервизы, состоящие из заварного чайника, сахарницы и шести чашек с блюдцами. Цена такого набора равна сумме цен, входящих в набор компонентов, рассчитанных затратным методом.

Метод структурной аналогии применяется в производствах с широкой номенклатурой однотипных изделий, услуг или работ (ремонтные услуги, подшипники различных типоразмеров и т.д.). Для расчета цены используются фактические данные о доле основных видов затрат в цене или себестоимости аналогичной продукции. Цену можно рассчитать по следующей формуле:

Ц(С)= ЗО / dЗ.О,

где Ц (С) — цена, себестоимость нового изделия; ЗО - абсолютное значение основного вида затрат при производстве нового изделия; dЗ.О – доля основного вида затрат в цене (или себестоимости) базового изделия.

Пример 20.2. Производство нового подшипника потребует 300 тыс., р. затрат на материалы. Поскольку в цехе подшипников выпускается однотипная продукция, структура цен которой практически одинакова (60 % — материальные затраты, 30 % — заработная плата, 10 % — остальная часть цены). Определим возможную цену нового изделия: Ц = 300 тыс. р. / 60 * 100 = 500 тыс. р.

В условиях инфляции (роста цен на ресурсы) для  определения цены продукции в предстоящем периоде («скользящей» цены) можно использовать индексный метод, предусматривающий:

а) расчет себестоимости  продукции в предстоящем периоде (СПП):

СПП = åЗбi × JПi,

где Збi, JПi – соответственно сумма затрат по i-му элементу себестоимости в базисном периоде и индекс изменения затрат по элементам в предстоящем периоде.

б) расчет цены затратным методом с учетом себестоимости  в предстоящем периоде:

ЦПП = СПП + П + Н.

Метод ценообразования, ориентированные  на качество и потребительские свойства продукции (параметрические методы). Во многих случаях, когда в цене важно учесть качественные параметры продукции, используются параметрические методы (см. рис. 20.3). Они основаны на принципе: чем выше качество, тем выше цена.

Метод удельных цен параметров. Метод можно использовать для расчета цены новой сложной технической продукции производственного и бытового назначения. По этому методу цена нового изделия может быть рассчитана на основе значения «цены» основного качественного параметра по формуле:

ЦН = (Цбб). ПН,

где ЦН - цена нового изделия; Цб — цена изделия, принятого за базу сравнения; Пб, ПН — значения основного качественного параметра соответственно по базовому и новому изделиям, Цбб – «цена» основного качественного параметра базового образца.

В качестве базового выбирается изделие, наиболее сопоставимое с новым изделием по потребительским свойствам, конструкции, технологии производства.

Пример 20.3. Необходимо определить исходную цену нового грузового автопоезда производства Минского автозавода. Основным качественным показателем для грузового автопоезда является его годовая производительность (т/км). Известно, что удельная цена в расчете на 1 млн т/км по серийно выпускаемому аналогичному автопоезду равна 270 млн р.; годовая производительность нового автопоезда равна 2,3 млн т/км.

Информация о работе Ценообразование на предприятии