Ценовая политика предприятия и ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 13:12, реферат

Описание работы

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия – объемы продаж, доходы, получаемую прибыль. Ведь для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет продать на рынке. Поэтому организация должна выбрать правильную ценовую политику.
Главной целью реферата является раскрытие темы ценовой политики. Для этого необходимо рассмотреть само понятие цены, функции цены в рыночной экономике, виды цен, а также модели ценообразования и ценовые стратегии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЦЕНЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2 ВИДЫ ЦЕН И МОДЕЛИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
2.1 Виды цен
2.2 Модели ценообразования
2.2.1 Модели ценообразования, ориентированные на издержки.
2.2.2 Модели ценообразования, ориентированные на потребителей.
2.2.3. Модели ценообразования, ориентированные на конкурентов
3 ЦЕНОВЫЕ СТРАТЕГИИ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ
3.1. Ценовая стратегия предприятия
3.2. Ценовые стратегии и их обоснование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Ценовая политика предприятия и ценообразование.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЦЕНЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2 ВИДЫ ЦЕН И МОДЕЛИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

2.1 Виды цен

2.2 Модели ценообразования

2.2.1 Модели ценообразования, ориентированные на издержки.

2.2.2 Модели ценообразования, ориентированные на потребителей.

2.2.3. Модели ценообразования, ориентированные на конкурентов

3 ЦЕНОВЫЕ СТРАТЕГИИ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ

3.1. Ценовая стратегия предприятия

3.2. Ценовые стратегии и их обоснование

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Перед  всеми организациями встаёт задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остаётся важнейшим критерием принятия потребительских решений и является основным фактором, определяющим выбор покупателей среди малоимущих групп населения. Также цена является активным инструментом формирования структуры производства, оказывая воздействие на продвижение товара, способствует повышению эффективности производства и увеличению прибыли.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия – объемы продаж, доходы, получаемую прибыль. Ведь для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет продать на рынке. Поэтому организация должна выбрать правильную ценовую политику.

Главной целью реферата является раскрытие темы ценовой политики. Для этого необходимо рассмотреть само понятие цены, функции цены в рыночной экономике, виды цен, а также модели ценообразования и ценовые стратегии.

 

 

 

 

 

 




 
 
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЦЕНЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Цены и ценообразование является одним из ключевых элементов рыночной экономики.

Под ценой понимается количество денег, запрашиваемое  за продукцию или услугу, или сумма благ,  ценностей, которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на потребление определённой продукции или услуги [3].

На основе цен осуществляется оборот  общественного продукта  между сферами производства и потребления, отраслями материального производства  и непроизводственной сферы, отдельными предприятиями с различными формами собственности, а также производится перераспределение национального дохода путём формирования системы налогообложения и одновременно вводятся более низкие цены на отдельные виды детских и других товаров.

В отличие от цены ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в основном две системы ценообразования:

1) Централизованная, которая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения;

2) Рыночная, основанная на базе взаимодействия спроса и предложения.

Функции цен – это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания.

Цены выполняют следующие основные функции:

1)          Учётно-измерительную;

2)          Регулирующую (сбалансирование спроса и предложения);

3)          Распределительную (перераспределительную);

4)          Способствующую рациональному размещению производства;

5)          Стимулирующую;

6)          Социальную.

Окончательная цена может существенно отличатся от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара. С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:

1)           Научно-технический прогресс;

2)           Экономию затрат ресурсов;

3)           Изменение качества продукции;

4)           Изменение структуры производства и потребления.

Цена – это, прежде всего инструмент регулирования экономических процессов в сфере производства, обмена, обращения и реализации продукции (товаров и услуг), при этом она всегда воздействует на экономические интересы [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



2 ВИДЫ ЦЕН И МОДЕЛИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

2.1 Виды цен

Цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус. Цены продукции строительства определяются по сметным, прейскурантным и договорным ценам.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане. Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле, и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

Закупочные цены - это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов.

Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.

В зависимости от используемого механизма формирования цен (маркетингового, нормативного, комбинированного) их классификация учитывает различную степень влияния центральных и местных  органов управления, в соответствии с которой выделяют  3 основные группы цен:

1)          Свободные;

2)          Регулируемые;

3)          Фиксированные.

В зависимости от методов взаимного согласования и определения уровня цен продукции (товаров, услуг) между продавцом (производителям, поставщикам) и покупателем (потребителем, заказчиком) при заключении договора (контракта) в хозяйственной практике широко применяется классификация, объединяющая договорные цены.

2.2 Модели ценообразования

В ценовой политике фирмы очень важен выбор модели ценообразования. Этот процесс должен учитывать спрос на продукт и его эластичность, из­держки, цены конкурентов.

Издержки формируют нижний уровень цены, цены на товары-заменители и аналоги ориентируют на предполагаемую цену, покупа­тельская оценка характеристик продукта устанавливает верхнюю границу цены.

В реальности проблема выбора модели ценообразования решается с учетом трех важнейших условий:

1) Каждое предприятие должно экономически обеспечить свое сущес­твование, т.е. цена должна покрывать затраты (краткосрочные и долгосрочные), связанные с деятельностью предприятия;

2) Наряду с покрытием затрат предприятие нацелено на получение максимальной или достаточной прибыли, поэтому необходимо уточнять цены отдельных сегментов рынка;

3) В условиях конкуренции цена, которую потребитель готов платить за товар, существенно зависит от цен конкурентов.

2.2.1 Модели ценообразования, ориентированные на издержки.

Политика цен, ориентированная на издержки, ставит своей целью покрытие всех или, по крайней мере, значительной части затрат. Рас­чет издержек строится на основе данных производственного учета и планирования (из расчета себестоимости).

Из моделей ценообразования, ориентированных на издержки, на­иболее часто применяются следующие:

1)     модель полных издержек;

2)     модель возврата инвестиций;

3)     модель маржинальных издержек.

Модель полных издержек наиболее широко распространена и состо­ит в превышении цены над издержками, обеспечивающем некоторый уровень рентабельности. Большинство предприятий и организаций использует эту модель путем добавления к издержкам производства и обращения определенного процента. Некоторые предприятия услож­няют эту модель введением «специального» (пониженного) процента для определенных клиентов (например правительства). Недостатком модели полных издержек является игнорирование текущего спроса, покупательской оценки и конкуренции, что едва ли способствует определению оптимальной цены. Вместе с тем рассматриваемая модель ценооб­разования остается популярным по ряду причин:

а) предпринимателям легче ориентироваться на издержки, чем на сложно прогнозируемый спрос;

б) при использовании модели полных издержек большинством про­изводителей отрасли цены приобретают тенденцию к выравнива­нию;

в) «справедливость» модели в целом как для покупателей, так и для продавцов: последним в любом случае обеспечивается получение закрепленного дохода, при этом они не могут поднять цену на то­вар при увеличении спроса.

Модель рентабельности инвестиций заключается в том, что пред­приятие устанавливает цену такой, чтобы она обеспечила так назы­ваемый уровень возврата инвестиций (УВИ). Модель широко применяется на предприятиях общественного питания, транспорта, связи, в образовательных учреждениях и здравоохране­нии, т.е. в организациях, которые ограничены в получении «справед­ливого» и достаточного дохода от своей деятельности. Таким образом, установление надбавки на издержки ориентируется на определенную величину, обеспечивающую УВИ.

Модель маржинальных издержек предполагает использование сис­темы учета затрат «директ-костинг». Сущность модели заключается в раздельном учете условно пере­менных и условно постоянных затрат. Формирование цены происхо­дит путем добавления к общей величине переменных затрат суммы, покрывающей условно постоянные расходы и обеспечивающей нор­мальную прибыль (маржинальная прибыль). Таким образом, особенностью данного модели является расчет вер­хнего и нижнего пределов цены. Верхний предел должен обеспечить возмещение всех затрат и получение планируемой прибыли. Нижний предел цены ориентирован на покрытие переменных затрат. Модель маржинальных издержек учитывает спрос, и это является его принципиальной отличительной особенностью. Другим существен­ным преимуществом этого метода является отказ от необходимости распределения накладных расходов на единицу продукции.

2.2.2 Модели ценообразования, ориентированные на потребителей.

Из моделей ценообразования, ориентированных на потребителей, наиболее часто применяются следующие:

1)     Модель ценообразования по ощущаемой ценности;

2)     Тендерный метод.

Ценообразование по ощущаемой ценности. Все большее число пред­приятий формирует цены, базируясь на покупательской оценке про­дукта (а не на издержках производства и обращения). Для создания покупательской оценки используются неценовые маркетинговые ры­чаги. Описываемая модель ценообразования хорошо сочетается с пози­ционированием товара на рынке, т.е. ситуацией, когда компания соз­дает концепцию продукта для конкретного рынка, планируя качество и цену. Менеджер оценивает объем продукции, который он предпо­лагает реализовать по данной цене, и это определяет планируемый объем производства, инвестиций и издержек на единицу товара. Сле­дующим этапом является оценка достаточности доли прибыли на единицу при установленной цене и издержках. Если расчеты удовлетворительны, можно начинать производство, если нет – идею оставляют до лучших времен. Ключом к использованию этой модели является тщательное опре­деление покупательского восприятия (оценки) предлагаемого товара. Имея такие данные, с помощью несложного расчета можно легко оп­равдать запрашиваемую цену. Для подсчета и определения покупа­тельской оценки используются соответствующие методики.

Ценообразование тендерным методом в большей мере ориентиро­вано на покупательское восприятие цены в сравнении с конкурентны­ми ценами. Если предприятие хочет выиграть конкурс (тендер), ему необходимо правильно сформировать свою цену. При этом заниже­ние цены по сравнению с конкурентными дальше определенного пре­дела (нижний уровень цены, обеспечивающий покрытие всей суммы затрат) невозможно. Чем выше цены предприятия, тем меньше веро­ятность получения контракта. Использование этого критерия при установлении цены имеет смысл лишь в том случае, если предприятие широко использует указанную модель. Играя на разнице цен, можно достигнуть максимума прибыли и в долгосрочной перспективе. Эпизодичес­кое же использование данной модели практически не дает преимуществ.

Информация о работе Ценовая политика предприятия и ценообразование