Ценообразование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:22, реферат

Описание работы

Сущность, значение, функции цен и ценообразующие факторы. Виды и структура цен. Методы и стратегии ценообразования. Государственное регулирование цен.

Файлы: 1 файл

cenoobrazovanie_na_predpriyatii.docx

— 316.02 Кб (Скачать файл)

Тема 20. Ценообразование  на предприятии

  1. Сущность, значение, функции цен и ценообразующие факторы.
  2. Виды и структура цен.
  3. Методы и стратегии ценообразования.
  4. Государственное регулирование цен.

 

20.1 Сущность, значение, функции цен  и ценообразующие факторы.

Рыночная  цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать  свой товар, а покупатель готов купить eгo.

B рыночной экономике все товары и услуги имеют цену. Рыночные цены имеют важное значение в регулировании общественного производства, что обусловлено следующими обстоятельствами:

  1. уровень цен влияет на спрос и предложение на любом рынке (рынке товаров, ресурсов, труда и т.д.): при их росте снижается спрос и увеличивается предложение и, как следствие, увеличиваются товарные запасы; при снижении цен увеличивается спрос, снижается предложение и товарные запасы. Цена, при которой спрос и предложение равны между собой называется равновесной;
  2. снижение предложения ведет к товарному дефициту, что способствует росту цен и снижению спроса при неизменном уровне доходов; если при росте предложения образуются излишние запасы товаров, то цены неизбежно снижаются и спрос увеличивается;
  3. цены играют активную роль на всех уровнях экономики: микро-, макро- и интерэкономики:

а) на микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность. предприятия. Экономика любого предприятия начинается с цен на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо и т.д. и заканчивается ценами на произведенную продукцию для внутреннего или внешнего рынка. Цены связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных товаров и услуг;

б) на макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондам возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях. Если, например, какая-либо продукция на рынке становится дефицитной, т.е. спрос превышает предложение, цена увеличивается. Высокие цены привлекают для производства такой продукции свободный капитал, инвестиции. В результате предложение товара увеличивается и цены постепенно снижаются.. При этом цена выступает инструментом рационирования использования ресурсов в обществе: при ее росте снижается потребление и расширяется производство, а при ее снижении увеличивается потребление, сокращается производство и уменьшаются излишние запасы.

в) на уровне интерэкономики в международной  торговле цены в определенной степени определяют структуру мирового хозяйства, влияют на потоки экспорта и импорта.

Вместе с тем, цены на отдельные  товары, услуги, практически во всех странах мира являются объектом государственного регулирования в рамках проводимой экономической и социальной политики. Многие государства мира практикуют "замораживание" цен, фиксацию цен на некоторые товары, издают специальные законы, контролируют динамику цен и используют другие формы и способы влияния на них.

Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функций, связанных с действием объективных экономических законов: балансирующую, планово-учетную, распределительную и перераспределительную и информационную.

Балансирующая функция заключается в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и предложением.

Планово-учетная функция означает, что цены используются как предприятиями, так и государственными органами для разработки планов и прогнозов. С их помощью осуществляется учет объема потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей.

Распределительная и перераспределительная  функция цен состоит в распределении создаваемых национального дохода и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами путем товарообмена. При значительных отклонениях цен от стоимости, когда на отдельные товары и услуги государством устанавливаются низкие цены, а цены на другие товары - относительно высокие за счет включения в них косвенных налогов (акцизов, отчислений в целевые бюджетные фонды, налогов с продаж и др.) усиливается перераспределительная функция цен.

Выполнение перераспределительной  функции ценами позволяет решать такие важные социальные задачи, как создание благоприятных условий для развития и воспитания подрастающего поколения, обеспечение общедоступности товаров первой необходимости, лечения и др.

Информационная функция состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах.

Цены формируется под воздействием множества факторов, действующих разнонаправлено. К основым из них относятся спрос, предложение, конкуренция, прямое государственное регулирование. Существуют также детализированные факторы, объединяемые в две группы: внутренние и внешние (рис. 20.1).

Внутренние факторы, т.е. факторы микроэкономического уровня, зависят от деятельности самого предприятия.

Товар, характеризующийся особыми свойствами, уникальными достоинствами, непременно будет иметь более высокую цену, отражающую его качество и технический уровень.

Способ производства определяет серийность выпуска продукции. Как правило, продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость и соответственно цену. Товары же массового производства отличаются низкими издержками и на них устанавливаются относительно низкие цены.

Организационный и технический  уровень производства также оказывает влияние на цены продукции. При частых и интенсивных технологических изменениях товар будет иметь более высокую цену.

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 20.1. Факторы ценообразования

Ориентация  предприятия на несколько рыночных сегментов вызывает необходимость  дифференциации цен по различным категориям покупателей.

Цена  теснейшим образом связана с фазой жизненного цикла товара. Чаще всего продукция имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле и относительно низкую — при длительном. Более того, уровень цены заметно меняется на различных стадиях жизненного цикла товара в связи с изменением конъюнктуры рынка и объемов продаж.

Ощутимое влияние на цену оказывает  длительность цикла товародвижения (цепочки производитель — потребитель), используемые каналы распределения, посредники.

Хорошо организованный сервис при продаже и послепродажное обслуживание, авторитет предприятия на внутреннем и внешнем рынках, удачно и оригинально организованная реклама товара позволяют устанавливать более высокие цены.

Внешние или макроэкономические факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций, экономических условий в стране и за ее пределами.

Политическая и экономическая  стабильность в стране создает предприятиям предпосылки для работы на перспективу, не вызывает у них стремления в получении большого дохода за счет увеличения цен.

Отсутствие  на рынке каких-либо ресурсов, как, например, топливно-энергетических в Беларуси, ставит предприятия в большую зависимость от их цен и объема импорта: при росте цен на импортируемые ресурсы непременно увеличиваются себестоимость и цены продукции.

Росту цен  на товары способствует увеличение доходов населения.

Непосредственно влияют на цены масштаб их государственного регулирования, определяемый общим состоянием экономики. Чрезмерное регулирование цен на товары и услуги ограничивает свободу их установления предприятиями, оказывает сдерживающее влияние на рыночные факторы их формирования.

Наличие и уровень конкуренции, существующей между производителями пли потребителями, характер спроса также отражаются на ценах. При этом зависимость между уровнем конкуренции и ценами для производителей однородной продукции обратная (т.е. с увеличением конкуренции цены снижаются), а для потребителей — имеет прямой характер (с повышением уровня конкуренции цены растут). Нередко ажиотажный спрос может спровоцировать резкое повышение цен. Развитие инфляционных процессов в экономике всегда связано с ростом цен а товары и услуги.

На уровень  и динамику цен влияют денежная, налоговая и внешнеэкономическая политика, которые определяются объемом обращающейся денежной массы, количеством и размерами действующих налогов, таможенных пошлин, нетарифными барьерами. Высокие ставки налогов, наличие значительных тарифных и нетарифных ограничений может быть причиной высоких цен на внутреннем рынке.

 

 

20.2. Виды и состав цен

Взаимоотношения между предприятиями обслуживает  система взаимосвязанных цен. Взаимосвязь цен в национальной экономике предопределяется взаимосвязью предприятий, производств и отраслей народного хозяйства, а также взаимодействием элементов рыночной экономики.

Система цен  очень подвижна и состоит из ряда их видов и разновидностей, соотношения  между которыми постоянно меняются в соответствии с изменением действия факторов ценообразования. Используемые в настоящее время виды и разновидности цен можно классифицировать по ряду признаков.

Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различные виды цен: отпускная цена предприятия-изготовителя, отпускная цена оптового предприятия и отпускная цена предприятия розничной торговли (розничная цена).

Отпускная цена предприятия-изготовителя — цена, применяемая на внутреннем рынке в расчетах между предприятиями-производителями продукции и предприятиями-покупателями. Она устанавливается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, сезонности спроса и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-изготовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия или предприятия розничной торговли для последующей перепродажи.

Отпускная цена оптового предприятия формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупателям с учетом всех рыночных факторов. Она одновременно может быть ценой приобретения товара для розничной торговой организации.

Розничная цена — цена, но которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий. Она является ценой конечного потребления.

Каждый из последующих видов цен в этой цепочке включает в качестве составной части предыдущий вид. Так, отпускная цена оптового предприятия включает отпускную цену предприятия-изготовителя, а розничная цена - отпускную цену оптового предприятия.

По  способу установления различают регулируемые и свободные (договорные) цены.

Регулируемые  цены подвержены различным ограничениям со стороны центральных органов управления и местных исполнительных органов. Они неизбежны в условиях переходного периода и устанавливаются на важнейшие энергоносители (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию предприятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и т.д. Ряд видов продукции и услуг, на которые регулируемые цены установлены ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств (тарифы на электроэнергию и коммунальные слуги населению).

Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон — продавцов и покупателей. Они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены формируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответствуют рыночной экономике.

Границы между  регулируемыми и свободными ценами очень подвижны и постоянно меняются в зависимости от складывающейся экономической ситуации. Общей тенденцией по мере формирования рыночной среды является постоянное увеличение доли свободных цен по сравнению с регулируемыми.

В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли в сфере  народного хозяйства различают  оптово-отпускные цены на промышленную продукцию, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, сметные цены в строительстве, тарифы на различные производственные услуги (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.) и непроизводственные услуги (бани, фотографии, медицинские, юридические и др.). Эти виды цен тесно взаимодействуют между собой. Так, уровень оптово-отпускных цен на промышленные товары, вырабатываемые из сельскохозяйственного сырья, во многом определяется уровнем закупочных цен на это сырье, транспортных и других тарифов на производственные услуги, используемые в процессе их производства. На них также влияет сумма амортизации оборудования, производственных зданий и сооружений, которые, в свою очередь, зависят от отпускных цен на это оборудование и сметных цен на здания и сооружения и т.д.

Информация о работе Ценообразование на предприятии