Ценообразование на государственные производные ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Ценные бумаги (ЦБ) - это акции, облигации, векселя и другие (в том числе производные от них) удостоверения имущественных прав (прав на ресурсы), обособившиеся от своей основы, признанные в таком качестве законодательством.
В настоящее время рынок ценных бумаг приобретает все большую популярность, поэтом тема данной работы особенно актуальна. Целью работы является изучение сущности ценных бумаг, их основных видов, а также рассмотрение процесса ценообразования на рынке государственных, корпоративных и производных ценных бумаг.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………4
1. Понятие и классификация ценных бумаг ……………………………………5
2. Государственные ценные бумаги……………………………………………..7
2.1. Определение и виды государственных ценных бумаг……………………7
2.2. Ценообразование на государственные ценные бумаги…………………..11
3. Корпоративные ценные бумаги……………………………………………….16
3.1. Понятие корпоративных ценных бумаг……………………………………16
3.2. Ценообразование на корпоративные ценные бумаги……………………..18
4. Производные ценные бумаги………………………………………………….25
4.1. Понятие, особенности, типы производных ценных бумаг……………….25
4.2. Понятие фьючерсных и опционных контрактов……………………….….29
4.3. Ценообразование на фьючерсные контракты………………………………31
4.4. Ценообразование на биржевые опционы……………………………………35
Заключение…………………………………………………………………………40
Список используемой литературы……………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Ценообразование на гос., произв., цен бум.docx

— 117.55 Кб (Скачать файл)

Балансовый метод основан на том, что движение  стоимости  ценных  бумаг отражается в балансе любого хозяйствующего субъекта.  Номинальная  стоимость облигаций показывается в балансе при отражении  выпуска  краткосрочного  или долгосрочного займа. Номинальная стоимость акций лежит  в  основе  отражения уставного  капитала.  Разница  между  рыночной   стоимостью   ценных   бумаг отражается в балансе как  эмиссионный  доход.  На  основе  стоимости  чистых активов предприятия определяют цену выкупа акций.

Экономико-математическое моделирование основано на построении различных моделей   ценообразования.   Под    моделью    ценообразования    понимается математическая или иная схема, отображающая процесс  формирования  цены.  На рынке ценных  бумаг  могут  использоваться  концептуальные,  математические, структурные, статистические, факторные, матричные, графические,  логические, иммитационные  модели  ценообразования.  Концептуальные   модели   учитывают определенные подходы, концепции (систему взглядов  на  процесс  формирования цен на рынке ценных бумаг). Например, по стоимостной  концепции  цена на рынке ценных бумаг моделируется  как  денежное  выражение  действительной рыночной стоимости. Концепция  равновесия  исходит  из  того,  что  цена  на фондовом рынке отражает равновесие  спроса  и  предложения  на  определенную ценную бумагу в момент совершения фондовой операции.  Математические  модели исходят из строго определенных математических зависимостей,  характеризующих процесс ценообразования. Трендовые модели  строятся  на  основе  зависимости цены от ряда величин, характеризующих устойчивые тенденции  и  колебания  на фондовом рынке. Модели компонентного анализа определяют  зависимость  уровня цены от  определенных  компонент  (составных  частей)  рынка  ценных  бумаг.

Структурные модели включают анализ составных  элементов  определенной  цены, взаимосвязей  между  ними  и   их   влияние   на   изменение   уровня   цен. Статистические модели основаны на отражении  статистических  закономерностей и отклонений от них. При этом в начале теоретически обосновывают выбор  вида зависимости и оценивают параметры модели на основе  построения  динамических рядов статистических наблюдений,    проверки  соответствия  выбранного  типа модели   конкретным   условиям   ценообразования.   Модели    могут    иметь статистический, динамический характер; могут быть  линейными,  многомерными; разрабатываться  с  использованием  компьютерных  технологий  или   вручную; применятся повсеместно или в отдельных частных случаях.

Особое значение в процессе ценообразования на рынке ценных бумаг  имеет конкуренция, которая влияет на уровень  цен  понижательно  (при  монопольном развитии  рынка)  или  повышательно   (при  наличии  монопсонии  на  рынке).

Рассмотрим  более подробно как происходит ценообразование на корпоративные облигации.

Корпоративные облигации представляют собой долгосрочные и среднесрочные займы, размещаемые на рынке ценных бумаг. Облигации могут отличаться друг от друга доходностью, сроком действия, целевым назначением, обеспеченностью или необеспеченностью и др. Корпоративные облигации преобладают в структуре источников финансирования экономики, занимая более 70% всех средств, привлекаемых через рынок ценных бумаг. Их приоритет обусловлен долгосрочностью и не изменением отношений собственности. 

Облигации имеют нарицательную стоимость (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимость  указывается на самой облигации  и обозначает сумму, которая предоставляется  взаймы и подлежит возврату по окончании  срока займа. Она является базовой  величиной для расчёта приносимого  облигацией дохода. Процент либо дисконт  по облигации устанавливается к  номиналу, а прирост (уменьшение) стоимости  облигации за определённый период времени  рассчитывается как разница между  номинальной стоимостью, по которой  облигация будет погашена, и ценой  приобретения облигации. 

Облигации, как правило, имеют относительно высокую номинальную стоимость  и ориентированы на состоятельных  индивидуальных и институциональных  инвесторов. В этом заключается одно из их отличий от акций, номинальная  стоимость которых устанавливается  в расчёте на более широкий  круг инвесторов. Следует отметить, что если для акций номинальная  стоимость - величина довольно условная, т.к. они продаются и покупаются преимущественно по ценам, не привязанным  к номиналу (могут выпускаться  акции без указания номинала), то для облигаций номинальная стоимость  является важным параметром, значение которого не меняется в течение срока  действия облигационного займа. По первоначально  установленной величине номинала облигации  погашаются после окончания срока  их обращения. 

С момента  эмиссии облигации и до погашения  они продаются и покупаются по установившимся на рынке ценам. Рыночная цена в момент эмиссии может быть ниже номинала, равна ему или превышать  номинал. В дальнейшем рыночная цена облигаций определяется исходя из конъюнктуры, сложившейся на фондовом и финансовом рынках, а также в зависимости  от двух главных качеств самого займа, а именно:

-перспективы  получения номинальной стоимости  облигаций при их погашении  (чем ближе срок погашения в  момент приобретения облигации,  тем выше её рыночная цена);

-права  на получение регулярного фиксированного  дохода (чем выше доход, приносимый  облигацией, тем выше её рыночная  стоимость). 

Рыночная  цена облигаций зависит также  от ряда других параметров, важнейшим  из которых является надёжность или  риск инвестиций. Поскольку номиналы различных облигаций могут существенно различаться между собой, часто возникает необходимость в сопоставительном измерителе их рыночных цен. Таким измерителем является курс облигации. 

Курс  облигации представляет собой значение её рыночной цены, выраженное в процентах  к номиналу:

Ко = (Цр/Но ) * 100

где: Ко - курс облигации;

Цр - рыночная цена облигации;

Но - номинал  облигации. 

Дисконт и процентный доход по облигации. Облигации, как и другие ценные бумаги, являются объектом инвестирования и приносят владельцам доход. Общий доход по облигации включает следующие составляющие: 

- периодически  выплачиваемые проценты (купонный  доход);

- изменение  стоимости облигации за определённый  период времени;

- доход  от реинвестирования выплаченных  процентов. 

Рассмотрим  элементы, составляющие общий доход  по облигации. Облигации, в отличие  от акций, приносят держателям фиксированный  текущий доход. Он представляет собой  постоянный аннуитет, т.е. право получать ежегодно фиксированную денежную сумму  в течение ряда лет. Проценты по облигациям, как правило, выплачиваются один - два раза в год (купонный доход). Чем чаще они выплачиваются, тем  больший потенциальный доход  приносят облигации, поскольку полученные проценты могут реинвестироваться.

Размер  купонного дохода по облигации зависит  в первую очередь от её надёжности, т.е. от устойчивости компании-эмитента её выпустившей. Чем устойчивее эмитент  и надёжнее облигация, тем ниже процент  выплат устанавливается по ней. Помимо этого, существует зависимость размера  процентного дохода и срока обращения  облигации - чем больше период обращения  облигации, тем выше процент дохода устанавливаемый по ней. 

Облигации могут быть бескупонными и продаваться  по цене ниже номинала, т.е. с дисконтом. При покупке и продаже таких  облигаций требуется определение  оптимальной цены, по которой следует  продать облигацию сегодня, если известна сумма дохода (дисконт), которая  будет получена в будущем, а также  действующая норма доходности на финансовом рынке (ставка рефинансирования). Процесс определения этой цены носит  название дисконтирования, а сама цена - настоящей стоимости будущего дохода: 

Цд = Но/(1 +(Л Пс/100))

где: Цд - цена продажи облигации с диcконтом;

Но - номинальная  цена;

Л   - число лет до погашения;

Пс - норма  ссудного процента. 

Знаменатель этого выражения представляет собой  дисконтный множитель,  показывающий, какую долю составляет цена продажи облигации в её номинальной стоимости. Разность (Но - Цд) является дисконтом (Дд) и представляет собой установленный доход по облигации. 

Последним элементом общего дохода по облигации  является доход от реинвестирования полученных процентов. Он может иметь  место, если текущие процентные доходы по облигации постоянно реинвестируются. Размер такого дохода может быть весьма ощутимым для владельца при приобретении им долгосрочных облигаций.

Общий доход, приносимый облигациями, как правило, ниже, чем по другим видам ценных бумаг. Это связано с более  высокой надёжностью облигаций  по сравнению, например, с акциями. Доходы по облигациям существенно меньше подвержены влиянию циклических колебаний экономики и изменений конъюнктуры рынка.  

При определении  эмитентами параметров выпускаемых  облигационных займов, выборе инвесторами  облигаций при их покупке, формировании профессиональными участниками  фондового рынка инвестиционных портфелей и т.д. возникает необходимость  сравнительной оценки эффективности  облигационных займов. Эта оценка сводится, главным образом,  к определению доходности облигаций.

Доходность  облигаций, в общем виде, представляет собой доход, приходящийся на единицу  затрат, т.е. является относительным  показателем. Доходность облигаций  можно разделить на текущую и  полную. Показатель текущей доходности характеризует размер поступлений  дохода по облигации за текущий период времени - год, как правило:

Дт = (Пг/Цр) * 100

,где  Дт - текущая доходность облигации;

Пг - сумма  выплачиваемых за год процентов;

Цр - рыночная цена приобретения облигации. 

Текущая доходность является простейшей характеристикой  облигаций. Пользуясь только ею, невозможно выбрать наиболее эффективный вариант  инвестирования средств, поскольку  этот показатель не отражает изменение  стоимости облигаций за период владения ими. Текущая доходность бескупонных  облигаций, рассчитанная таким способом, будет равна нулю, однако доход  по ним в форме дисконта всё  равно будет иметь место. 

Показатель  полной доходности учитывает оба  источника дохода, приносимого облигациями. Он характеризует полный доход по облигации, приходящийся на единицу  затрат при её покупке:

Дп = (((По + Дд)/(Цр Л)) * 100

,где  Дп -полная доходность облигации;

По -совокупный процентный доход ;

Дд -размер дисконта по облигации;

 Цр -рыночная  цена приобретения;

 Л   -число лет владения облигацией. 

Уточним, что размер дисконта равен разности между номиналом (Но) и рыночной ценой  приобретения облигации (Цр), если она  находится у инвестора до погашения. Если инвестор продает облигацию  раньше срока погашения, то размер дисконта составляет разность между ценами продажи  и приобретения облигации.

На показатели доходности облигаций существенное влияние оказывают два важных фактора, а именно: инфляция и налоги. Если полная доходность облигации превышает  уровень текущей инфляции на определённый процент, то именно он и будет составлять её реальный доход. Если уровень инфляции будет равен или превысит  полную доходность, то владельцы облигаций с фиксированным процентом могут не получить доход вовсе или даже понести убытки. Следовательно, в условиях галопирующей инфляции для поддержания доходности инвестиций на уровне адекватном текущей ставке рефинансирования, инвесторам следует избегать вложений в долгосрочные облигации. 

Доходность  облигаций (за исключением государственных) уменьшают также и налоги. Поэтому,  реальная доходность  облигаций должна рассчитываться после вычета из дохода, приносимого ими, сумм уплаченных налогов с учётом прогнозируемых темпов инфляции. Реальная доходность может служить инструментом выбора эффективных вариантов вложения капитала.

  1. Производные ценные бумаги.

4.1. Понятие, особенности, типы производных ценных бумаг 

Производная ценная бумага – это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены, лежащего в основе данной ценой бумаги биржевого актива. Этот вид ценных бумаг относится к классу ценных бумаг, целью обращения которых является извлечение прибыли из колебаний цен соответствующего биржевого актива.

Выделяют следующие особенности производных ценных бумаг:

- их цена базируется цене, лежащего в их основе биржевого актива, в качестве которого могут выступать другие ценные бумаги;

- внешняя форма обращения производных ценных бумаг аналогична обращению основных ценных бумаг;

- ограниченный временной период существования (обычно – от нескольких минут до нескольких месяцев) по сравнению с периодом жизни биржевого актива (акции – бессрочные, облигации – годы и десятилетия);

Информация о работе Ценообразование на государственные производные ценные бумаги