Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:01, курсовая работа
Ценные бумаги (ЦБ) - это акции, облигации, векселя и другие (в том числе производные от них) удостоверения имущественных прав (прав на ресурсы), обособившиеся от своей основы, признанные в таком качестве законодательством.
В настоящее время рынок ценных бумаг приобретает все большую популярность, поэтом тема данной работы особенно актуальна. Целью работы является изучение сущности ценных бумаг, их основных видов, а также рассмотрение процесса ценообразования на рынке государственных, корпоративных и производных ценных бумаг.
Введение……………………………………………………………………………4
1. Понятие и классификация ценных бумаг ……………………………………5
2. Государственные ценные бумаги……………………………………………..7
2.1. Определение и виды государственных ценных бумаг……………………7
2.2. Ценообразование на государственные ценные бумаги…………………..11
3. Корпоративные ценные бумаги……………………………………………….16
3.1. Понятие корпоративных ценных бумаг……………………………………16
3.2. Ценообразование на корпоративные ценные бумаги……………………..18
4. Производные ценные бумаги………………………………………………….25
4.1. Понятие, особенности, типы производных ценных бумаг……………….25
4.2. Понятие фьючерсных и опционных контрактов……………………….….29
4.3. Ценообразование на фьючерсные контракты………………………………31
4.4. Ценообразование на биржевые опционы……………………………………35
Заключение…………………………………………………………………………40
Список используемой литературы……………………………………………….41
2.2. Ценообразование на государственные ценные бумаги
Анализируя механизм ценообразования на государственные ценные бумаги, следует различать те его части (элементы), которые предопределяются государственными органами, выпускающими ценные бумаги, и те, что формируются под воздействием вторичного рынка, а значит, отражают рыночные процессы столкновения спроса и предложения. Рыночные элементы этого механизма мало чем отличаются от моделей ценообразования на валюту и ценные бумаги. А вот элементы, подверженные государственному влиянию, обретают специфические черты.
Основные
особенности ценообразования на
государственные ценные бумаги закладываются
их эмитентами еще на стадии разработки
и принятия условий выпуска ценных
бумаг, определения рыночного
Поскольку государственные ценные бумаги по своей природе являются долговыми (а не долевыми, как, например, акции предприятий), любая государственная ценная бумага обладает фиксированными ценами первичной продажи и погашения, а также сроком действия, датой погашения. Отсюда следует, что основным трендом цены является кривая, соединяющая значения цен в момент первичной продажи и в момент погашения этого вида ценных бумаг (см. график).
Реальная кривая отклоняется от тренда, при этом в зависимости от рыночной ситуации эти отклонения могут носить разный характер и быть довольно значительными. Сам же основной тренд, представляющий математическое ожидание цены, в определенных условиях может быть довольно устойчивым. Например, если процентная ставка по облигациям не изменяется значительным образом во времени, то (поскольку текущая доходность облигации теоретически равна процентной ставке) тренд становится близким к прямолинейному.
Рассмотрим
опорные зависимости, по которым
можно установить ориентиры текущих
цен на государственные ценные бумаги.
Цена-ориентир есть условная базисная
(отправная) цена, вокруг которой группируются
и по отношению к которой
Если ценная бумага за время от ее приобретения до погашения дает возможность владельцу получить n раз денежные поступления, выплаты (в виде, например, процентов), сумма каждого из которых равна t, то текущая цена такой ценной бумаги выражается формулой
P=
где t ¾ порядковый номер денежного поступления, получаемого владельцем ценной бумаги;
n ¾ общее количество денежных поступлений Сt,
Сt ¾ величина, сумма денежного поступления с номером t, приносимого ценной бумагой ее владельцу, когда наступает срок этого поступления (с учетом налоговых удержаний);
r ¾ средняя процентная годовая ставка (исчисленная в виде десятичной дроби), выплачиваемая банками по депозитам.
Выделяя отдельно конечное поступление в виде цены погашения Pn, формулу текущей цены можно представить в следующем виде:
P=
Если же дополнительно учесть затраты Z, обусловленные приобретением ценной бумаги (расходы покупателя, связанные c покупкой), формула текущей цены приобретает вид:
P=
Приведенные формулы относятся к продаже среднесрочных и долгосрочных ценных бумаг на финансовых рынках, т. е. к условиям, когда Сt можно считать ежегодными поступлениями процентов, а n ¾ числом лет до погашения ценной бумаги.
Для краткосрочных ценных бумаг более приемлема формула
P=
где a ¾ часть года, которую составляет период времени, в течение которого происходят денежные поступления (например, при поступлениях два раза в год а = 0,5).
Последнюю
формулу также можно
P=
где С1, С2 ¾ очередные денежные поступления (выплаты, которые получает владелец ценной бумаги после прохождения определенного периода времени);
ra – банковская процентная ставка, исчисленная в виде десятичной дроби, соответствующая периоду, в течение которого владелец ценной бумаги получает очередные поступления от этой бумаги;
Pn ¾ цена погашения ценной бумаги; и – количество периодов, в течение которых производятся выплаты владельцу ценной бумаги от момента ее приобретения до момента погашения;
Z ¾ затраты владельца, связанные с приобретением и хранением ценной бумаги.
В частном случае, когда все денежные выплаты по ценной бумаге (денежные поступления ее владельцу) происходят одновременно в форме погашения по цене Pn, текущая цена облигации P определяется по следующей зависимости:
P=
Эта формула
может быть применена к государственным
бескулонным краткосрочным
P=
При наличии налоговых льгот денежные поступления Ct владельцу ценной бумаги корректируются (увеличиваются) на величину льгот, тогда как при отсутствии таковых денежные поступления владельцу исчисляются за вычетом налоговых удержаний.
Отсюда следует, что при введении налоговых льгот растут денежные выплаты Ct владельцу бумаг, а вместе с ними увеличивается значение текущей цены-ориентира. Если же льготы уменьшаются или вообще отсутствуют, цена идет вниз. Таким образом исходя из того, что льготы по налогообложению представляют дополнительные денежные средства, поступающие покупателю ценных бумаг, он готов платить за них более высокую цену. И наоборот, введение налога, снижение льгот заставляет покупателя тратить дополнительные средства; чтобы сохранить доходность, он будет уменьшать цену спроса на ценные бумаги.
Для расчета же доходности ценных бумаг с 1 сентября 1995 г. предлагается использовать следующие формулы:
доходность ГКО=(N / P-1)x(365 / Т)x100%;
доходность ОФЗ= ,
где N ¾ номинал облигации в рублях;
P ¾ цена облигации в рублях;
С ¾ величина купона в рублях;
A ¾ накопленный с начала купонного периода доход в рублях;
T ¾ срок до погашения облигации в днях;
t ¾ срок до окончания текущего купонного периода в днях.
Однако,
все приведенные выше ценовые
зависимости, олицетворяющие модели ценообразования
на государственные ценные бумаги,
имеют непосредственное отношение
только к ценам-ориентирам, устанавливаемым
исходя из принципа возмещения всех расходов,
связанных с приобретением
При наличии
развитого рынка
Таким образом,
исчисленная по приведенным выше
зависимостям цена применительно к
механизму рыночного
3.1. Понятие корпоративных ценных бумаг
Корпоративные ценные бумаги - это
ценные бумаги, эмитентами которых
выступают акционерные
Долговые ценные бумага, опосредующие кредитные отношения, когда денежные средства предоставляются в пользование на определенный срок, подлежат возврату с уплатой установленного заранее процента за пользование заемными средствами. В соответствии с указанной формой привлечения средств, строящихся на отношениях займа, используется такой вид корпоративных ценных бумаг, как облигации и векселя, депозитные и сберегательные сертификаты банков.
Приобретя долевые ценные бумаги, их владелец становится долевым собственником, совладельцем предприятия. Такие ценные бумаги удостоверяют право держателя акций на долю в конкретной собственности акционерного общества.
Дополнением к традиционному портфелю инвестиций, состоящему из акций и облигаций, служат производные ценные бумаги: опционы, варранты, фьючерсные контракты. Производные бумаги обслуживают и рынок государственных ценных бумаг.
Корпоративные ценные бумаги выпускаются при:
- учреждении акционерного общества и размещении акций среди учредителей;
- увеличении размеров уставного капитала общества;
- привлечении заемного капитала путем выпуска облигаций.
Нормально функционирующий фондовый
рынок состоит из двух
основных рынков: рынка корпоративных
ценных бумаг, представленного в основном
акциями предприятий и банков, и рынка
государственных ценных бумаг (см.выше).
Эти рынки должны быть уравновешены.
В странах с высоким уровнем развития рыночных отношений корпоративные ценные бумаги занимают ведущие позиции на фондовых биржах.
3.2. Ценообразование на корпоративные ценные бумаги
Ценообразование как процесс определения цен на рынке ценных бумаг осуществляется по определенным правилам, с использованием конкретных методов, на основе общепринятых принципов и с учетом отдельных факторов.
Постановка целей ценообразования зависит от избранной стратегии. Можно выделить следующие стратегии ценообразования на рынке ценных бумаг:
- захват рынка путем установления низкого уровня цен;
- получение значительного дохода на основе установления высоких цен размещения ценных бумаг;
- постоянное присутствие на рынке при установлении цены на конкурентном уровне.
Ценообразование на рынке ценных бумаг осуществляется экспертным, аналитическим, статистическим, нормативно-параметрическим (балльным), балансовым методами и на основе экономико-математического моделирования.
Экспертный метод состоит в обобщении ряда экспертных оценок специалистов по имеющимся тенденциям и возможным направлениям изменения цен. Метод требует тщательного подбора экспертов и детального отбора анализируемых состояний.
Аналитический метод основан на анализе большого числа разнообразных источников информации. Сущность данного метода заключается в системном анализе составных элементов цены и факторов, повышающих или понижающих ее уровень. Факторный анализ при этом позволяет учесть одновременное влияние на объект ценообразования различного рода факторов и оценку степени их положительного и отрицательного воздействия.
Статистический метод основан на использовании ряда статистических приемов в ценообразовании на рынке ценных бумаг. Метод базируется на статистическом анализе с применением средних величин, индексов, дисперсии (абсолютного отклонения от средних величин), а также на корреляционно-регрессионном анализе.
В настоящее время наиболее активно в ценообразовании на рынке ценных бумаг используются фондовые индексы, которые позволяют определить общую тенденцию изменения конъюнктуры рынка на определенные виды ценных бумаг.
Нормативно-параметрический (балльный) метод на практике реализуется следующим образом. Ценная бумага или фондовая операция характеризуется рядом параметров. Каждая инвестиционная характеристика ценной бумаги или фондовой операции (параметр) имеет определенный диапазон нормативных значений. Выбранная нормативная единица оценивается определенным количеством баллов. Далее баллы суммируются и полученная общая сумма баллов умножается на принятую заранее стоимостную оценку одного балла. В результате параметры, нормативное значение каждого из которых оценено с помощью баллов, определяют уровень цены.
Информация о работе Ценообразование на государственные производные ценные бумаги