Теоретические основы трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 10:23, дипломная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике заставляет хозяйства избавляться от «лишней» рабочей силы. При этом сокращение численности происходит за счет роста профессионального мастерства. Отсюда проблема занятости сельского населения становится особенно острой. Спад производства в аграрном секторе продолжается. Резко сокращаются инвестиции. Практически прекратилось обновление основных фондов. Истощается плодородие земель. Дополнительные трудности создаются неравномерным размещением трудовых ресурсов: в одних регионах – их не хватает, в других – избыток.
В последнее время общая численность рабочих основных профессий уменьшилась.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы трудовых ресурсов.
1.1.Трудовые ресурсы: состав и структура,
1.2. Экономически активное население: занятость и проблемы безработицы
ГЛАВА II. Анализ состояния трудовых ресурсов в Кыргызстане
2.1. Демографическая ситуация как источник формирования трудовых ресурсов
2.2 Основные проблемы внутреннего рынка труда в переходном периоде экономике Кыргызской Республики
2.3. Трудоресурсное ситуация и использование рабочей силы в современных условиях.
ГЛАВА III. АЛЬТЕРНАТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА
ТРУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
3.1. Предпосылки перспектив совершенствование трудового потенциала .
3.2. Основные направления и совершенствования внутреннего рынка труда в столице.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.dip.doc

— 520.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом может быть достигнута разделение функций между государствами  и предпринимателями в работе по подготовке и переподготовке, как уже работающих, так и не занятых в производстве.  Предприниматели могли бы заниматься вопросами непрерывного профобразования своих работников, а государство имело бы возможность сконцентрировать бюджетные ресурсы на решение задач начальной подготовки специалистов и переподготовки безработных.

Характерной чертой рынка труда  становится снижение спроса на рабочую  силу и рост несоответствия его предложению  сетевой продукции и выполнению собственных оборотных средств, предприятий из-за высокого уровня дебиторской задолженности, в течение года в целом по промышленности не работали 53 предприятия. Продолжается недоиспользование работников на предприятиях, или «скрытая безработица». Рынок  труда ориентирован в основном, на рабочие специальности, которые составляют в среднем 75% от заявленной потребности. Многие иностранные инвесторы и владельцы иностранных и совместных предприятий в своем большинстве привлекают рабочие силы, которые не способствуют, а усугубляют напряженную ситуацию на местном рынке труда. Их заявленные потребности в местных работниках приходятся на низкооплачиваемые рабочие места.

В связи со структурной перестройкой экономики республики в ходе приватизации зданий, сооружений, торговлю, бытовые обслуживания, жилищные хозяйства, строительства, сельскохозяйственных и коммунальных предприятий, в частную собственность гражданам и кооперативным хозяйствам.

Последствием этого проявилась структурная несбалансированность, которая значительной мере была причиной снижения, а конечном счете и отрицательных темпов экономического роста и увеличения безработицы.

Особенно наметилась ситуация работников сельской местности, где приватизирована  в сельскохозяйственные кооперативы. Ситуация усугубляется тем, что отношение самих работников к собственности и деятельности в кооперативах сельскохозяйственных предприятий все еще строиться на основе представления отчужденности  и отсутствия непосредственной заинтересованности.

Таким образом, огромная резервная  армия труда сосредоточена в огромном секторе ввиду несовершенств их учета – наделение их земельными наделами автоматически влечет снятие их с учета безработных независимо  от уровня участия.

Экономическое преобразование, проводимые изменения объема заработной платы. Воздействием государства на трудовые отношения существенно ослабло, прекратило свое существование централизованное административное регулирование оплаты труда. Следствием этого явилось возникновение многоукладности в экономике, развитие частных и смешанных форм собственности. Появились новые источники денежных доходов населения – средства, получаемые от предпринимательской деятельности, частной собственности и участие в прибылях организаций. Заработная плата на сегодняшний день воспроизводственную, регулирующую, стимулирующую и социальные функции, что привело к снижению реальных доходов населения, сдерживанию покупательского спроса и чрезмерное расслоению общества.

Рост потребительских цен в 1991-2001 году значительно превышал рост заработной платы, что привело к резкому снижению ее реального уровня.  С 1995 года наметилась обратная тенденция: темпы роста заработной платы отражали рост потребительских цен, что обеспечивало, таким образом реальное увеличение заработной платы на 8,1%, что было вызвано значительным ростом потребительских цен, которые происходят на фоне финансово-экономического кризиса, начавшегося в конце 1989 года. В 2000 году снижение реальной заработной платы замедлилось и составило 1,5%.  Номинальная заработная плата работников предприятий, учреждений и организаций (без предприятий малого бизнеса) - в среднем размере 1492,7 сомов и возросло, по сравнению с 2000 г., на 20,9 %. Реальное увеличение заработной платы, исчисленное с учетом индекса потребительских цен, составило за этот период 13,1 %, что было обусловлено выплатами стимулирующего и компенсирующего характера по результатам работы за год.

Несмотря на ежегодный рост номинальной  заработной платы, общий уровень  остается все еще низким, то в 2001 году среднемесячная заработная плата  сложилась в размере 1392,7 сома, что на 14,4 % ниже уровня минимального потребительского бюджета населения в трудоспособном возрасте.

 

 

Таблица 2.7.

Численность, среднемесячная заработная плата работников и минимальный  потребительский бюджет

(в фактических ценах соответствующих лет, сомов)1

 

 

Номинальная заработная плата

Минимальный потребительский  бюджет

1991

1,8

1,01

1992

13,22

11,5

1993

83,3

122,56

1994

233,4

412,28

1995

368,2

382,28

1996

490,2

632,08

1997

680,2

824,11

1998

940,6

940,25

1999

1049,9

1276,98

2000

1227

1434,09

2001

1392,7

1316,45


Исходя из официального курса валют  установленного национальным банком республики, средняя заработная плата 2001 году составила 37,9 доллара. (рис. 2.1. Динамика о среднемесячной заработной плате в пересчете на доллары США).

Растет дифференциация заработной плате между отраслями: разница  в заработной плате в отраслях с самый высокий  и самой  низкой среднемесячной заработной платы  в  2001 году 9,6 раза, против 3,2 раза в 1991 году (табл. 2.8)

 

Таблица 2.8

 Среднемесячная заработная плата работников по видам  экономической деятельности за 2001 г. (сомов) 1

 

Всего:

Сомов

Всего:

1392,7

 

Сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство. Рыболовство,  рыбоводство и предоставление услуг  в этих областях

700,5

 

625,8

Горнодобывающая, промышленность,

2528,8

обрабатывающая промышленность

1989,0

Производство и распределение  электроэнергии, газа, пара и горячей  воды

2619,1

Строительство

1936,0

Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов  личного пользования

1268,7

Предоставление услуг  гостиницами  и ресторанами

2677,6

Транспорт и связь

2139.0

Финансовая деятельность

4843,0

 

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям

1554.4

Государственное управление

2269,1

Образование

852,8

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

689,9

Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг

1007,7


 

 

 

Наиболее высокооплачиваемыми  в 2001 году были работники финансовой деятельности (4843,0 сомов), предоставление услуг гостиницами и ресторанами (2677,6 сомов), горнодобывающие промышленности (2528,8), электроэнергии (2619,1 сома), транспорта и связи (2139,0 сомов), государственное управление (2269,1 сомов), обрабатывающие промышленности (1989,0  сомов), в строительстве (1936,0 сомов), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (1554,4  сома), торговля (ремонт автомобилей, бытовых изделий и кредитов пользования (1268,7), предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг (1007,1). Значительно ниже оплачивались работники образования (852,8), здравоохранения (683,9), рыболовство и рыбоводство (625,8), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (700,5 сомов), искусство (617,0 сома), и культуры (851 сома).

Значительно осложнилось положение с выплатой заработной платы в 1998 году. На конец года задолженность достигла 405,6 млн. сомов, что на 15,8 % меньше, чем на конец 1999 года. В отраслях непроизводственной сферы задолженность снизилась в 1,8 раза и составила 34,2 млн. сомов,  а в производственных отраслях соответственно на 7%  и 177,6 млн. сомов.

Наиболее значительные суммы задолженности  сложились на конец 2000 г. в промышленности (91,4 млн. сомов), в сельском хозяйстве (22,6) в образовании (12,1) и транспорте (10,2). На конец ноября 2001 г. задолженность по республике снизилась на 0,7 % и составила 113 млн. сомов.

Разрыв в уровнях оплаты труда  работников между отраслями экономики  увеличился. Поэтому в целя создания механизма регулирования вопросов заработной платы разработан проект «концепции реформы заработной платы в Кыргызской Республике на 2000-2010 гг.», который предоставлен на рассмотрение Правительства.

В данный момент рынок труда характеризуется  диспропорциями в соотношениях спроса и предложения на рабочую силу, которые носят застойный и устойчивый характер. Соответственно, наблюдается неудовлетворенный спрос и избыточное предложение рабочей силы. Увеличивается спрос на высококвалифицированных специалистов и рабочих широкого профиля, обеспечиваемых низкооплачиваемой работой. Ненадлежащая ситуация сложилась также в формировании трудовых отношений с иностранными и совместными предприятиями. В своем большинстве по отношению к местной рабочей силе и специалистам применяется несовместимая с международными нормами и требованиями дискриминация по признаку знания иностранного языка, недостаточной квалификации или навыков. А те из них, кто использует местный трудовой потенциал,   зачастую злостно нарушает его право, обязанности  и трудовое

законодательство. Поэтому привлечение  и пребывание международных объединений и иностранных хозяйствующих субъектов на территории республики преимущественно усиливает напряжение на внутреннем рынке труда.

Сокращение объемов производства в условиях кризиса является главным  фактором сокращения спроса на рабочую силу. Кризис экономики республики, связано с развалом бывшего Советского Союза и переходом к рыночным отношениям, вызвал резкое падение производства наблюдалось с 1992 г. по 1995 г., в результате в 1995 г. объем  ВВП составил всего лишь 50,6% от уровня 1990 г.

Массовая задолженность предприятий  и взаимные неплатежи, резкое сокращение спроса на производственные и потребительские  товары привело к сокращению объектов производства, что отразилось на сокращении спроса на отдельные виды специальностей и профессий. Поэтому число рабочих мест (а следовательно, - занятых) выбывающих только в связи с физическим износом производственных мощностей, заметно превысило число вновь вводимых. Однако, решающим фактором сокращения рабочих мест стали факторы экономического ужесточения финансово-кредитной политики,  направленной на снижение темпа инфляции и др.

При решении проблем на рынке  труда важно не допустить, чтобы  безработица стало массовой хронической, чтобы не произошло резкого падения  реальных доходов не занятых трудоспособных граждан, не наступило их деквалификация и деградация в следствии длительной  безработицы.

В целях проведения активной политики и стабилизации ситуации на рынке  труда следует:

  • сохранить и эффективно использовать имеющиеся рабочие места;
  • стимулировать спрос негосударственного сектора на рабочие силы;
  • повышать мобильность рабочей силы с различными предприятиями, отраслями экономики и видами деятельности;
  • повышать заработную плату работникам, особенно бюджетной сферы, пособий для малообеспеченных слоев населения и пенсий;
  • повышать мобильность рабочей силы с различными предприятиями, отраслями экономики и видами деятельности;
  • преодолеть дефицит рабочих мест посредством повышения инвестиционной активности за счет источников развития предпринимательства, фермерства и малого бизнеса;
  • обеспечить вхождение в мировой рынок труда.

 

2.3. Трудоресурсная ситуация и использование рабочей силы в

современных условиях.

 

Рынок труда  Кыргызской Республики характеризуется высоким  темпом роста трудовых ресурсов, обуславливаемых  высоким естественным ежегодным  приростом населения. С начала девяностых годов численность трудовых ресурсов в республике возросла на 471,6 тыс. человек (табл. 2.9).

На экономически активную часть трудовых ресурсов приходится  1912,7 тыс. человек, из них - 551,3 тыс. человек - население  в трудоспособном возрасте, занято ведением домашнего хозяйства,  и др. 222,6 тыс. чел.  - учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства в учебных заведениях.

 

 

Таблица 2.9 

Баланс  трудовых ресурсов за 1991г., 1995г., 2000 г. (тыс. человек).1

 

 

1991

1995

2000

Трудовые ресурсы – всего

22150

2292,2

2686,6

 В том числе:  Трудоспособное население

2165

206,2

2607,3

Работающие лица возрастов  и подростки

50

85,6

83,9

Экономически активное население

-

1741,0

1912,7

Занятые

17342

1641,7

1768,4

Безработные

-

100,0

144,3

Экономически неактивное население 

-

550,5

773,9

В том числе  обучающиеся  с отрывом от производства

2051

165,4

222,6

Экономически неактивное население в трудоспособном возрасте без учащихся

-

385,1

551,3

Информация о работе Теоретические основы трудовых ресурсов