Теоретические основы трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 10:23, дипломная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике заставляет хозяйства избавляться от «лишней» рабочей силы. При этом сокращение численности происходит за счет роста профессионального мастерства. Отсюда проблема занятости сельского населения становится особенно острой. Спад производства в аграрном секторе продолжается. Резко сокращаются инвестиции. Практически прекратилось обновление основных фондов. Истощается плодородие земель. Дополнительные трудности создаются неравномерным размещением трудовых ресурсов: в одних регионах – их не хватает, в других – избыток.
В последнее время общая численность рабочих основных профессий уменьшилась.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы трудовых ресурсов.
1.1.Трудовые ресурсы: состав и структура,
1.2. Экономически активное население: занятость и проблемы безработицы
ГЛАВА II. Анализ состояния трудовых ресурсов в Кыргызстане
2.1. Демографическая ситуация как источник формирования трудовых ресурсов
2.2 Основные проблемы внутреннего рынка труда в переходном периоде экономике Кыргызской Республики
2.3. Трудоресурсное ситуация и использование рабочей силы в современных условиях.
ГЛАВА III. АЛЬТЕРНАТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА
ТРУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
3.1. Предпосылки перспектив совершенствование трудового потенциала .
3.2. Основные направления и совершенствования внутреннего рынка труда в столице.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.dip.doc

— 520.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что  в результате реализации Правительственной  активной политики содействия занятости  и поддержки МСПС будут не только созданы дополнительные рабочие места, но и снизится уровень безработицы. Это позволит избежать безработицы 76 тыс. чел. в 2005г.

Большая роль в развитии экономики и формировании новых  рабочих мест республики принадлежит  малому предпринимательству. В виду серьезных ограничений имеющихся в распоряжении природных ресурсов в развитие республики должно основываться на творческих силах человеческого капитала. Ожидаемые изменения в экономике могут быстрее произойти за счет нового поколения предпринимателей и предприятий, чем при адаптации старых к новой ситуации. В виду ограниченной ресурсной  базы, развитие услуг - обычно малого и среднего размера - становится особенно важным для стороны. В контексте экономического развития, бизнес - инкубаторы существуют, чтобы поддерживать процесс трансформации отобранных бизнес - предприятий, находящихся на ранних бизнес - предприятий, находящихся на ранних стадиях собственного развития, в самодостаточные, растущие и прибыльные предприятия. Уменьшение число банкротства в течения раннего периода формирования бизнес, бизнес - инкубатор оказывает вклад в придание устойчивости новым предприятий, которые в ином случае были бы обречены на неустойчивость из-за отсутствие адекватной поддержки.

Бизнес инкубаторы предназначены  для выполнения преимущественного следующих задач:

    • создавать инфраструктуру для новых компаний с целью минимизации неудачного бизнеса в периоде становления и таким образом косвенно способствовать росту занятности.
    • создать возможности для коммерческих инвесторов, с целью приобретения финансовой независимости.
    • вносить вклад на уменьшение уровня банкротств новых предприятий путем смягчения предстоящих издержек и расходов капитала на поддерживающее оборудование.
    • обеспечивать консультационную поддержку в менеджменте, фокусируясь на производстве, ценообразовании, маркетинге, чтобы создавать предпосылки получения желаемой большего дохода.

В достижении значительного  развития в данном направлении главными задачами программы является :

    • развитие и укрепление институтционального и человеческого потенциала малоимущих граждан, организующихся в кредитной услуге (КГ), для более широкого их участие в планировании, осуществлении, управлении развитие производственной и иной деятельности;
    • стимулирование инициатив в доход приносящей деятельности малоимущих слоев население, в особенности женщин, и оказание помощи в получении финансовой поддержки на льготных условиях;
    • поддержка работы консалтинговых служб в более полной координации программной деятельности на всех уровнях.

Центрами по микрокредитованию за 2001 год выданы микрокредиты 9682 безработным гражданам, что на 11% больше, чем в 2000г. Повторно получили микрокредиты 822 предпринимателя, которые вовремя возвратили первоначальные микрокредиты. Общая сумма выданных микрокредитов 23,8 млн .сомов.

Безработные получившие микрокредит, занимаются предпринимательством в сфере услуг, переработкой и  реализацией сельскохозяйственной продукции, торговлей и общественным питание, производством хлебобулочных  изделий. 

Согласно стратегии  занятности населения и рынка труда, одобренной на семинаре Всемирного Банка и МТСЗ в 1997г. «Стратегия социальной политики в рамках проекта SOSAC», ожидается превалирование активных мер на рынке труда над пассивными мерами. Микрокредитование является одним из эффективнейших инструментов активной политики, о чем свидетельствуют успешных работа микрокредитных схем в странах Азии, Африки и Латинской Америки, при собственного некоторых условий знание собственного рынка, стремление упростить процедуры рынка, стремление упростить процедуры выдачи кредитов и мониторинга, с целью уменьшения административных расходов использования специальных приемов для мотивации возвратности кредитных средств, стремление к финансовой эффективности и устойчивости, обучение персонала микрокредитных схем и институтциональное развитие кредитных групп и других конечных потребителей, изменение нормативно - правовой базы, способствующей развитию мелких предприятий и самозанятости.

Основная цель программы  микрокредитование - улучшить материальные, специальные и экономические условие малоимущих граждан (в особенности женщин и молодежи) республики. Микрокредитования позволит развить самозанятость, создает новые рабочие места с использованием личной инициативы и активности на занятых граждан на базе развития малого и среднего бизнеса.

Создание условий для  привлечения иностранных частных  инвестиций:

    • разработка и реализации правительственной программы привлечение частных иностранных инвестиций;
    • системы страхование коммерческих рисков международного уровня;

Следующими направлениями является:

  • развитие инвестиционной активности;
  • модернизация производства на основе необходимости усиленных инвестиций - внедрение новой техники и прогрессивных технологий;
  • создания новых видов производства;
  • усиление экспертного потенциала;
  • выравнивание уровней развитие решений.

Очень важным шагом для  реального воплощения в жизни  принципа адресности социальной защиты и возможности дойти до каждой семьи и каждого передающеюся стало введение в штаты всех айыл - окмоту должности социального работника.

В период независимого развития в республике появились впервые  произвести «социальный работник»  и «трудотерапевт». По первой из них  налажено обучение специалистов на базе Бишкекского Гуманитарного Университета согласно договора, заключенного ректоратом БГУ и Минсоцтрудом. Решается вопрос о расширении подготовки специалистов по этим профессиям.

Для объединения деятельности социальных работников, решения проблем  их подготовки, установления деловых  связей с НПО и зарубежными  организациями благотворительной направленности в республике с 1997 года действует Ассоциация социальных работников. Появилось немало НПО, которые совместно с государством берут на себя функции социальной защиты.

Трудно переоценить  работу которую выполняет служба занятости во всех сферах деятельности человека. Исследование свидетельствуют, что длительная безработица приводит к задержке психологического и физиологического развития личности. Статистика подтверждает, что 1% безработных дает 3% преступности. В результате в 1999 году было зарегистрировано около 40 тысяч правонарушений. Доля  лиц, не работающих и не учившихся на момент совершения преступления, составили 76%.

В Кыргызстане политика рынка труда является важной частью все охватывающей экономической  политики, и на возникшую безработицу смотрят, как на социальную проблему.

Непрерывное профобучение - непрерывный процесс получения  знаний и навыков всего населения  имеет особое значение для экономического успеха и специального развития республики в будущем. Поэтому оно охватывает тысячи незанятых граждан и способствует все большему развитию занятости. Система профессиональной подготовки безработных и незанятого населения - один из звеньев непрерывного образования, не подмененяющее, а дополняющее существующие системы.

По оценкам МОТ, из 3 миллиардов работоспособного населения земли от 25 до 30% заняты частично и около 140 миллионов трудящихся полностью безработные.

Основываясь на анализе  систем профессионального обучения разных стран мира, можно сделать  вывод, что лучше обученная рабочая сила может повысить свою конкурентоспособность, обеспечить лучшее взаимодействие между человеческими и физическим капиталом, способствовать экономическому росту, улучшить перспективы на создание рабочих мест. В то же время в связи с неизменно высоким уровнем безработицы, все большую обеспокоенность в мире вызывает невозможность достижения полной занятости  в силу того, что пока стремительное продвижение глобализации и технического прогресса на деле приводит к сокращению рабочих мест.

Сегодня, как никогда, республике нужны молодые высококвалифицированные специалисты. Поэтому поддержка и укрепление профессиональной школы - задача первостепенной важности. Чем образованнее, умнее рабочие кадры, тем больше шансов у республики на достойную жизнь.

Еще одна черта рентабельного и эффективного обучения - создание устойчивых институциональных связей между системы переобучения и работодателями. Эти связи призваны гарантировать, что программы переобучения разрабатываются и адаптируются в ответ на потребности рынка труда и что инвестирование в обучение будет осуществляться должным образом. Такая связь должно быть прямой, при этом работодатели должны вовлекаться в процесс определения потребностей обучения и дизайн курсов, а также выбор преподавателей.

В процессе структурной перестройки экономики значительное часть работающих переходит из отраслей производства в сферу обслуживания. И этот процесс сопровождается переобучением безработных профессиям, необходимых этой сфере (работники общественного питания, гостиничного и туристического комплексов, секретарь - делопроизводитель со знанием иностранного языка и умением работать на компьютере и т.д.).

Происхождение структурная  перестройка экономики способствует вытеснению «старых» и появлению  «новых» перспективных профессий: менеджер, предприниматель, специалист по обслуживанию компьютеров и сложной бытовой техники и др.

Всеми этими вопросами  занимается сейчас Республиканский  Центр маркетинга и профориентации населения, являющийся структурным  подразделением Госдепартамента занятности населения при Минсоцтруде Кыргызской Республике.

Это единственное ведомство  в Республике, которое имеет такой  Центр, занимающийся всем комплексом вопросов профориентации на государственной  основе.

Сегодня основными задачами Центра являются: осуществление методического и практического руководства, координации деятельности в республике по профориентации и профобучению безработных граждан, изучения и анализа рынка профессий и рынка образовательных услуг, проведение социально психологических исследований по проблемам занятности, профобучения, профориентации и т.др., оказание консультативной и психологической помощи отдельными лицами в вопросах выбора профессии обучения, повышение квалификации и обучение специалистов системы занятости профотбора безработных граждан при направлении на профобучение.

За прошедшие годы создания новых закона - детально - правовая база, в частности, принят закон «О начальном профессиональном образовании», ряд других нормативных документов. Обновилось учебно-методические база ПТО, разработаны новые стандарты профессий, нужных рынку труда, учебные планы, программы, пособия, учебники.

 Деятельность государственной  службы занятности нацелена на  выполнение национальной программы  «Рынок труда и занятность  населения в Кыргызской Республике на 1998 - 2000 годы на период до 2005 года (Эмгек).

 

Основные цели и программы:

  • обеспечение эффективности занятий населения, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  • сохранение эффективности рабочих мест;
  • содействие созданию дополнительных рабочих мест.
  • развитию кадрового потенциала путем  совершенствование системы обучения, переобучения и повышения квалификации;
  • расширение возможности для обучения безработных граждан основам предпринимательской деятельности;
  • обеспечение мобильности трудовых ресурсов путем регулирования трудовой информации.

В 2001 году Государственный  департамент занятности населения  предметам деловые контакты с  международными организациями и  странами СНГ.

В рамках проекта Германского  общества по техническому сотрудничеству «Политика рынка труда и занятность» открыт Информационно - консультационный центр по обучению и трудоустройств (ИКЦ).

ИКЦ уже оказывает  услуги выпускникам, школ, высших учебных  заведений, безработным и другим посетителям. Численность обратившихся за 2001 год составила 1939 чел из них более 60% - безработные граждане, свыше 40% - молодежь и 29% - учащихся учебных заведений. ИКЦ оказал около 8,3 тыс. различных услуг.

С сентября 2000 года в ГДЗН реализуется проект ТАСИС «Поддержка обучения и переобучения безработных и уязвимых слоев населения путем создания фонда обучения», долгосрочной целью которого является построение новой системы профессиональной подготовки безработных за истекший год международными экспертами проекта ТАСИС были проведены рабочие семинары и обучающие тренинги, где специалисты региональных служб занятости прошли необходимое обучение с тем, чтобы быть тренерами для более низшего звена. Был подготовлен план проведения пилотных курсов по обучению безработных, определены регионы и примерное количество курсов в каждом регионе.

 

Заключение

 

Проблема трудовых ресурсов является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема трудовых ресурсов и безработицы стоит сейчас перед Кыргызстаном, что не удивительно, т.к. состояние экономики Кыргызской Республики сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.

Информация о работе Теоретические основы трудовых ресурсов