Теоретические основы трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 10:23, дипломная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике заставляет хозяйства избавляться от «лишней» рабочей силы. При этом сокращение численности происходит за счет роста профессионального мастерства. Отсюда проблема занятости сельского населения становится особенно острой. Спад производства в аграрном секторе продолжается. Резко сокращаются инвестиции. Практически прекратилось обновление основных фондов. Истощается плодородие земель. Дополнительные трудности создаются неравномерным размещением трудовых ресурсов: в одних регионах – их не хватает, в других – избыток.
В последнее время общая численность рабочих основных профессий уменьшилась.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы трудовых ресурсов.
1.1.Трудовые ресурсы: состав и структура,
1.2. Экономически активное население: занятость и проблемы безработицы
ГЛАВА II. Анализ состояния трудовых ресурсов в Кыргызстане
2.1. Демографическая ситуация как источник формирования трудовых ресурсов
2.2 Основные проблемы внутреннего рынка труда в переходном периоде экономике Кыргызской Республики
2.3. Трудоресурсное ситуация и использование рабочей силы в современных условиях.
ГЛАВА III. АЛЬТЕРНАТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА
ТРУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
3.1. Предпосылки перспектив совершенствование трудового потенциала .
3.2. Основные направления и совершенствования внутреннего рынка труда в столице.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.dip.doc

— 520.00 Кб (Скачать файл)

Размеры величены трудового  потенциала организации определяются по нижеприведенным формулам:

 

Фп = Фк – Тнп (1.3)      или        Фп = Ч •Д • Тсм,  (1.4)

 

где   Фп – совокупный потенциал фонд рабочего времени организации, ч.;

         Фк – величина календарного фонда рабочего времени, ч.;

          Тнп – нерезервообразующие неявки и перерывы, ч.;

         Ч – численность работающих, чел.;

         Д – количество дней работы в периоде, дн.;

         Тсм – продолжительность рабочего дня, ч.

 

Следовательно, потенциальная  величина производственного коллектива в часах – это произведение численности работающих (Ч) на законодательную установленную продолжительность рабочего дня в часах (Тсм) с учетом количества дней (Д) работы в периоде. Отсюда можно выразить и величину трудового потенциала общества по формуле:

 

, (1.5)

 

где  Фп.общ – потенциальный фонд времени общества, ч.;

   – численность населения, способного участвовать в общественном производстве по группам ;

Тр – законодательно установленная величина времени  работы по группам работников в течение календарного периода (год, квартал, месяц). Она представляет собой произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах.

 

Поскольку трудовой потенциал  включает всех граждан, способных участвовать  в процессе общественного производства, с учетом их физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально–квалификационных навыков при нормальном уровне интенсификации труда, то и в расчет должны быть включены все группы работников с учетом характерных для них особенностей. Так как структура этих групп неоднородна по возможностям участия в общественном производстве, то для правильного определения величины трудового потенциала общества необходимо каждую отдельную группу лиц привести к базовой величине. Такой величиной является полно годовой работник. Трудовой потенциал общества, исчисленный в таких работниках, можно определить по формуле:

 

Побщ = Фп.общ :

, (1.6)

 

где  Побщ – трудовой потенциал общества полно годовых работников;

– расчетное время работы одного трудящегося в течение года, ч.

Следовательно, необходимо правильно определить группу лиц  с различным уровнем потенциальных  возможностей, участвующую в общественном производстве. Причем продолжительность календарного периода такого участия отдельных работников не всегда является однозначным критерием величины потенциала. Такие особенности обязательно должны быть учтены при группировке трудящихся по основному признаку, каким являются в данном случае способность и возможность участия в общественно полезном труде.

Среди ведущих показателей, определяющих индекс развития человеческого  потенциала, выделяют три: ожидаемая  продолжительность жизни; уровень  образования; реальный душевой валовый  продукт (ДВП). Взятые вместе они отражают три главных качества: здоровую жизнь, уровень знаний, достойный человека уровень жизни. Однако следует отметить, что ни один индекс неспособен полностью отразить такое сложное понятие, как человеческий потенциал. Каждый показатель описывается отдельными пунктами: продолжительность жизни – годами жизни, образование – годами обучения, доход – покупательской способностью, грамотность взрослого населения – процентами.

 

1.2. Экономически  активное население: занятость  и проблемы безработицы

В международной статистике широко применяются категории « экономически активное население» и «экономически неактивное население».

Согласно рекомендациям  Международной организации труда (МОТ), к экономически активному населению  относятся все лица, которые участвуют  в производстве товаров и услуг, включая производство товаров для рынка, по бартерным каналам и для личного пользования. Это следующие категории: лица наемного труда – рабочие и служащие; самостоятельные работники; неоплачиваемые члены семьи; сезонные и случайные работники; лица временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск, и т.д.); учащиеся, совмещающие учебу с работой на режиме не полного рабочего времени; ученики и лица, проходящие профподготовку на производстве и получающие либо стипендию, либо заработную плату.

В разных странах определение экономически активного населения несколько  различается, например, по возрасту вступления в активную трудовую жизнь. В США  этот возраст определен в 15 лет, как  в большинстве других стран, в  Швеции – 16 лет. Есть отличия и по категориям. Так, в Великобритании в состав экономически активного населения не входят учащиеся, работающие не полное рабочее время или ищущие работу. Они учитываются отдельно. В США в число экономически активного населения включаются неоплачиваемые члены семьи, но при условии, что в неделю обследования они проработали не менее 15 часов. Экономически активное население на текущий период в странах рыночной экономики определяется как «рабочая сила».

Трудовой статус экономически активного  населения количественно определяется по числу отработанных недель или дней в определенный период времени (12 месяцев или один календарный год). По количеству отработанного времени экономически активное население подразделяется на занятых, безработных и частично занятых.

Занятость с точки зрения экономических позиций общества - это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода, а предоставление всем желающим и способным трудиться в общественном производстве ведет в идеале к полной занятости.

Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов  полезной занятости, таких, как учеба  в общеобразовательных и специальных  учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и т.д.

Учет всех видов экономической  и социально-полезной деятельности нашел свое отражение в понятии  глобальной занятости. За ее пределами  остается те, кто по субъективным или  объективным причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону.

Решающее значение с  точки зрения развития самого общества имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как  экономический потенциал общества, так и уровень, и качество жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан. Занятость в общественном производстве можно рассматривать, как продуктивную занятость, а соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости дает возможность определить рациональную занятость.

Продуктивная и рациональная занятость имеют большое значение для политики занятости на рынке  труда. Рассмотрим некоторые из них.

Продуктивная и рациональная занятость более точно определяют трудовой потенциал общества, участвующего в создании национального дохода, в условиях, когда участие и неучастие в общественном труде определяется не только экономическими факторами, но и потребностями самого человека, его приоритетами в сфере занятости и возможностями их реализации.

Так же продуктивная и  рациональная занятость позволяют  более точно прогнозировать объем  трудового потенциала и его использование, как в масштабах всей страны, так  и по регионом с учетом их экономического и демографического развития.

Так же у продуктивной и рациональной занятости появляется возможность более дифференцировано разрабатывать социальную политику, выбирать приоритеты, разрабатывать социальные программы, определять источники их финансирования и условия реализации.

Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов. Например, в России численность занятого в экономике населения за время реформ сократилась примерно на 10 млн. чел. В общем показателе с 1940 года наивысшим показателем стал 1990 год (75,3 млн. человек).

Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует  понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.

В специальной литературе можно встретить большое количество определений занятости: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание занятости, состоящее в необходимости поддержания такого соответствия между занятой рабочей силой и ее свободным резервом, между личными и вещественными факторами производства, которое способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту доходов населения.

К экономически неактивному населению  международная статистика относит всех, кто, не зависимо от возраста, не входит в категории экономически активного населения, о чем говорилось выше.

В составе экономически неактивного  населения можно выделить так  же несколько групп. Самую большую  группу составляют учащиеся  очных форм обучения, домашние хозяйки, пенсионеры по старости и инвалидности, рантье, лица, получающие материальную поддержку от общественных организаций и частных лиц, и др.

К экономически неактивному населению  относятся также отдельные функциональные группы населения, такие, как занятые на неоплачиваемой общественной работе, лица, оказывающие добровольные, бесплатные услуги, другие лица, занятые деятельностью по оказанию милосердной помощи социально слабым слоям населения.

К той же категории экономически неактивного населения относятся лица трудоспособного возраста, которые могут работать, но не ищут работу в силу субъективных и объективных причин. Они составляют особую группу в классификации экономически неактивного населения.

По половозрастным категориям деление трудоспособного населения на экономически активное и неактивное в странах с примерно равным уровнем развития экономики, тем не менее, различно. Это зависит и от политики, проводимой в сфере образования, и от кадровой политики на предприятиях, от развитости систем социального обеспечения, экономической конъюнктуры и других факторов.

Вот примерные тенденции среди  экономически активного населения  молодых возрастов. Так, по данным статистики об участии молодежи в возрасте 15-19 лет в общественном производстве, страны можно условно разделить на две группы. В одной группе стран – США, Канада, Великобритания – экономически активное население среди молодежи данной возрастной группы составляет более 50 %; а в другой группе стран – Япония, Италия – примерно 20 – 30 %. Такая большая разница в степени участия молодежи данного возраста в общественном производстве объясняется требованиями к обязательному образованию: более жесткими в одних странах, более либеральными в других,

Такая политика в области образования  оказывает на рынок труда и общественное развитие в целом влияние.

С одной стороны, раннее вступление молодежи на рынок труда воспитывает  у нее уже с первых шагов  установку на труд, на самостоятельность  и инициативность в трудовой и  общественной жизни, формирует такие качества рабочей силы, как мобильность, многопрофильность трудовой деятельность.

С другой – отсутствие законченного общего среднего или специального среднего и высшего образования ведет  к пониженному стартовому уровню качества рабочей силы, повышать который приходится уже в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, чем в более раннем возрасте вступает молодежь на рынок  труда, тем выше неустойчивость ее занятости: высокая текучесть, безработица. Это  ведет к прямым моральным и  материальным потерям, как у самой молодежи, так и в обществе в целом.

Взвешенная политика в отношении  молодежи этой возрастной группы, комплекс мер по ее профориентации и адаптации  к трудовой жизни определяет общую  ситуацию с занятостью на рынке труда.

Среди молодежи в возрасте – 20 – 24 лет доля экономически активного населения выравнивается. В первой группе стран она увеличивается в полтора раза; в США – с 55 до 76 %, Канаде – с 58 до 81 %, в Великобритании – с 57 до 77 %. Во второй группе стран эта доля увеличивается более значительно: в Японии – с 17 до 72 %, в Италии – с 28 до 68 %. Что же касается молодежи в возрасте 25-29 лет, то в большинстве стран она достигает практически пика участия в экономической жизни: в США – 82 %, в Канаде – 85 %, в Великобритании – 78 %, в Италии – 78 %, в Швеции – 90%.

Специфические тенденции отмечаются в занятости экономически активного  женского населения. У женщин рост активного  участия в общественном производстве происходит в возрастной группе 20 – 24 года и затем снижается, что  связано с появлением у них семейных обязанностей по воспитанию детей. Так, в США в возрастной группе 16 – 19 лет экономически активное население составляет 54 %. Затем его доля резко возрастает у женщин 20 – 24 лет – до 72 %. И потом, начиная с возраста 45 – 49 лет, постепенно снижается вплоть до 55 летнего возраста и резко идет на убыль в старших возрастных группах: 54,5 % в возрастной группе 55 – 59 лет, 35, 2 % - 60 – 64 года, 16 % - в группе 65 – 69 лет. Аналогичные тенденции наблюдаются в Канаде.

В Швеции участие женщин в общественном производстве резко увеличивается: с 51% в группе до 19 лет до 82% в возрастной группе 20 – 24 года. Удельный вес экономически активного женского населения продолжает увеличиваться до 94 % в возрастной группе 40 – 44 года и не снижается ниже 80% вплоть до возрастной группы 60 – 64 года. За тем происходит быстрое падение удельного веса женщин в общественном производстве.

Информация о работе Теоретические основы трудовых ресурсов