Совершенствование системы управления персоналом банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 03:08, курсовая работа

Описание работы

Целью выбранной темы является исследование комплексной характеристики способности работников выступать в роли активного субъекта производственной деятельности.
Объектом исследования данной квалификационной работы - КПСБ, где в ней будут рассмотрены методологические основы управления персоналом: концепция управления и принципы и методы построения систем управления персоналом , а также будет проведен анализ системы управления персоналом в банке - исследуем кадровый состав и тенденции развития персонала, технологии управления персонала и пути совершенствования системы управления персоналом банка.

Содержание работы

введение

глава 1. основы управления персоналом
1.1.Концепция управления персоналом
1.2. методы управления персоналом банка

глава 2. анализ управления персоналом банка
2.1. кадровая политика в системе банковского менеджмента
2.2. Анализ коммерческой деятельности и организация управления персоналом на примере кыргызспромсторойбанка

глава 3. совершенствование системы управления персоналом банка
3.1. Роль профессионального обучения банковского персонала в реализации стратегии глубоких изменений.
3.2. методы оптимизации управления персоналом

заключение
список литературы

Файлы: 1 файл

персонал банка КПСБ.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)

Критический анализ применения технологии управления человеческими  ресурсами, несмотря на многообещающие заявления ее приверженцев, демонстрирует  известный разрыв между идеологическими установками и их практической реализацией.

Практика управления человеческими  ресурсами в различных странах  отражает не только многообразие национальных школ и традиций кадрового менеджмента, но, скорее, свидетельствует об отсутствии некой единой концепции, так как пестрота используемых концептуальных схем нередко усугубляется их взаимной противоречивостью. Например, несовместимыми на практике представляются такие элементы управления человеческими ресурсами как командная работа и индивидуальная оплата труда в зависимости от его эффективности. В связи с этим некоторые скептики усматривают в технологии управления человеческими ресурсами всего-навсего вариацию модернизированной доктрины человеческих отношений, а в неизбежных противоречиях – выражение структурного антагонизма между менеджерами и рядовыми работниками.

Хотя все  большее число компаний объявляют  о внедрении у себя "модной" технологии управления человеческими  ресурсами, практическая реализация новой  стратегии кадрового менеджмента сталкивается со значительными трудностями. В частности, не заметен рост затрат на подготовку и переподготовку персонала, особенно принимая во внимание повсеместное распространение передовых форм кадровой работы (кружки качества, рабочие команды и т.п.).

 

1.2. методы управления персоналом банка

 

Под методом  управления персоналом следует понимать способ воздействия на поведение  отдельных работников или коллективов  со стороны руководителя. Такое определение  сложилось в литературе по управлению.

В словаре "Управление социалистическим производством" мы можем прочитать: "Методы управления - способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, руководителя на возглавляемый им коллектив"4.

Здесь мы встречаемся  с некоторыми противоречиями между  определением категории "метод управления" и его содержанием, взаимосвязями различных методов. В определении метода отражается влияние того периода, когда преобладающими были административные методы. В условиях роста профессионально-квалификационного уровня работников, развития рыночных отношений, изменения положения самого работника в экономической ячейке, каковой является предприятие, фирма или банк (имеется в виду владение частью предприятия), меняется само содержание методов управления персоналом. Усиливается не только роль экономических и социально-психологических методов и ослабляется административных, но и управляемый объект (работник, первичный трудовой коллектив) становятся все в большей мере субъектом управления.

Нельзя говорить, что мы встречаемся с каким-то новым явлением в жизни нашего общества. Наука об управлении уже давно фиксировала, что на определенном этапе развития главной производительной силы нашего общества мы должны были вовлекать работника в систему управления в качестве субъекта управления. Создавались Советы трудовых коллективов, партийные комитеты наделялись правами контроля за деятельностью администрации (а это были не партийные функционеры, а наиболее квалифицированные работники предприятий).

Эти проблемы были и в центре внимания руководителей Советского государства. М.С.Горбачев на июньском (1987 года) Пленуме ЦК К П С С отмечал:

"Мы должны  осознать, что время, когда управление  сводилось к приказаниям, запрещениям,  призывам, ушло в прошлое. Теперь  уже всем ясно, что такими методами работать больше нельзя... Создать мощную систему методов и стимулов, побуждающую всех работников полностью раскрывать свои способности, плодотворно трудиться, наиболее эффективно использовать производственные ресурсы, - таково веление времени"5.

К сожалению, это в общем-то правильное положение осталось призывом и не было претворено в жизнь. Оно требовало серьезного реформирования социально-экономических отношений в обществе. Находящиеся у власти в тот период руководители, да и общество в целом, не готовы были к их изменениям.

Проведенные автором исследования позволяют  выделить следующие методы управления персоналом:

экономические - оплата труда, социальные выплаты и льготы, создание рабочих мест, система профессионально-должностного продвижения;

социально-психологические - формирование социально-психологического микроклимата в коллективе, социальное стимулирование;

организационные - стабилизирующего воздействия, распорядительные, дисциплинарные, административные;

правовые - авторитарные, автономные.

Указанные методы управления персоналом адаптируются применительно  к трудовым коллективам учреждений, каковым является и коммерческий банк. На предприятиях, производящих товары, они могут быть дополнены такими методами, как создание стимулирующей  ситуации для подразделений с помощью таких категорий, как цена, кредит, поощрительные фонды и т.п.

Экономические методы. Их построение и применение связано с изучением и удовлетворением экономических интересов работников в процессе трудовой деятельности. На нынешнем этапе развития экономики экономические методы являются определяющими другие методы Это связано со структурой потребностей работника в труде. Они обязательно включают элементы, отражающие потребность в труде как источник средств существования работника и его семьи и как способ самореализации, средство наслаждения процессом труда и его результатами. Соотношение между этими элементами у работников различных профессиональных и социальных групп является неодинаковым. Различным оно является и в динамике. По мере развития экономики, роста доходов и потребления потребность в труде как средство наслаждения трудом вытесняет потребность в труде как источник средств существования. Исходя из этого, экономические, организационные и правовые методы постепенно будут ослабляться, а социально-психологические методы усиливаться.

Экономические методы не могут существовать изолированно от других методов. Их эффективность  существенно снижается, если при  их построении не будут учитываться  социально-психологические факторы, если они не будут подкрепляться соответствующими организационными и правовыми методами.

Экономические методы в конкретном виде через оплату труда и социальные выплаты позволяют  оценить интересы работников и коллектива подразделения, удовлетворить их таким  образом, чтобы обеспечить сочетание интересов работников с интересами банка. На нынешнем этапе среди экономических методов главный - оплата труда.

Оплата труда  является самостоятельным объектом. Здесь лишь отметим, что без исследования поведения работника в зависимости от форм организации и стимулирования труда невозможно на научных основах построить систему управления персоналом.

Если оценивать  нынешний этап развития организационных  форм стимулирования труда, то его можно  определить как переход от подкрепляющей к опережающей форме стимулирования.

Подкрепляющая форма - более простая в построении, основывается на доверии работников руководству банка, хорошем социально - психологическом микроклимате в  коллективе, высокой информированности  работников о текущих и перспективных планах работы банка, значимости в ней труда конкретных работников, точном учете результатов труда отделов, управлений и персонально каждого работника. О зависимости полученного материального вознаграждения по результатам работы, работник узнает после ее завершения.

Имея сложившийся  фонд потребления, руководство банка  распределяет его между работниками  в соответствии с выполняемыми должностными функциями, качеством труда.

В практике эта  форма организации стимулирования порождает явление, получившее название в экономической литературе - "уравниловка". Появляется субъективизм в оценке результатов труда отдельных работников, сопровождаемый выплатами незаработанных доходов или наоборот, недоплаты. Но в целом эта форма реализует, прежде всего, принцип распределения по труду, который в меньшей степени соответствует новым формам трудовых отношений в коммерческих банках, в частности, контрактной форме найма. Принцип распределения по способностям к труду здесь прослеживается слабо.

В период экономических и социальных преобразований в России получили широкое распространение конъюнктурные формы материального стимулирования труда работников коммерческих банков. Они связаны с несовершенством налогового законодательства, попытками руководителей ряда коммерческих банков снизить размеры налогового обложения заработков работников банка.

Наиболее  распространенной среди них является выдача кредитов своим работникам под  низкий процент, на основе которых открываются  депозитные счета. Получаемые при этом проценты (не облагаемые до 1996 года налогами, более высокие, чем у клиентов банка) являются источником погашения кредита и заработком работника, значительно превышающим установленный им оклад. Размеры кредита выступают здесь своеобразным инструментом дифференциации заработков работников.

Опережающая форма стимулирования является более  сложной в построении. Она предполагает разработку системы показателей  измерения труда, норм труда, системы  промежуточной аттестации для определения  размеров материального поощрения. Эта форма требует изучения потребностей и интересов, которые определяют поведение работника в процессе трудовой деятельности. Если при подкрепляющей форме работник как бы разделяет успехи и неудачи банка, то при опережающей он оказывается в условиях действительно рыночных. По положению о материальном стимулировании работник должен получить вознаграждение в соответствии со своими способностями к труду (стоимостью рабочей силы) и с количеством и качеством труда.

Не требует  доказательств тот факт, что выбор  системы оплаты труда является важным инструментом управления персоналом. На протяжении длительного периода велись поиски этой системы. При этом решались следующие проблемы:

1. Наиболее  точная оценка результатов труда  специалистов и руководителей.  На это была направлена работа по совершенствованию методики аттестации руководителей и специалистов, определение критериев оценки их способностей к труду.

2. Определение  предельно допустимых размеров  заработной платы. В последние  годы они определялись предельными  издержками банка по оказанию услуг клиентам, спросом и предложением на рынке труда специалистов по банковской деятельности. Относительно высокая заработная плата специалистов банка определялась именно нехваткой специалистов, а не наличием какой-то "легкой" прибыли, получаемой банком.

В конце 1995 года среднемесячная заработная плата в  банках Омской области сложилась  в размере 751,2 тыс.руб., что превышает  уровень в промышленности и строительстве  лишь на 22% . Но если учесть, что в  промышленности области в этот период образовалась скрытая безработица - 30 - 40% , а сложность, тяжесть и ответственность труда банковских работников примерно в 1,5 раза выше, чем работников указанных отраслей (определено на основании сравнения уровня образования работников и напряженности их труда), то средняя заработная плата в банках окажется примерно равной средней в промышленности (хотя должна быть выше в 1,5 раза).

3. Соотношение  заработной платы и выплат  социального характера. Необходимость  выплат социального характера  (взносы в негосударственные пенсионные фонды, оплата услуг медицинских учреждений, льготное питание, оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства, расходы по дополнительному профессиональному образованию и т.п.) обусловлены сложившимися потребностями российских граждан в получении бесплатных и льготных услуг, необходимостью создания гарантированных условий воспроизводства рабочей силы, связанных с образованием, здоровьем, пенсионным обеспечением.

В российской экономической литературе по этому  вопросу встречаются две точки зрения. Первая из них заключается в том, что рыночная экономика не совместима с увеличением социальных выплат и льгот. Каждый должен получать в деньгах стоимость своей рабочей силы и затем оплачивать стоимость услуг. Этот взгляд господствует в политике реформирования в России в 1991 - 1996 гг. Она выразилась в отказе предприятий от учреждений социальной сферы (часто под воздействием мер экономического характера со стороны правительства), в приватизации учреждений социальной сферы.

Вторая точка зрения (ее придерживается и автор) заключается в том, что социальные выплаты необходимо сохранить, развивать и поддерживать в оптимальном соотношении с денежными выплатами по труду и по способностям к труду. Особенно важны те виды выплат и льгот, которые крайне необходимы для поддержания способностей к труду работников и их всестороннего развития. Речь идет об образовательных услугах, поддержании здоровья, нормальных жилищных условий. В силу различных условий потребности в этих услугах у различных групп работников развиваются в неодинаковой степени (они имеют различные по составу семьи, у многих недостаточно развиты потребности в образовании, небрежное отношение к своему здоровью и т.д.), и расходы из семейных бюджетов на эти услуги могут ограничиваться. Несет потери не только сам работник, но и фирма.

Не случайно в развитых странах сохраняются  и поддерживаются на высоком уровне социальные выплаты.

В банке должны разрабатываться и применяться  следующие социальные выплаты и  льготы, которые включены в коллективный договор и являются предметом обсуждения при заключении контрактов с сотрудниками.

Женщинам, имеющим  детей до 3 лет, предоставляется оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком; при  рождении ребенка оказывается материальная помощь семье в размере месячного оклада.

В целях обеспечения  к моменту выхода на пенсию по старости второй пенсии, сотрудникам банка, достигшим 50 лет (для мужчин) и 45 лет (для женщин), банк осуществляет ежемесячные взносы в Негосударственный пенсионный фонд.

Информация о работе Совершенствование системы управления персоналом банка