Разработка проекта по внедрению технологий электронного документооборота на предприятиях строительной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 09:40, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является внедрение эффективного электронного документооборота на конкретном предприятии с использованием современных компьютерных средств, а также автоматизация движения документов в соответствии с рациональной организацией труда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 6
1.1. Анализ строительной отрасли: стратегические возможности и оценка привлекательности 6
1.2. Исследование современного состояния и использования систем документационного обеспечения предприятий строительной отрасли на региональном уровне 19
1.3. Организация документационного обеспечения управления в строительных организациях 27
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАО ФСК «ЧАЙКА» 34
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 34
2.2 Анализ внешней среды предприятия 35
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 43
2.4 Оценка системы управления предприятия 64
2.5 Оценка возможностей внедрения информационной системы документационного обеспечений управления 69
Глава 3 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО ФСК «ЧАЙКА» НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА ………………………………... 74
3.1 Программа внедрения технологий электронного документооборота на предприятиях строительной отрасли 74
3.2 Проект организации внедрения электронного документооборота в деятельность ЗАО ФСК «Чайка» 80
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98

Файлы: 1 файл

Дипл_правки1_06 июня итог.docx

— 1.08 Мб (Скачать файл)

 

     Рисунок 1.9 - График и трендовые модели объемов инвестиций в основной капитал строительной отрасли по Орловской области 

     При анализе положения отрасли необходимо проанализировать показатель количества строительных организаций в регионе, динамику их развития, соотношение  частного и государственного сектора  в структуре предприятий строительства. На основании данных Орелстат за период с 2000 года по 2010 г. построим графики  количества предприятий строительной отрасли частной формы собственности и всего строительных организаций (рис. 1.10). Прогноз количества предприятий выполним на 5 периодов вперед, выбрав в качестве трендовых моделей – линейную (коэффициент аппроксимации R2 = 0.5355) , логарифмическую (коэффициент аппроксимации R2 = 0.3334), полиноминальную (коэффициент аппроксимации R2 = 0.8052). Из выбранных графиков трендовых моделей наиболее адекватно отражающим динамику показателя является тот, у которого наибольший коэффициент аппроксимации – полиноминальная (на рисунке выделена синим цветом). Согласно данным трендовой модели можно ожидать положительной динамики в перспективе развития строительной отрасли, увеличения количества строительных организаций.

Рисунок 1.10 - Динамика и оценка развития количества строительных организаций в регионе 

     Наряду  с положительной динамикой количества организаций строительной отрасли  необходимо провести анализ и оценить  перспективы динамики объемов выполненных  работ по виду деятельности «Строительство». На основании данных Орелстат за период с 2000 года по 2010 г. построим графики  объемов работ, выполненных строительными организациями (рис. 1.11). Прогноз объема работ выполним на 2 периода вперед, выбрав в качестве трендовых моделей – линейную (коэффициент аппроксимации R2 = 0.7837) , логарифмическую (коэффициент аппроксимации R2 = 0.6598), степенную (степень – 2, коэффициент аппроксимации R2 = 0.8089). Из выбранных графиков трендовых моделей наиболее адекватно отражающим динамику показателя является тот, у которого наибольший коэффициент аппроксимации – степенная (на рисунке выделена оранжевым цветом). Согласно данным трендовой модели можно ожидать положительной динамики в перспективе развития строительной отрасли, увеличения объемов работ строительных организаций.

     Рисунок 1.11 - Динамика и перспектива объемов работ, выполненная строительными предприятиями 

     Таким образом, резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что строительная отрасль как в целом по стране. Так и в Орловской области является перспективным направлением экономики. Существуют положительные прогнозы на динамику инвестиций в отрасль, объемах работ и количества строительных организаций с рассматриваемой отрасли.

     1.2 Исследование современного состояния и использования систем документационного обеспечения предприятий строительной отрасли на региональном уровне

 

     Длительный период автоматизацией учреждений в России занимались ИТ- отделы. Программы были реализованы в виде различного рода подсистем АСУ, основанных на базах данных (кадры, канцелярия, бухгалтерия, зарплата, контроль исполнения и др.) Не умоляя значимости этих подсистем, заметим, что они охватывали лишь до 15-20% общего объема информации, циркулирующей в учреждении.

     Потребности по электронной обработке документов удовлетворялись применением функциональных пакетов (редакторов текста и электронных таблиц) и интегрированных пакетов программ Microsoft Office, Perfect Office, Lotus Smart Suite. Однако, эти средства оказались недостаточными для управления огромными потоками бумажных и электронных документов, циркулирующих как внутри одного предприятия, так и между ними. В целом такой подход характеризовался отсутствием комплексности в автоматизации делопроизводства и управления документооборотом.

     В настоящее время развитие информационных технологий привело к появлению  методов и средств, обеспечивающих интегрированные решения по автоматизации  офиса, позволяющие автоматизировать ручные операции и поиск документов, автоматически передавать и отслеживать  перемещение документов и контролировать выполнение поручений, связанных с  документами. [25,49]

     Системы электронного управления документами (ЭУД) делятся на шесть категорий. При этом сложно предложить идеальную  классификацию, так как некоторые  системы одновременно попадают в  несколько категорий и имеют  возможности, характерные для систем из разных категорий.  

     Таблица 1.2 - Категории технологий ЭУД 

     
Категория ЭУД Примеры ПО Примечания
Системы, ориентированные на бизнес-процессы Documentum,

FileNet (Panagon и Watermark),

Hummingbird (PC DOCS)

Предназначены для специфических приложений, ориентированных  на использование в определенной индустрии.

Обеспечивают  полный жизненный цикл работы с документами, включая технологии работы с образами, управления записями и потоками работ  и т.д.; [28]

Корпоративные системы ЭУД (Enterprise-centric EDM) Lotus (Domino.Doc),

Novell GroupWise,

Opent Text (LiveLink),

Keyfile Corp.,

Oracle (Context)

Обеспечивают  корпоративную инфраструктуру для  создания, совместной работы над документами  и их публикации, доступную всем пользователям в компании.

Основные возможности  этих систем аналогичны системам, ориентированным  на бизнес-процессы.

Средства не ориентированы на использование  только в какой-то определенной индустрии.

Системы управления контентом 

(Content management)

Adobe,

Excalibur

Обеспечивают  процесс отслеживания создания, доступа, контроля и доставки информации вплоть до уровня разделов документов и объектов для их последующего повторного использования  и компиляции.

Потенциально  доступность информации не в виде документов, а в виде объектов облегчает  процесс обмена информацией между  приложениями

Системы управления информацией (порталы) (Information Management) Excalibur,

Oracle Context,

PC DOCS/Fulcrum,

Verity,

Lotus (Domino/Notes,

K-station)

Обеспечивают  агрегирование, управление и доставку информации через сети Internet и intranet.

Обеспечивают фундамент создания информационных порталов.

Дают возможность накапливать и использовать экспертизу в распределенной корпоративной среде на основе использования бизнес-правил, контекста и метаданных

системы управления образами

(Imaging)

  Преобразуют информацию с бумажных носителей в цифровой формат - TIFF (Tagged Image File Format), после чего документ может быть использован в работе уже в электронной форме
системы управления потоками работ

(Workflow management)

Lotus: Domino/Notes , Domino Worflow),

Jetform,

FileNet,

Action Technologies,

Staffware

Обеспечивают  систематическую маршрутизацию  работ любого типа в рамках структурированных  и неструктурированных бизнес-процессов.

Используются в целях ускорения бизнес- процессов, увеличения эффективности и степени контролируемости процессов в организации

[36,120]

     Все рассмотренные программы могут  быть использованы для внедрения  на предприятии строительной отрасли. Но их использование  потребует создания дополнительных управляющих модулей, обеспечивающих управление именно строительными  документами.

     Рассмотрим  специализированное ПО для строительной отрасли. Документооборот, поток документов в компании можно условно разделить на специализированное – узкопрофильное ( например, Документы Смет, Архитектурные чертежи и пр.) и общего назначения (Приказы, Отчеты и т.п.).(рис.1.12)

     

     Рисунок 1.2  Схема перечня документов строительного  предприятия 

     Для строительных предприятий в сфере документооборота играют большую роль технические документы и их движение. Проведем  анализ имеющегося программного обеспечения, предлагаемого для строительных организаций РФ. 

     Таблица 1.3 – Специализованные программы  для строительной отрасли 

     
Наименование Функционал  и возможности
«Алтиус - Управление строительством», изготовитель – ООО Алтиус, Россия. - вести учет  договоров с заказчиками и  подрядчиками;

- автоматически  формировать сетевые план-графики  поставки на объекты материалов, оборудования, техники;

- учитывать фактическое  выполнение работ с заказчиком  и подрядчиком;

- вести управленческий  учет движения денег в разрезе  как одного, так и группы «наших  предприятий»;

- вести управленческие  взаиморасчеты с заказчиками,  подрядчиками, поставщиками;

- автоматически  формировать финансовые планы  как одной строительной компании, так и всей группы компаний;

- планировать  выполнение собственных работ  и автоматически рассчитывать  потребности в ресурсах;

- автоматически  рассчитывать наряды на выполненные  работы;

- формировать  сводную карточку объекта, включающую  все взаимоотношения с заказчиками  и подрядчиками в рамках объекта  (по финансам и выполненным  работам);

- вести учет  деятельности любого количества  предприятий, входящих в вашу  группу компаний;

- получать своевременные  напоминания о различных событиях: сроках договоров, их этапов, отдельных  видов работ, а также о предстоящих  и просроченных платежах;

- контролировать  сроки визирования, хранение и  перемещение экземпляров документов  между сотрудниками;

-  вести расчет  стоимости незавершенного строительства.

«1С  Предприятие 8 Управление строительной организацией» Является комплексным  решением 1С Предприятие 8 УПП, включает в себя функциональные возможности:

- Сметное ценообразование  - составление всех видов смет, расчет стоимости строительства,  учет выполнения, работа с нормативными  сборниками;

- Производственное  планирование - планирование ресурсов (материалы, рабочие, транспорт,  механизмы), календарные планы производства  работ;

- Финансовый  анализ - расчет фин. показателей,  динамика по отношению к остальным  периодам;

- Финансовое  планирование - потоки денежных средств,  бюджеты, кассовые и кредитные  планы, финансовые результаты;

- Бухгалтерский  и налоговый учет - учет финансовой  деятельности предприятия, обязательная  отчетность;

- Управление  персоналом - БД персонала, работа  с соискателями, система квалификации, системы ОТ, должностные инструкции, расчет ЗП и ЕСН;

- Учет производственной  деятельности - учет потребления  ресурсов, выполнения СМР, заявки  с учетом корректировок;

- Анализ производственных  показателей - расчет показателей  выполнения, динамика по отношению  к другим периодам.

"ВДГБ: Долевое строительство" - Отслеживание  и контроль привлечения инвестиций  по договорам инвестирования  в разрезе всего объекта строительства  (инвестирования), с возможностью  учета в любой валюте;

- Хранение информации  по каждому договору инвестирования (объект инвестиций, инвестор, сумма  договора и т.д.);

- Контроль погашения  платежей по договорам инвестирования - поступления денежных средств,  с возможностью, как непосредственного  формирования (создания) бухгалтерских  документов, так и использования  уже созданных;

- Автоматический  расчет прибылей /убытков и сумм  НДС в разрезе каждого договора  инвестирования и формирование  бухгалтерских проводок для отражения  этих операций в бухгалтерском  учете;

- Формирование  и вывод на экран или принтер  печатных форм таких документов  как - План-График платежей, Акт  выверки сумм инвестиционного  взноса, Передаточный акт 

- Расчет фактической  стоимости реализуемых объектов  Отчеты "План-График" и "Динамика  платежей"

ИКС: СТРОИТЕЛЬСТВО Ведение бухгалтерского учета:

- учет материалов (приход, учет по складам и материально-ответственным  лицам, перемещение со склада  на склад, списание на объект  строительства в соответствии  со сметой объекта строительства);

-  учет затрат  на строительство объекта; учет  вспомогательных работ на объекте  строительства по сооружению  титульных и нетитульных сооружений;

-  учет собственных  и субподрядных работ; 

- учет взаиморасчетов  с поставщиками и подрядчиками;

- бухгалтерский  учет автотранспорта строительной  организации (начисление амортизации  по пробегу); получение специализированных  регламентных отчетов строительной  отрасли.

- ведется учет  материалов в разрезе складов  и материально-ответственных лиц,  исходя из средневзвешенной себестоимости  за период;

- автоматическое  списание на объект материалов  в соответствии со сметой объекта  с помощью специализированной  процедуры выгрузки/загрузки из  сметной программы 

- автоматическое  формирование бухгалтерских проводок  по закрытию работ на объекте  строительства; автоматическое формирование  проводок по вспомогательным  работам на объекте строительства;

- автоматическое формирование по начислению износа автотранспорта в соответствии с ежемесячным пробегом; дополнительные отчеты, учитывающие специфику строительной организации.

Сметные программы – «Смета- 200», «Резервная смета» и т.п. Составление смет строительных объектов.
 

     Необходимо  отметить, что программа «АЛТИУС – Управление строительством» может использована на предприятии различного профиля (строительных, монтажных, проектных, пусконаладочных и других) любой численности и работающих с любым количеством объектов: от небольших «бригад» до крупных холдингов и корпораций.

     Однако, широкого распространения данная компания в регионе не получила. Причин было названо несколько. Чаще всего объясняют представители строительных компаний свой отказ от приобретения программы тем, что собственники или управляющие менеджеры не желают прилагать усилия для осуществления внедрения ПО и создания новой системы работы. Необязательность управленческого учёта также вносит свою немалую лепту. Орловские представители строительной отрасли подчеркнули, что, тем не менее, перспективы внедрения программы «АЛТИУС – Управление строительством» существуют.

     Во  Мценске отмечают, что программа  «АЛТИУС – Управление строительством»  нужна региону, но ряд психологических  барьеров, отношение к автоматизации  мешает активному распространению  программы в строительных компаниях. При этом категорических отказов  от покупки программы со стороны  строительных предприятий практически  нет. Как правило нет объективных причин, затрудняющих внедрение программного комплекса.

     В числе прочих, причинами, по которым  автоматизация строительных компаний практически не происходит, были названы:

     - отсутствие сформированной потребности в специализированных программных решениях у руководителей строительных организаций;

     - ряд психологических барьеров руководителей строительных компаний (они предполагают, что внедрение и эксплуатация специализированной системы повлекут за собой пересмотр, коррекцию и/или перестройку бизнес-процессов организации).

     Как уже было отмечено, второй составляющей документопотока является общая  документация предприятия. программное  обеспечение для решения задач  документооборота решаются более широко и представлено направление спектром программных продуктов. 

     Таблица 1.4 – Программы автоматизированного  документооборота 

     
Наименование Назначение Функционал  Опции и блоки
«БОСС-Референт» Ориентирована на поддержку управления организацией, эффективной работы сотрудников  и на накопление знаний, и при  этом имеет развитые дополнительные сервисы применение  — создание корпоративной системы, охватывающей деятельность сотрудников  на своих рабочих местах и поддерживающей управленческие  бизнес-процессы. Поддерживает делопроизводство, организационное управление, согласование документов. - CRM-системы  (CRM – управление взаимоотношениями  с клиентами),

- контроля договоров,

- учета материальных  ценностей,

- потокового  сканирования и распознавания  (в «БОСС-Референт» интегрирована  система FineReader),

- электронной  конференции и доски объявлений

«Дело»   Поддерживает правила делопроизводства, принятые в России.

Поддерживает идеологию делопроизводства: чтобы было совершено любое действие в организации, нужен документ.

хранит учетные  записи средствами промышленной СУБД -Oracle

 осуществляет  полное протоколирование действий  пользователей с документами.

ЕВФРАТ-Документооборот Обеспечивает возможность обмена документами, письмами и поручениями, как в территориально-распределенных организациях, так и между различными организациями,

осуществлять  взаимодействие с другими системами  электронного документооборота.

  В стандартный  комплект входят типовые отчетные формы  и встроенный “Генератор отчетов”, который позволяет самостоятельно создавать и изменять шаблоны  отчетов в соответствии с требованиями заказчика. “Генератор отчетов” позволяет  импортировать готовые отчеты в  приложения MS Word и Excel.
 

     Как видим из данных характеристик ПО, ни одно из предложенных не позволяет  вести полный цикл управления потоком  документов на строительном предприятии. Специализированное По позволяет решить проблемы бухгалтерского учета, а системы  СЭД – только документопотока.

     Следует отметить, что выбор системы документооборота — это не просто технологическая или инженерная задача, он связан с общей стратегией развития организации. Для коммерческой компании выбор определяется целями, конкурентной средой, структурой, которая имеется на данный момент, а также той структурой, к которой компания придет в будущем. Для государственного учреждения необходимо перенести акцент на полноту учета задач, решаемых организацией, особенности этих задач, связанные со спецификой ее деятельности.

     Таким образом, при выборе системы документооборота учитывается множество факторов, которые на первый взгляд могут не иметь отношения к предмету. Потребуется детальный анализ работы организации и понимание задач, решаемых системами документооборота.

     1.3 Организация документационного  обеспечения управления в строительных организациях

 

     В настоящее время делопроизводство организации представляет собой  отрасль деятельности, обеспечивающую документирование и организацию  работы с официальными документами. В практической деятельности основной задачей делопроизводства является документационное обеспечение управления организации. Признание делопроизводства отраслью деятельности в организации, наряду с планированием, экономикой, финансами, кадрами, снабжением и др., существенно влияет и на решение  его проблем в организационной, правовой, технической, кадровой, финансовой и др. сферах.

     Существует  несколько условий, которые позволяют  оперативно и качественно составлять и обрабатывать документы.

     Во-первых, для осуществления функции управления организацией и решения задач  в организации создается самостоятельное  структурное подразделение (служба делопроизводства и т.д.) или назначается  освобожденный от других видов работ  специальный служащий (инспектор  по делопроизводству). Выбор варианта (подразделение или должностное  лицо) зависит от множества факторов, в том числе от масштаба организации  и места в системе управления, количества работников, объемов обрабатываемой информации и документации, территориального расположения и др.

Информация о работе Разработка проекта по внедрению технологий электронного документооборота на предприятиях строительной отрасли