Разработка и обоснование эффективности бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 03:50, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваются вопросы разработки бизнес-плана предприятия общественного питания ООО «Гурман» в г.Когалыме. Рынок общественного питания в России в целом и в Когалыме в частности находится на стадии трансформации: развиваются новые формы обслуживания потребителей, изменяется культура обслуживания, формируется культура высококачественного быстрого питания. Рыночная ниша организации высококачественного общественного питания является привлекательной для потенциальных инвесторов в связи с рядом факторов:
быстрый срок окупаемости инвестиций;
высокая норма прибыли;
мобильность капитала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1. Теоретические аспекты планирования на предприятии 6
1.2. Бизнес-план как метод планирования на предприятии 13
1.3. Методические рекомендации по разработке бизнес-плана 20
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 28
2.1 Особенности деятельности предприятий общественного питания 28
2.2 Типы предприятий общественного питания 34
2.3. Производственная структура предприятия общественного питания 41
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНА 43
3.1. Резюме проекта 43
3.2. Организационно-правовая среда реализации проекта 44
3.3. Маркетинг 47
3.4. Инвестиционные и текущие затраты 55
3.5. Организационный план 59
3.6. Экономическая оценка эффективности проекта 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТEРАТУРЫ 74

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 558.00 Кб (Скачать файл)




Содержание

 

 

ВвЕдЕниЕ

 

 

Отечественные предприятия имеют относительно небольшой опыт работы в условиях рынка, да и рыночные отношения, еще далеки от их уровня в развитых странах. На многих предприятиях до настоящего времени современные подходы к планированию деятельности не применяются. В тоже время, как в случае создания нового предприятия, так и в случае возникновения кризисных ситуаций, бизнес-план предприятия является одним из инструментов принятия эффективных решений по достижению поставленных целей, минимизации влияния негативных факторов и улучшению финансового состояния. Кроме того, бизнес-план - это эффективный инструмент планирования развития предприятия, в том числе, модернизации производства, разработки и реализации иных технологических, организационных и инвестиционных решений. Именно поэтому, вопрос создания культуры бизнес-планирования в реальном секторе экономики на сегодня является важной экономической задачей.

В работе рассматриваются  вопросы разработки бизнес-плана  предприятия общественного питания  ООО «Гурман» в г.Когалыме. Рынок  общественного питания в России в целом и в Когалыме в частности  находится на стадии трансформации: развиваются новые формы обслуживания потребителей, изменяется культура обслуживания, формируется культура высококачественного быстрого питания. Рыночная ниша организации высококачественного общественного питания является привлекательной для потенциальных инвесторов в связи с рядом факторов:

  • быстрый срок окупаемости инвестиций;
  • высокая норма прибыли;
  • мобильность капитала.

В настоящее  время на рынке Когалыма наблюдается  нехватка предприятий общественного  питания, ориентированных на высокое качество и скорость обслуживания.

Вышеизложенное является подтверждением актуальности выбранной  темы и практической значимости предмета ее исследования.

Целью данной работы является разработка инвестиционного решения  в форме бизнес-плана по созданию предприятия общественного питания и оценка.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

  • исследовать экономическую сущность основных категорий и понятий бизнес - планирования на предприятии;
  • рассмотреть структуру и содержание бизнес-плана;
  • изучить методику инвестиционного планирования на предприятии;
  • изучить особенности государственного регулирования деятельности предприятий общественного питания;
  • разработать бизнес-план: инвестиционный проект создания нового предприятия общественного питания;
  • оценить экономическую эффективность проекта и уровень его устойчивости в условиях неопределенности факторов внешней среды.

Объект исследования – Создаваемое предприятие ООО  «Гурман».

Предметом исследования является разработка бизнес-плана для ООО «Гурман» созданию в г.Когалыме предприятия общественного питания.

Теоретической и методологической базой дипломной работы стали  работы отечественных специалистов, таких как Аистова М.Д., Бланк  И.А., Гиляровская Л.Т., Друри К., Ковалев  В.В., Савицкая Г.В., Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. и др.

Информационной базой  работы являются данные бухгалтерской  и финансовой отчетности предприятий  общественного питания за 2002-2004г.г. (бухгалтерский баланс, отчеты о  финансовых результатах и их использовании; отчет о движении денежных средств), а также специальная нормативная литература. В процессе выполнения дипломной работы применялись методы финансового анализа деятельности предприятия.

Поставленная цель и  задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе рассматриваются  понятие и виды планирования, роль и сущность бизнес-планирования в  деятельности предприятия, а также  методика разработки бизнес-плана, его  основные структурные компоненты и  методика оценки экономической эффективности инвестиций с учетом дисконтирования денежных потоков.

Во второй главе рассмотрены  основные аспекты государственного регулирования деятельности предприятий  общественного питания. Рассмотрение основных типов предприятий общественного питания явилось основной для выбора типа создаваемого предприятия - кафе. В данной главе также дана характеристика основных производственных подразделений предприятий общественного питания.

В третьей главе представлена характеристика проекта, план его реализации, расчетные показатели деятельности в течение срока реализации проекта, проведена оценка экономической эффективности проекта и его устойчивости.

В заключении определены основные выводы по работе.

 

Глава 1. экономическая  сущность ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

1.1. Теоретические аспекты  планирования на предприятии

 

 

Планирование – это  процесс экономического обоснования  рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих  целей [6, с.59]. Итогом процесса планирования является план, т.е. намеченный на определенный период комплекс работ, с указанием целей, содержания, объемов, методов, последовательности и сроков их выполнения [11, с.295].

Основной задачей планирования является формирование и выбор волевых  ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам [14, с.143].

Содержание внутриорганизационного планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений  и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционировании и развития организации. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей организацией. Поэтому планированием призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт, сервис. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке [80, с.85].

Внутриорганизационное планирование охватывает как текущее, так и перспективное планирование.

Если перспективное  планирование призвано определить общие  стратегические цели и направления  развития организации, необходимые  для этого ресурсы и этапы  решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства организации  на всех уровнях управления; квалификацией  специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной и вычислительной базы.

Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение  политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); разработку методов  достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

Все системы планирования находятся во взаимосвязи и реализуются  в определенной последовательности. Первоначальным исходным этапом планирования является прогнозирование по основным направлениям деятельности в разрезе  целевых параметров отдельных функциональных направлений, заданных общей стратегии предприятия [24, с.78-96].

Планирование заканчивается  перед началом действий по реализации плана. Планирование – это начальный  этап управления, однако, оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций.

Важно отметить циклический  характер планирования на предприятии, включающий несколько взаимосвязанных  элементов, расположенных иерархически:

  • разработка миссии; миссия или предназначение является обоснованием создания организации и ее существования; изменяется в редких случаях, когда организация принимает решение о полной переориентации своей деятельности;
  • разработка принципов деятельности; они являются основой деятельности предприятия, определяют культуру организации и редко корректируются;
  • постановка целей и задач; определяет долгосрочные направления деятельности компании и рассчитана на 10-15 лет;
  • установление параметров эффективности; выражают количественный результат, который организация планирует достичь в установленный период времени в исполнение поставленных задач;
  • разработка стратегии; определяет способ достижения заданных параметров эффективности;
  • разработка тактических решений; обеспечивают реализацию намеченной стратегии; обычно под тактикой имеются в виду конкретные краткосрочные задачи, выполнение которых рассчитано на 1-3 года.

Далее, на основе элементов  планирования, вся система планов организации делится на стратегические, тактические и оперативные планы, структурированные по сферам деятельности.

В зависимости от длительности планового периода выделяют следующие  виды планирования:

  • долгосрочное (перспективное);
  • среднесрочное;
  • краткосрочное (текущее).

В качестве основных критериев, по которым в данном случае может  быть проведена группировка, можно выделить:

  • срочность обязательств и ресурсов, которые задействованы в плановом решении;
  • временной горизонт влияния плановых решений на деятельность предприятия или его подразделений;
  • период планирования: краткосрочное планирование – 1-3 года, 3-5 лет для среднесрочного планирования и свыше пяти лет для долгосрочного [14, с.149].

Однако в такой классификации  имеются два ограничения:

1) отнести период к  той или иной срочности в  различных отраслях народного  хозяйства весьма трудно, например, долгосрочный период судостроительной компании не равнозначен долгосрочному периоду супермаркета;

2) в некоторых случаях  проблемы краткосрочного периода  могут приобрести долгосрочное  значение. Так, например, задержки  текущих платежей из-за ошибок в краткосрочном финансовом планировании, могут обернуться разрывом долгосрочных отношений с партнерами предприятия [6, c.147].

В системе долгосрочного  планирования используется метод экстраполяции, т. е. использование значений показателей  прошлого периода и на основе постановки сценария распространение несколько измененных показателей на будущий период. Здесь делается расчет на то, система факторов, влияющих на реализацию плана количественно и качественно сохраниться в течение планового периода.

В системе долгосрочного планирования цели претворяются в программы действий, среднесрочные, краткосрочные планы и бюджеты, планы прибылей, разрабатываемые для каждого из подразделений организации. Затем программы, планы и бюджеты выполняются этими подразделениями, определяются отклонения фактических показателей от запланированных. Далее проводится факторный анализ причин отклонений, и полученные данные используются при экстраполяции для целей планирования на следующий период.

В зависимости от содержания хозяйственной деятельности выделяют:

  • планирование НИОКР;
  • планирование производства;
  • планирование сбытовой деятельности;
  • планирование материально-технического снабжения;
  • финансовое планирование;
  • кадровое планирование.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое, тактическое и оперативное.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное  обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация  в предстоящем периоде, и не этой основе разработать показатели развития организации на плановый период.

При разработке стратегического  плана осуществляется:

  • анализ перспектив развития предприятия, задача которого состоит в выяснении тенденций и факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
  • анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого - определить, насколько конкурентоспособна продукция предприятия на разных рынках и что оно может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
  • выбор стратегии на основе анализа перспектив развития предприятия в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения эффективности и обеспеченности ресурсами;
  • анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.

Информация о работе Разработка и обоснование эффективности бизнес-плана