Разработка бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

В работе были отражены основные аспекты бизнес - планирования. Были освещены основные теоретические аспекты составления бизнес – плана, была приведена типовая структура бизнес плана. Разработкой бизнес – плана должны заниматься люди, имеющие опыт в данной сфере, поскольку именно специалист знаком со всеми тонкостями бизнес – планирования. Процесс создания бизнес-плана сложный, трудный, напряженный и отнимает много времени. В нем отражаются планы и наиболее вероятные перспективы развития предприятия. И от того как качественно и точно он будет составлен, подготовлен зависит будущее проекта, предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и назначение бизнес-плана
2 Порядок разработки бизнес-плана
2.1. Основные разделы бизнес-плана
3. Методика расчета основных показателей бизнес-плана
Заключение

Файлы: 1 файл

Разработка бизнес введение заключение.docx

— 66.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и  перспективах, о состоянии целевых  рынков, положении на них конкурентов  и т. д.

Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу  в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать  источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможные риски.

Бизнес-план - визитная карточка компании. Он позволяет увидеть и оценить бизнес глазами инвестора. Бизнес-план - это схема бизнеса, информационный инструмент продажи и операции.

Мировая практика показывает, что бизнес-план является одним из ключевых элементов системы инвестирования. Значение этого документа настолько  велико, что в ряде стран Западной Европы нельзя пройти регистрацию нового предприятия в соответствующих  органах управления без предоставления в комплекте необходимой для  этого документации и бизнес-плана.

В настоящее время в Беларуси бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Важной задачей при этом является привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных. Для этого необходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформление предложений, требующих капитальных вложений. Успешное оформление нового бизнеса также не может обойтись без четкого и объективного планового документа. Статистические данные о неудачах новых предприятий указываю на то, что риск достаточно велик. Для предвидения и возможного предотвращения этих проблем и используется планирование бизнеса.

Очевидно, что тема бизнес - планирования является очень актуальной для отечественных предприятий в условиях кризиса. Особенную роль бизнес-планирование играет в строительстве, поскольку данная отрасль является приоритетной и прибыльной в Беларуси. Большое количество строительных проектов, особенно во время подготовки к чемпионату мира по хоккею в 2014 году, требует большого объёма финансовых вложений со стороны как отечественных, так и иностранных инвесторов. Кроме того, привлечение инвестиций отечественными предприятиями – одно из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на ближайшее пятилетие.

1. Понятие и назначение бизнес-плана

 

Бизнес-план - это документ, в котором описываются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяются способы решения этих проблем.

Бизнес-план - это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели деятельности предприятия в будущем, в нем анализируются все проблемы, с которыми можно столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем.

Назначение бизнес-плана состоит  в том, чтобы:

  • помочь предпринимателям оценить свои возможности;
  • выявить емкость и перспективы будущего рынка;
  • оценить необходимые затраты и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет реализовать продукцию или услуги (для определения потенциальной прибыльности задуманного дела);
  • убедить возможного инвестора в привлекательности и конкурентоспособности выбранной деятельности;
  • обнаружить возможные трудности в первые годы работы предприятия;
  • рассчитать по оценочным показателям прибыльность или убыточность данной деятельности;
  • установить возможные контакты с контрагентами.

Бизнес-планирование основывается на принципах, характерных для всех видов планирования (единства, участия, непрерывности, гибкости, точности), а  также на принципах итеративности (бизнес-планирование должно носить творческий характер и предусматривать неоднократную  проработку уже составленных разделов бизнес-плана) и многовариантности (возможности выбора наилучшего из альтернативных вариантов достижения поставленных целей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Порядок разработки бизнес-плана

 

Разработка бизнес-плана  направлена на реализацию целей предприятия, которые определяют вид бизнес-плана (бизнес-план по реализации отдельных мероприятий, бизнес-план развития действующего предприятия, инвестиционный бизнес-план, план финансового оздоровления предприятия, бизнес-план вновь создаваемого предприятия и др.). Следует отметить, что на предприятии иногда могут разрабатываться несколько видов бизнес-планов.

Разработка бизнес-плана  включает взаимоувязанные между  собой этапы, выстроенные в определенной логической последовательности (рис. 1).

 

                   



                                         

                                                                                                                                            



                      


 



 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Последовательность (этапы) составления бизнес-плана

 

На первом этапе разработки бизнес-плана определяются Цели его подготовки на основании перечня тех проблем, которые призван решить бизнес-план конкретного предприятия. В настоящее время такими целями могут быть: достижение безубыточности его деятельности; ввод в действие нового магазина, цеха; выпуск нового вида продукции; внедрение мероприятий по совершенствованию маркетинга и менеджмента и др.

Второй этап разработки бизнес-плана включает анализ, оценку и прогнозирование собственных возможностей предприятия, т.е. анализ текущих и прогнозных результатов функционирования самого предприятия; анализ и прогнозирование обеспеченности его деятельности материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами; анализ и прогнозирование текущих результатов деятельности основных конкурентов; анализ и прогнозирование рынков сбыта; анализ и прогнозирование возможных видов риска.

Таким образом, первый и второй этапы определяют содержание подготовительной экономической работы по составлению бизнес-плана.

Следующие этапы  разработки бизнес-плана деятельности предприятия представляют собой  непосредственное его составление (формирование).

Третий этап включает характеристику планируемой предприятием продукции, работ, услуг, производимых им. Целью этого этапа является оценка сильных и слабых сторон деятельности в сферах менеджмента, производства, маркетинга, финансов, кадровой политики как самого предприятия, так и его основных конкурентов.

Четвертый этап состоит в исследовании рынков сбыта, целью этого этапа является оценка рынков сбыта, уровня конкуренции, конкурентоспособности производимых товаров, работ, услуг. В результате проведенных на данном этапе исследований должно быть сформулировано обобщенное представление о рынках и конкурентах.

Пятый этап предполагает разработку плана производств, который включает прогноз объемов производства (реализации) продукции (товаров), работ, услуг с учетом заданий программы социального и экономического развития предприятия и результатов анализа и прогнозирования его собственных возможностей, определение потребности в основных фондах, исходном сырье, оборудовании, персонале по категориям работников, затратах на оплату труда, определение полной себестоимости производимой продукции.

Шестой этап включает разработку ценовой политики предприятия, а также системы формирования спроса и стимулирования сбыта. Целью данного этапа является разработка маркетинговой стратегии предприятия.

Седьмой этап предполагает выбор типа организационной структуры и оценку ее эффективности.

Восьмой этап предусматривает описание возможных типов рисков, расчет уровней рисков и разработку мероприятий по их снижению и предупреждению.

Девятый этап состоит в разработке финансового плана предприятия, целью которого является оценка эффективности планируемой деятельности предприятия. Данный этап включает: прогноз доходов и расходов; сметы фондов; прогнозный баланс денежных средств; прогнозный баланс активов и пассивов; прогноз ключевых финансовых показателей.

Десятым, завершающим этапом разработки бизнес-плана, является составление резюме, которое представляет собой, по сути, краткое изложение бизнес-плана деятельности предприятия.

Бизнес-планы могут оформляться в виде текстового, табличного и графического материала. В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, текст основных разделов, приложения. На титульном листе указываются названия инвестиционного проекта, предприятия — инициатора проекта, организации — разработчика бизнес-плана, утверждающие подписи руководителя предприятия и руководителя организации-разработчика, заверенные печатью, требования конфиденциальности документа. В содержании приводятся названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы.[2, с.263-265]

 

2.1. Основные разделы бизнес-плана

 

Бизнес-план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из следующих  основных разделов:

  • Резюме.
  • Характеристика предприятия и стратегия его развития.
  • Описание продукции (услуги).
  • Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга.
  • Производственный план.
  • Организационный план.
  • План реализации проекта.
  • Инвестиционный план.
  • Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.
  • Показатели эффективности проекта.
  • Юридический план.

 

 Резюме

 

В резюме содержится краткое изложение (аннотация) на 4-7 страницах характеристики продукции (услуг) и всех разделов плана. Резюме оформляется после полной разработки бизнес-плана.

Цель  раздела - дать сжатый, краткий обзор проекта, способный заинтересовать инвестора в дальнейшем изучении бизнес-плана. Оно должно быть написано так, чтобы любому человеку были понятны преимущества представляемого проекта. Резюме необходимо излагать предельно просто, употребляя минимум специальных терминов. Максимальное внимание должно быть уделено разъяснению того, что предприятие (предприниматель) собирается сделать, за счет чего, чем будущий продукт будет отличаться от продукции конкурентов, и почему покупатели захотят приобретать именно его.

Резюме  бизнес-плана инвестиционного проекта  может быть составлено по следующей  схеме:

  • цель плана (привлечение инвесторов или оптимизация хозяйственной деятельности);
  • анализ рынка (характеристика рынка с учетом демографических и географических особенностей; размер предполагаемого рынка);
  • предприятие (какие потребности планируется удовлетворить; предлагаемые продукты и услуги);
  • маркетинг и сбыт (стратегия маркетинга и сбыта; ключевые факторы в конкурентной борьбе);
  • роль исследовательских и конструкторских работ при подготовке продукта или услуг,
  • организационная структура и персонал;
  • финансовые данные (источники и направления использования средств; отчетность).

При разработке финансовых данных должен быть рассчитан прогнозируемый уровень затрат; определена потребность в инвестициях; ожидаемые финансовые показатели от внедрения проекта; основные показатели эффективности проекта.

Основные показатели проекта сводятся в таблицу (Приложение А).[1, с. 74].

 

 Характеристика предприятия и стратегия его развития

 

В данном разделе даются описание отрасли и характеристика организации, ее роль и место в  отраслевой иерархии и народном хозяйстве  в целом. 

При описании организации  отражаются следующие вопросы:

  • паспорт предприятия (по форме, приведенной в Приложении Б), история создания;
  • основные достижения и неудачи в деятельности организации;
  • слабые и сильные места в производственно-хозяйственной деятельности, ее особенности (сезонный характер сбыта продукции, серийный или мелкосерийный характер производства, прочие особенности);
  • характеристика имеющихся технологий, основных средств с выделением их активной части;
  • объекты социальной сферы в инфраструктуре организации, их доля в стоимости основных средств;
  • сведения о правах на имеющиеся основные средства (права собственности, аренда, лизинг) и о наличии земельного участка и правах на него;
  • информация о внедрении международной системы качества, об аттестации производств в соответствии с международными требованиями;
  • располагаемые мощности по выпуску продукции и их загрузка;
  • характеристика выпускаемой продукции;
  • реализуемые (реализованные) организацией инвестиционные проекты, источники их финансирования;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности организации за три года, предшествующих планируемому, а также за текущий период;
  • факторы, негативно влияющие на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.

Информация о работе Разработка бизнес-плана