Разработка и обоснование эффективности бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 03:50, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваются вопросы разработки бизнес-плана предприятия общественного питания ООО «Гурман» в г.Когалыме. Рынок общественного питания в России в целом и в Когалыме в частности находится на стадии трансформации: развиваются новые формы обслуживания потребителей, изменяется культура обслуживания, формируется культура высококачественного быстрого питания. Рыночная ниша организации высококачественного общественного питания является привлекательной для потенциальных инвесторов в связи с рядом факторов:
быстрый срок окупаемости инвестиций;
высокая норма прибыли;
мобильность капитала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1. Теоретические аспекты планирования на предприятии 6
1.2. Бизнес-план как метод планирования на предприятии 13
1.3. Методические рекомендации по разработке бизнес-плана 20
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 28
2.1 Особенности деятельности предприятий общественного питания 28
2.2 Типы предприятий общественного питания 34
2.3. Производственная структура предприятия общественного питания 41
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНА 43
3.1. Резюме проекта 43
3.2. Организационно-правовая среда реализации проекта 44
3.3. Маркетинг 47
3.4. Инвестиционные и текущие затраты 55
3.5. Организационный план 59
3.6. Экономическая оценка эффективности проекта 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТEРАТУРЫ 74

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 558.00 Кб (Скачать файл)

Стратегическое планирование помогает принимать решения по комплексным  проблемам деятельности организации:

  • определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования;
  • внедрение технических новшеств и прогрессивных технологий;
  • диверсификация производства и обновление продукции;
  • совершенствование организации управления по отдельным подразделениям.

На основе стратегического плана разрабатываются тактические планы, которые уже содержат не только качественные характеристики, но и количественные показатели, детализированные и конкретизированные по направлениям деятельности с точки зрения выбора средств для реализации целей, намеченных в рамках стратегического планирования.

Тактическое планирование позволяет  предприятию пошагово реализовывать  стратегический план, оценивать фактические  показатели деятельности предприятия, отклонение от запланированных и  определять дальнейшие пути действий в конкретных рыночных условиях. Роль тактического  планирования заключается в том, что он позволяет оперативно отреагировать на рыночные изменения, спрогнозировать последствия ценовой и сбытовой политики [14, с.138-196].

Оперативное планирование ориентирует структурные подразделения организации в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущих параметров эффективности. Оперативные планы реализуются через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению - центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план предприятия.

Учитывая специфику данной работы, рассмотрим подробно сущность и цели финансового планирования.

Финансовое планирование – это  разработка решения по структурированию финансовых ресурсов по источникам, срокам использования и направлениям деятельности предприятия в соответствии с  системой целей предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования [7, с.361].

Финансовое планирование направлено на увязку доходов и расходов, а  также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.

Чаще всего финансовый план формируется  в форме бюджета. Бюджет – это  план, представленный в денежном выражении, подготовленный и одобренный для  определенного периода времени, в котором обычно показаны предстоящие поступления и (или) расходы данного периода [5. c.301]. Бюджет используется также и как инструмент текущего и последующего контроля.

 

 

 

 

1.2. Бизнес-план как  метод планирования на предприятии

 

 

Бизнес-план описывает  цели и задачи, которые необходимо решить организации, как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержаться анализ эффективности проекта, оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.

Ценность бизнес-плана  определяется тем, что он:

  • дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
  • содержит ориентир, как должен развиваться проект (организация);
  • служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов [13, с.122].

Каждая организация, осуществляя  свою деятельность, обязана четко  представить потребность на перспективу  в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники  их получения, а также уметь точно  рассчитывать эффективность использования имеющихся ресурсов. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях [2, с.205].

При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые фактически во всех областях коммерческой деятельности для  разных организаций, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риски в достижении поставленных целей. Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности является важнейшей задачей для любого бизнеса.

В настоящее время  в России активизировались процессы формирования и совершенствования  работы действующих предприятий  различных форм собственности. Важной задачей является привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных. Для этого необходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформление предложений, требующих капиталовложений. Успешное формирование нового бизнеса также не может обойтись без четкого и объективного планового проекта [2, с.224].

Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает руководителю решить следующие основные задачи:

  • определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место предприятия на этих рынках;
  • сформулировать долгосрочные и краткосрочные цели предприятия, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
  • сформировать ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
  • выявить соответствие имеющихся кадров, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
  • определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, формированию спроса, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
  • оценить финансовое положение организации и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
  • предусмотреть возможные риски, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана, и разработать программу управления рисками [2, с.215].

Функции бизнес-планирования в организации можно условно разделить на две группы: таблица 1.2.1.

Таблица 1.2.1

Функции бизнес-планирования

Внутрифирменная деятельность

Взаимодействие с внешней  средой

- разработка стратегии  развития; конкретизация отдельных  направлений деятельности;

- разработка и осуществление проектов создания новой продукции (услуг);

- оценка внутреннего  научного, технического, производственного  и коммерческого потенциала и  выявление резервов;

- подготовка и осуществление  мероприятий по внедрению новых  технологий и приобретению оборудования;

- формирование и реализация  кадровой политики;

- контроль над финансовыми  результатами деятельности;

- снижение степени  риска деятельности;

- создание благоприятного  имиджа;

- разработка плана  мер по предупреждению банкротства  и выходу из кризисных ситуаций.

- привлечение для реализации  проектов инвестиций;

- обоснование для включения  проектов в государственные (региональные) программы и получение средств  из централизованных источников;

- получение банковских  кредитов;

- обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке;

- организационно-финансовое  обоснование необходимости создания  совместных производств, предприятий  с использованием иностранного  капитала и других форм совместной  деятельности;

- разработка и осуществление  мероприятий в рамках интеграционной деятельности.


Процесс разработки бизнес – плана  предприятия можно представить  следующим образом: рис. 1.1.


В рыночной экономике  бизнес-план является рабочим инструментом организаций, используемый во всех сферах. Бизнес-план побуждает предприятия тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового проекта [16, с.107].

Как правило, потребность  в бизнес-плане возникает при  решении таких актуальных задач, как:

  • подготовка заявок на получение банковского кредита;
  • обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
  • открытие нового дела, определение профиля будущей организации и основных направлений ее коммерческой деятельности;
  • перепрофилирование существующей организации, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческой деятельности;
  • составление проспектов эмиссии ценных бумаг приватизируемых и частных предприятий;
  • выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь организация, планировать процесс перехода от одного состояния в другое.

Бизнес-план представляет из себя документ, который убедительно  демонстрирует способность вашей  организации произвести и (что самое главное) продать достаточно товаров и услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (кредиторов).

Таким образом, бизнес-план является не просто набором управленческих решений в области маркетинга, стратегии производства и продаж, организации и финансов, но он должен отвечать цели презентации проекта для потенциальных инвесторов, партнеров или кредиторов.

Существует ряд различных  ситуаций, которые определяют характер бизнес-плана в зависимости от того, для кого он предназначен. Рассмотрим некоторые.

1) Бизнес-план для себя. Это оценка эффективности проекта,  выполняемая для себя. В данном  случае руководство предприятия  разрабатывает бизнес-план как  систему управленческих решений  по реализации проекта с использованием собственных ресурсов.

2) Бизнес-план для получения  кредита. В данном случае многие  кредитные институты имеют собственные  требования к форме и содержанию  бизнес-плана. Основным моментом  в данном случае является соблюдение  критериев срочности и возвратности по предоставляемым ресурсам.

3) Бизнес-план для привлечения  сторонних инвесторов. Инвесторами  выступают: венчурные инвестиционные  фонды, частные инвесторы или  акционеры при публичной эмиссии  ценных бумаг. Если вы привлекаете средства за счет публичной эмиссии акций вашей организации, то бизнес-план содержащий сведения об организации, стратегии маркетинга и продаж, производстве и о финансовых перспективах увеличит эффективность данного мероприятия. По мере того, как российский фондовый рынок развивается и стабилизируется, бизнес-планы будут приобретать все большее значение для осуществления публичной эмиссии ценных бумаг (и во всей видимости, станут основой проспекта эмиссии). Российская практика имеет мало прецедентов создания и открытого распространения бизнес-планов в качестве вспомогательного инструмента публичной эмиссии.

5) Бизнес-план для организации  альянса с иностранным партнером.  Иностранные организации с большей  осторожностью подходят к оценке  потенциального партнера по организации совместного бизнеса. И грамотный бизнес-план дает уверенность иностранному партнеру в серьезности проекта и предприятия в целом.

6) Бизнес-план для заключения  крупного контракта. Учитывая, что  контракт, предполагающий большие  объемы поставок услуг или товаров, существенным образом может повлиять не только на текущие показатели рентабельности и ликвидности бизнеса, но и оказать стратегическое влияние, в том числе, на имидж предприятия-партнера, при заключении подобных договоров, всестороннее изучение партнеров – это деловая необходимость и норма. Бизнес-план способен существенно ускорить и облегчить данную процедуру.

7) Бизнес-план для привлечения  новых сотрудников. В наши годы  трудно переманить профессионалов  из других организаций, даже  пообещав им более высокие заработки. Описание будущей деятельности организации дает потенциальному сотруднику информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы.

8) Бизнес-план для объединения  с другой организацией. Он поможет  увидеть выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны совместной деятельности.

9) Бизнес-план для реорганизации  предприятия или его подразделений.  По мере того, как небольшие  организации растут, появляется  необходимость создания стратегической (или тактической – в зависимости от ситуации) концепции развития. Бизнес-план, в разработке которого принимают участие партнеры по бизнесу и ключевые сотрудники, поможет выработать эту концепцию и, что важнее, позволит партнерам более четко осознать цели и конкретные задачи, стоящие на пути реализации этой концепции.

Информация о работе Разработка и обоснование эффективности бизнес-плана