Составление отчётов об исполнении бюджетов и их утверждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………...…3
2. Сущность и содержание бюджетного процесса……………………………3-4
3. Участники бюджетного процесса………………………………………….4-10
4. Организация бюджетного процесса………………………………………….10
5. Основы составления проектов бюджетов…………….………………….10-14
6. Рассмотрение и утверждение бюджетов…………………………………14-17
7. Исполнение бюджетов…………………………………………………….17-21
8. Составление отчётов об исполнении бюджетов и их утверждение……21-22
9. Заключение………………………………………………………………...22-23
10. Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

Бюджетный процесс.docx

— 52.98 Кб (Скачать файл)

Проект федерального бюджета может  определять:

  • коэффициенты пересчёта (индексации) ставок и нормативов по неналоговым доходом в случаях, установленных законодательством РФ;
  • особенности исполнения отдельных расходных обязательств РФ;
  • распределение между субъектами РФ и (или) муниципальными образованиями межбюджетных трансфертов (за исключением средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Федерального фонда компенсаций, Федерального фонда софинансирования социальных расходов, Федерального фонда регионального развития);
  • особенности предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
  • предельный объём, порядок и условия предоставления бюджетам субъектов РФ кредитов за счет средств федерального бюджета;
  • особенности погашения и (или) реструктуризации долговых обязательств перед федеральным бюджетом;
  • решение иных вопросов, связанных с формированием и исполнением федерального бюджета.

 

6. Рассмотрение и утверждение бюджетов 

 

Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (вместе с вышеназванными документами и материалами) на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный для федерального бюджета, местного бюджета - правовыми актами местного самоуправления. Указанными же законодательными (правовыми) актами определяется и порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения. Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондах. В процессе рассмотрения в проект закона (решения) могут быть внесены изменения.

Проект  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации  не позднее 15 августа текущего года (До 1 октября Правительство и  Банк России представляют в ГД дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ). Совет ГД (в период парламентских  каникул - ее Председатель) направляет проект в Комитет ГД по бюджету  для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после получения  которого проект направляется в Совет  Федерации, комитеты Государственной  Думы, другим субъектам законодательной  инициативы для замечаний и предложений  и в Счетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает  проект бюджета в четырех чтениях.

В первом чтении: ГД обсуждает концепцию и  прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления  бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами  субъектов РФ, проект программы внешних  заимствований РФ в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики бюджета. ГД заслушивает  доклад Правительства РФ, Комитета по бюджету и профильного комитета, ответственного за рассмотрение проекта  бюджета, доклад Председателя Счетной  палаты и принимает решение о  принятии или отклонении проекта. В  случае отклонения проекта ГД может  передать проект в согласительную комиссию (состоящую и представителей ГД, СФ и Правительства РФ), вернуть проект Правительству на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству РФ (в последнем случае новый проект бюджета готовит и вносит в ГД новый состав Правительства РФ). При передаче проекта в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик бюджета, после чего проект вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в ГД. По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление ГД о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.

Во втором чтении ГД утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фона финансовой поддержки субъектов РФ. Если ГД отклоняет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В третьем  чтении ГД рассматривает расходы  федерального бюджета по подразделам  функциональной классификации, распределение  средств Фонда федеральной поддержки  субъектов РФ по субъектам РФ, расходов по федеральным целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе в пределах расходов, утвержденных во втором чтении; перечень защищенных статей федерального бюджета, Программу  государственных внешних заимствований  РФ, программы предоставления гарантий Правительства РФ, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных  внешних заимствований РФ.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном  бюджете в четвертом чтении проект голосуется в целом, внесение поправок в проект, возможное во втором и  третьем чтениях, в четвертом  чтении не допускается.

Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта: в первом чтении - 30 дней со дня внесения в ГД, во втором - 15 дней со дня принятия в первом чтении, в третьем - 25 дней со дня принятия во втором, в четвертом - 15 дней со дня  принятия в третьем чтении.

Принятый  Государственной Думой Федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год в  течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. СФ рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной  Думой и голосует в целом. В  случае одобрения в течение 5 закон  направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу для утверждения  в одном чтении, затем повторно передается в Совет Федерации  для окончательного утверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено  Государственной Думой повторным  голосованием не менее чем двумя  третями голосов. В случае неподписания закона Президентом в течение 14 дней закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается  Федеральным Собранием. Для преодоления  вето Президента требуется не менее  двух третей голосов Федерального Собрания.

В случае непринятия ГД закона о федеральном  бюджете до 1 декабря текущего года или невступления его в силу до 1 января по другим причинам Государственная  Дума может принять федеральный  закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года.

 

7. Исполнение бюджета.

 

Исполнение  бюджета – это действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. В процессе исполнения бюджета участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица – плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Деятельность  исполнительных органов в процессе использования бюджетов всех уровней  строится на основе следующих принципов:

  1. Принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счёт и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счёта;
  2. Принципа обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств не едином бюджетном счёте.

Исполнение  бюджета начинается после его  утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по квартальному распределению бюджета. Она направлена на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.

На основании  показателей бюджета в главные  распорядители бюджетных средств  составляют бюджетную роспись доходов и расходов.

Бюджетная роспись – это документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утверждённого бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификации по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств.

Роспись доходов  и расходов составляется по каждому  главному распорядителю бюджетных  средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утверждённая роспись доходов и расходов бюджета служит документом, регламентирующим взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете.

На основании  бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств финорган составляет свободную бюджетную роспись, которая  направляется в орган, исполняющий  бюджет, в представительный и контрольный  органы.

Казначейское  исполнение федерального бюджета. В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в состав Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство. Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства:

  • организация исполнения федерального бюджета;
  • контроль за его исполнением;
  • управление бюджетными доходами и расходами;
  • финансовое исполнение внебюджетных фондов;
  • управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов РФ;
  • осуществление учёта и отчётности по движению средств федерального бюджета.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация  поступлений, регулирование объёмов  и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления  расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.

Исполнение  федерального бюджета осуществляется на основе:

  • отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов;
  • централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета;
  • совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счёта и управления этим счётом.

Федеральному  казначейству принадлежит право  открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения  их режима. Единый счет федерального бюджета  – он же единый счёт Федерального казначейства – находится в Центральном  банке РФ.

Таким образом, исполнение бюджета по доходам включает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счёт бюджета;
  • распределение в соответствии с Бюджетным кодексом и утверждённым бюджетом доходов между бюджетами;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учёт доходов бюджета и составление отчётности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счёте бюджета с соблюдением обязательно последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования при исполнении расходов бюджетов:

  • составление и утверждение бюджетной росписи;
  • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

В течение  десяти дней со дня утверждения сводной  бюджетной росписи орган, исполняющий  бюджет, доводит показатели этой росписи  до всех распорядителей и получателей  бюджетных средств.

Доведение показателей  сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных  ассигнованиях на период действия утверждённого  бюджета.

В течение  десяти дней со дня получения уведомления  о бюджетных ассигнованиях бюджетное  учреждение обязано составить и  представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств  смету доходов и расходов по установленной  форме. В течении пяти дней со дня  представления указанной сметы  распорядитель бюджетных средств  утверждает эту смету.

Смета доходов  и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем  главного распорядителя бюджетных  средств.

Информация о работе Составление отчётов об исполнении бюджетов и их утверждение