Шпаргалка по "Бюджету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 10:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 61 вопрос по дисциплине "Бюджет".

Файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 723.50 Кб (Скачать файл)

 

 

9.Территориальные финансы и их роль в современных условиях.

Территориальные финансы  — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход;  фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.

  В последние десятилетия  во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовой ресурсов государства.

  Через территориальные  финансы государство  активно  проводит социальную  политику. На  основе предоставления территориальным органам власти средств, для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания  населения, строительства и содержания дорог. При  этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

  С помощью территориальных  финансов государство осуществляет  выравнивание уровней экономического  и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других  условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также субвенции, т.е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и другое).

Территориальные финансы  можно охарактеризовать и как  совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов — финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным  источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации).

  Региональные  бюджеты  — основная составная  часть  территориальных финансов. В современных  условиях все в  большей  степени территориальные  органы  власти призваны обеспечить комплексное  развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной и сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.

  Средства  субъектов хозяйствования - также  составная часть, территориальных финансов. К таким средствам относятся:

  1) финансовые ресурсы  предприятий,  находящиеся в муниципальной   собственности (как правило, это   коммунальные предприятия);

  2) финансовые ресурсы  предприятий,  фирм, организаций, используемые  ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

  Субъекты  хозяйствования  для социальной поддержки   своих работников строят и  приобретают  жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха.  В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому нередко в общем, объеме территориальных финансов превалируют средства предприятия, направляемые на социальное развитие.

Территориальные внебюджетные фонды — третий компонент  территориальных  финансов. Источниками  формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др.  Внебюджетные фонды чаше всего имеют целевое назначение.

 

 

10.Понятие внебюджетных фондов, их состав и классификация.

Внебюджетные фонды  создаются федеральным и региональными  органами государственной власти и  органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению - на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально-технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.

Внебюджетные фонды - это своеобразная форма аккумуляции  перераспределения денежных средств, используемых, во-первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения и, во-вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. Внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России на федеральном уровне, по решению законодательных органов власти субъектов РФ - на региональном уровне и по решению органов местного самоуправления - на муниципальном уровне. Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за использованием средств в них на местном уровнях регулируется Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (от 15 апреля 1993 г.)

Внебюджетные фонды  имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Государственные внебюджетные фонды первой группы.

Конституция РФ гарантирует  каждому гражданину социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, устанавливаемых  законом (ст.29). Каждый имеет право: на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41,п. 1), на защиту от безработицы (ст.37 п.3). Финансовой основной реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:

- всеобщность - охватывает  всех граждан, независимо от  пола, национальности, вероисповедания,  места проживания;

- необлагаемость налогом;

- общедоступность, многообразие  видов социального обеспечения;

- гласность, демократический характер.

В первую группу входит также  Республиканский фонд социальной поддержки  населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91. В отличие от предыдущих четырёх фондов, формируемых в  основном за счёт обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счёт добровольных и иных поступлений.

Доходы внебюджетных фондов социального страхования  формируются за счёт постоянного  источника - обязательных страховых  взносов работодателей, а в Пенсионный фонд - ещё и взносов работников. Тарифы устанавливаются Федеральным собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению с налогами. Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц.

Плательщики обязаны  зарегистрироваться в территориальном органе каждого фонда. Вновь созданные предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30-дневный срок со дня учреждения. Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ - по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и Федеральной службы налоговой полиции; общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.

Каждый из государственных внебюджетных фондов является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Средства расходуются на уставную деятельность, обусловленную социальным назначением фонда. Кроме того, как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Внебюджетные фонды  межотраслевого и отраслевого назначения создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), стабилизацию и развитие хозяйственной отрасли, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств.

Территориальные внебюджетные фонды отличаются названиями, определяющими их целевую направленность, но суть их одна: 1) аккумулировать некоторые неналоговые доходы на специальных счетах, открываемых органом исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления в банковских учреждениях; 2) расходовать средства по своему усмотрению в соответствии с положением о данном фонде.

Наиболее распространены территориальные фонды социальной поддержки населения, функционирующие  под руководством соответствующих  органов исполнительной власти и  органов социальной защиты населения, а также фонды развития жилищного строительства.

Решение об образовании  фонда принимают законодательные  органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. В Положении  о фонде определяется порядок  формирования и расходования фонда, механизм контроля за целевым использованием средств.

Государственными внебюджетными  фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

 

11.Содержание и принципы организации  финансов хозяйствующих субъектов в разных сферах деятельности.

Хозяйствующий субъект  – это искусственное образование, созданное группой физических или  юридических лиц. Данное объединение  позволяет не только объединить предпринимательские усилия разных людей в одном направлении, но и ограничить масштабы ответственности за последствия деятельности такого коллектива. Обычно учредитель несет ответственность за результаты деятельности компании лишь в пределах своего вклада в уставный капитал.

Компании, созданные на базе названного принципа, наиболее популярны  среди бизнесменов, поэтому в  количественном отношении они превалируют.

Однако законодательство позволяет создавать и такие  формы объединения как полное товарищество. Его участники (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Причем один человек может быть участником только одного полного товарищества.

В данном случае финансы  хозяйствующего субъекта (полного товарищества) и финансы частных лиц (полные товарищи) частично переплетаются.

Хозяйствующие субъекты по результатам деятельности делятся на две группы. Основная цель первой состоит в извлечении прибыли, это группа коммерческих организаций. Основная цель второй не заключается в извлечении прибыли и ее распределении между учредителями, это группа некоммерческих организаций.

К коммерческим организациям можно отнести, в частности, так называемые предприятия реального сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство…), предприятия финансового сектора (банковские, инвестиционные, страховые компании…), сферу услуг.

К некоммерческим относятся религиозные организации, политические партии и движения, благотворительные и иные фонды. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь в случае, если это способствует достижения уставных целей.

Финансовые отношения  коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности.

1.Принцип хозяйственной  самостоятельности не может быть  реализован без самостоятельности  в области финансов. Его реализация  обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Развитие рыночных отношений существенно расширило самостоятельность хозяйствующих субъектов, появились новые возможности в инвестировании денежных средств. Коммерческие организации и предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, государства, участия в формировании уставного капитала другого хозяйствующего субъекта, хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджету"