Особенности организации финансового контроля в бюджетной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть и охарактеризовать устройство системы финансового контроля в Российской Федерации на государственном и негосударственном уровнях, а также выявить проблемы и недостатки, достижения и достоинства современной системы финансового контроля в России.
Опираясь на нормативные документы и труды многих известных авторов, я попыталась в полной мере раскрыть тему и цель работы.

Содержание работы

Введение............................................................................…………………….
1 Финансовый контроль и его место в системе управления финансами….
1.1 Цели и задачи финансового контроля в бюджетной сфере…………... 1.2 Виды и формы финансового контроля в бюджетной сфере ……………
1.3 Методы проведения финансового контроля в бюджетной сфере………
2 Система финансового контроля в бюджетной сфере России……………
2.1 Финансовый контроль органов исполнительной власти……………..
2.2 Финансовый контроль органов законодательной власти..................…
2.3 Особенности образования финансового контроля в образовании…….
2.4 Проблемы современной системы государственного финансового контроля России…………………………………………….................……..
3 Эффективность финансового контроля в бюджетной сфере и перспективы его развития……………………………………………………
Заключение........................................................................…………………….
Список использованных источников..................................….......……………
Приложение А Система управления финансами……….............................
Приложение Б Инфраструктура финансовой системы России…………..
Приложение В Подразделения Министерства финансов, предназначенное для проведения контроля……………………………………………………..
5
7
7
8
14
19
19
24
30

33
37


45
47
49
50

51

Файлы: 1 файл

Курсовая БС.docx

— 156.07 Кб (Скачать файл)

3 проводит документальные ревизии и проверки финансово хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

4 организует ревизии, финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В связи  с выполнением перечисленных  контрольных функций Министерство финансов РФ наделено следующими правами:

- ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством РФ финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

- взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ.

Министерство  финансов РФ занимает особое место  в системе общегосударственного финансового контроля, осуществляемого  всеми управлениями и отделами Минфина  России в пределах своих компетенций  и сфер деятельности. Однако Минфин России имеет в своей структуре  и специальные подразделения, предназначенные  именно для проведения контроля, - это  Департамент государственного финансового  контроля (образован в 1998 году на базе контрольно-ревизионного управления (КРУ) и некоторых других упраздненных структурных подразделений Минфина  России) и Департамент страхового надзора (приведены в приложении В). Организованы также контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах РФ (территориальных КРУ).

5 Министерство  РФ по налогам и сборам (МНС  России) (ранее Государственная налоговая  служба) представляет собой единую  централизованную и независимую  систему инспекционных органов,  входящую в систему центральных  органов государственного управления. Структура МНС России организована  по функциональному и территориальному  признакам. Основными подразделениями  налоговых органов являются отделы  и секторы. Функциональные управления (отделы, секторы) образованы в  зависимости от:

- вида налога (например, управление косвенных налогов);

- категории плательщика (управление налогообложения физических лиц);

- сферы деятельности (Управление налогов и сборов от внешнеэкономической деятельности);

- формы собственности (Управление налогообложения негосударственных организаций);

- объема платежей и других факторов.

К основным задачам МНС России относятся  следующие:

1 контроль за соблюдением налогового законодательства;

2 проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления.

6 Федеральная  налоговая служба. Федеральная налоговая  служба выполняет следующие главные  задачи:

- выработка и проведение единой государственной налоговой политики;

- взимание налогов и сборов;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;

- осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных

налогов и других платежей;

- контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

Функции Федеральной налоговой службы:

- проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

- производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

- организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

- осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

- анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения по разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Федеральная налоговая служба имеет разветвленную  сеть на территории РФ, представленную управлениями по субъектам Федерации, межрегиональными инспекциями, инспекциями  по районам, районам в городах, городам  без районного деления, инспекциями  межрайонного уровня. Эти структуры  реализуют в процессе своей деятельности следующие функции:

- осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;

- обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;

- контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;

- передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

- предъявляют в суд и в арбитражный суд иски;

- приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

7 Федеральная  служба налоговой полиции РФ (ФСПН  России). Для усиления контроля за соблюдением налогового законодательства впервые в России (по опыту ряда зарубежных стран) в 1993 году на правах государственного комитета был создан Департамент налоговой полиции РФ. Федеральным законом от 17 декабря 1996 года № 200-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» (в редакции от 18 декабря 2001 г.) статус налоговой полиции был определен как статус Федеральной службы налоговой полиции РФ (ФСНП России).

ФСНП  РФ – это специализированный правоохранительный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий законность и  правопорядок в сфере налогов  и связанных с ними правоотношений и являющийся составной частью сил  обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Основные  задачи федеральных органов налоговой  полиции – это 

- выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

- обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

- предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

ФСНП  РФ выполняет две главные функции  налоговой полиции – правоохранительную и контрольную, что обуславливает  двойственность задач, стоящих перед  налоговой полицией, и специфику  обязанностей этой службы.

8 Государственный таможенный комитет РФ. Все таможенные дела возложены непосредственно на таможенные органы РФ. Таможенный орган – это государственный правоохранительный орган исполнительной власти, наделенный специальными властными полномочиями для выполнения возложенных на него задач и функций в сфере таможенного дела и других, связанных с ним областях, в том числе в налоговой сфере и сфере валютного контроля. Все они находятся в иерархической соподчиненности. Центральный орган, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом, - Государственный таможенный комитет РФ. Полномочия таможенных органов в сфере налогов распространяются на налогообложение товаров, услуг при их перемещении через таможенную границу РФ. Согласно ст. 20 Таможенного кодекса РФ налоги и таможенные пошлины уплачиваются таможенному органу РФ, осуществляющему таможенное оформление товаров и транспортных средств, до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Полученные средства затем перечисляются в федеральный бюджет[3].

9 Министерства и ведомства, отделы и управления территориальных органов исполнительной власти. Они также участвуют в проведении финансового контроля. В отличие от контроля со стороны общегосударственных финансовых органов, который распространяется на все предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и подчиненности, ведомственный финансовый контроль ограничен кругом юридических лиц, находящихся в административной подчиненности от контролирующего министерства или ведомства. Последние несут ответственность за состояние экономики и финансов, организацию учета и отчетности подотчетных им предприятий и организаций. Для этого осуществляют систематический финансовый контроль и периодические документальные ревизии специально созданными в министерствах и ведомствах контрольно-ревизионными отделами (группами).

Основными задачами ведомственного контроля являются:

1 Проверка законности финансово-хозяйственных операций, проведенных предприятиями, учреждениями и организациями;

2 Соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями финансовой, бюджетной, налоговой и сметной дисциплины;

3 Контроль за рациональным и целевым использованием полученных от главных распорядителей бюджетных кредитов;

4 Выявления хищений, злоупотреблений и незаконного расходования материально-денежных средств и ценностей;

5 Проверка правильности постановки бухгалтерского учета и отчетности, достоверности первичных и бухгалтерских документов и т.д.

6 Наряду с органами исполнительной власти существенные контрольные функции возложены и на органы законодательной власти и Центральный банк РФ[7].

 

 

2.2 Финансовый контроль органов законодательной власти

 

 

Важной  формой финансового контроля в России и за рубежом является парламентский  контроль. В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ законодательные (представительные) органы власти осуществляют:

Предварительный контроль – в ходе обсуждения проектов законов о бюджете и других нормативных актов, посвященных  финансовым вопросам;

Текущий контроль – при рассмотрении отдельных  вопросов исполнения бюджета на заседаниях парламентских комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских  слушаний и в связи с депутатскими запросами;

Последующий контроль – при рассмотрении и  утверждении отчетов об исполнении бюджета, подготовленных исполнительной властью.

В обеих  палатах Федерального собрания созданы  специальные финансовые комитеты и  комиссии, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с государственными финансами. К их функциям относятся  проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, подготовка заключения на проект бюджета, его рассмотрение и утверждение, контроль над рациональным и целевым использованием государственных средств и другие вопросы. Парламент через специальные отраслевые комитеты и комиссии может осуществлять выборочную проверку деятельности отдельных звеньев финансовой системы, министерств, ведомств и государственных комитетов. По депутатскому запросу парламент вправе получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании и использовании государственных средств.

Кроме того, парламент регулярно получает данные о состоянии государственных  финансов через специально созданный  Советом Федерации и Государственной  Думой контрольный орган –  Счетную палату РФ.

Счетная палата РФ – постоянно действующий  орган государственного финансового  контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. Она создана для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов по объему, структуре  и целевому назначению. Счетная палата образована Федеральным Собранием  в соответствие с Конституцией РФ (статья 101). Порядок формирования Счетной  палаты определен Конституцией и  Федеральным законом «О Счетной  палате Российской Федерации» № 4-ФЗ от 11 января 1995 года и выглядит следующим  образом: Государственная Дума назначает  на должность Председателя Счетной  палаты, Совет Федерации – его  заместителя; половина состава аудиторов  назначается Думой, другая половина – Советом Федерации. Срок полномочий Председателя Счетной палаты составляет шесть лет. Постановление о его  назначении принимается большинством голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы[5].

Информация о работе Особенности организации финансового контроля в бюджетной сфере