Особенности организации финансового контроля в бюджетной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть и охарактеризовать устройство системы финансового контроля в Российской Федерации на государственном и негосударственном уровнях, а также выявить проблемы и недостатки, достижения и достоинства современной системы финансового контроля в России.
Опираясь на нормативные документы и труды многих известных авторов, я попыталась в полной мере раскрыть тему и цель работы.

Содержание работы

Введение............................................................................…………………….
1 Финансовый контроль и его место в системе управления финансами….
1.1 Цели и задачи финансового контроля в бюджетной сфере…………... 1.2 Виды и формы финансового контроля в бюджетной сфере ……………
1.3 Методы проведения финансового контроля в бюджетной сфере………
2 Система финансового контроля в бюджетной сфере России……………
2.1 Финансовый контроль органов исполнительной власти……………..
2.2 Финансовый контроль органов законодательной власти..................…
2.3 Особенности образования финансового контроля в образовании…….
2.4 Проблемы современной системы государственного финансового контроля России…………………………………………….................……..
3 Эффективность финансового контроля в бюджетной сфере и перспективы его развития……………………………………………………
Заключение........................................................................…………………….
Список использованных источников..................................….......……………
Приложение А Система управления финансами……….............................
Приложение Б Инфраструктура финансовой системы России…………..
Приложение В Подразделения Министерства финансов, предназначенное для проведения контроля……………………………………………………..
5
7
7
8
14
19
19
24
30

33
37


45
47
49
50

51

Файлы: 1 файл

Курсовая БС.docx

— 156.07 Кб (Скачать файл)

Чтобы быть действенными, применяемые меры ответственности  должны соответствовать серьезности  нарушения и обеспечивать не только наказание виновных, но и предупреждение других подобных нарушений. Вместе с  тем анализ бюджетного законодательства показывает, что вопросы в части установления ответственности и применения соответствующих санкций за нарушения бюджетного законодательства остаются.

Например, ст. 292—306 Бюджетного кодекса РФ определено 18 видов нарушений бюджетного законодательства, установление мер ответственности за совершение которых осуществляется в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). В тоже время КоАП РФ устанавливает ответственность только за четыре вида бюджетных правонарушений, предусмотренных ст. 289, 290, 291, 301 Бюджетного кодекса РФ. Поэтому необходимо расширить в КоАП РФ круг статей, устанавливающих административную ответственность должностных лиц, а также привести в соответствие нормы об ответственности, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ, с нормами об ответственности, предусмотренными КоАП РФ.

Кроме этого, в соответствии с КоАП РФ к нарушителям бюджетного законодательства применяются санкции в виде штрафов, которые установлены в твердой денежной форме и не зависят от сумм финансовых нарушений. Учитывая, что суммы использованных не по целевому назначению либо невозвращенных в установленные сроки бюджетных средств могут быть различными, размер налагаемого штрафа в отдельных случаях может быть ничтожным по сравнению с суммами нанесенного ущерба. Установленная мера ответственности не обеспечивает выполнение ни функции наказания, ни функции предупреждения финансового нарушения. В связи с этим целесообразным является пересмотр санкций за нецелевое использование бюджетных средств: исключение штрафов, применяемых к юридическим лицам, из ст. 15.14 КоАП РФ и установление их в ст. 289 Бюджетного кодекса РФ в процентном отношении к размеру нецелевого использования бюджетных средств.

Аналогичные меры ответственности — в процентном отношении к сумме ущерба, нанесенного  бюджету, следовало бы установить и  по другим видам финансовых нарушений:

— так  называемым «переплатам», «перерасходам» (завышение стартовой цены контракта, приписки к объемам выполненных работ, расходы на содержание транспортных средств, недвижимости, не находящихся на балансе, и т.д.);

— необоснованным уменьшениям налогооблагаемой базы (завышение себестоимости продукции и услуг), приводящим к искажению бухгалтерской и налоговой отчетности.

Тем более  что данные финансовые нарушения  занимают больший удельный вес в  общей сумме выявляемых контрольными органами финансовых нарушений по сравнению с нецелевым использованием бюджетных средств и наносят больший вред, чем несанкционированное перераспределение средств по кодам бюджетной классификации, которое является лишь фактом нарушения финансовой дисциплины.

Повышение действенности мер ответственности  за финансовые нарушения — неотъемлемая составляющая совершенствования финансового контроля. Установление адекватных санкций за нарушение финансового законодательства способствует соблюдению финансовой (бюджетной) дисциплины и эффективному функционированию финансовой системы.

О том, что  настала пора изменить сложившуюся  ситуацию, отмечено в Программе по повышению эффективности бюджетных  расходов на период до 2012г. В части  совершенствования системы правового  регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации предлагается:

— установить закрытый перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства

— увязать  факты нарушения бюджетного законодательства с конкретными бюджетно-правовыми мерами принуждения и установить отсылку к применению административно-правовых мер принуждения;

— установить административные наказания за нарушения  бюджетного законодательства.

Проводимая  в стране бюджетная реформа, внедрение  новых форм финансового обеспечения  государственных (муниципальных) услуг диктуют необходимость разработки новых подходов к развитию системы государственного (муниципального) финансового контроля и смещению акцентов в механизме контроля за целевым, эффективным законным использованием средств бюджетов различного уровня. При этом важно, чтобы совершенствование системы государственного (муниципального) финансового контроля носило комплексный характер. Только совокупность реформирования различных направлений обеспечит повышение эффективности государственного (муниципального) контроля[20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Сегодня органы государственной власти уделяют  серьезное внимание вопросам совершенствования  системы финансового контроля. Поскольку  очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики  и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование.

Для эффективного осуществления государственного финансового  контроля требуется не только назвать  органы государственного контроля, что  было сделано в Бюджетном Кодексе  РФ, но и законодательно закрепить  их задачи, права, сферу деятельности, статус и полномочия их работников.

Повышение качества и действенности финансового  контроля – это целая система  организационных, методических и правовых мероприятий, направленных на совершенствование  его видов и форм, а также  обеспечение тесного взаимодействия всех органов, осуществляющих контрольные  функции.

Система управления финансами, являясь сложным  образованием, состоит из таких относительно самостоятельных, но тесно взаимодействующих  блоков, как финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, комплекс правового обеспечения финансовой деятельности, система методов мобилизации  финансовых ресурсов.

Финансовый  контроль охватывает различные сферы  финансово-экономической жизни общества. Эффективность финансового контроля зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов его проведения.

Генеральной целью финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих  субъектов, обеспечение эффективности  процесса формирования, распределения  и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики  страны.

В зависимости  от субъектов осуществления финансовый контроль бывает государственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным, правовым, гражданским, банковским и независимым (аудиторским). По времени проведения финансовый контроль условно подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Основными методами перечисленных видов финансового  контроля являются проверки (документальная и камеральная), обследования, анализ и различные виды ревизий.

В управлении системой государственного финансового контроля принимают участие высшие органы власти страны, и организовано оно следующим образом.

Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливая основные параметры  бюджета в ежегодном бюджетном  послании, подписывает Федеральный закон о федеральном бюджете на предстоящий год и т.д.

Федеральное Собрание вводит налоги, сборы, неналоговые  платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает законы, регламентирующие финансовую деятельность государства.

Правительство РФ является единым центром управления финансами. Органом, на практике осуществляющим реализацию финансовой политики, является Минфин РФ.

Министерство обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики, координирует финансовую деятельность федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная налоговая служба и МВД осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового  рынка, способствуя тем самым  увеличению поступлений в бюджетный  фонд.

В случаях  выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящих государству ущерб  и требующих пресечения, Счетная  палата РФ вправе давать администрации  проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. При  неоднократном неисполнении или  ненадлежащем исполнении предписаний  Счетная палата РФ вправе по согласованию с Государственной Думой принять  решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и  расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

В субъектах  РФ, их административно-территориальных  и муниципальных образованиях финансовую политику проводят соответствующие  финансовые учреждения.

Написание своей курсовой работы хотелось бы закончить определением финансового  контроля, данным в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году и не утратившим актуальность в настоящее время:

Контроль  – не самоцель, а неотъемлемая часть  системы регулирования, целью которой  является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов  законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять  корректирующие меры, в отдельных  случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный  ущерб или осуществить мероприятия  по предотвращению или сокращению таких  нарушений в будущем.

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Конституция Российской Федерации. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с. - Режим доступа http://www.garant.ru.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации М.: Проспект, 2010. – 254 с. - Режим доступа http://www.garant.ru.

3 Таможенный кодекс Российской Федерации М.: Маркетинг, 2010. – 234 с. - Режим доступа http://www.garant.ru.

4 Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 638.

5 О Счетной палате : федер.закон от 11.11.1995 г. №4- ФЗ. - Режим доступа http:// www.finansy.ru.

6 . Об аудиторской деятельности: федер.закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ. - Режим доступа http:// www.finansy.ru.

7 Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики: указ от 3.03.1998 г. № 365 - Режим доступа http:// www.finansy.ru.

8 О главном контрольном управлении Президента Российской Федерации: указ от 16.03.1996 г. № 383 - Режим доступа http:// www.finansy.ru.

9 Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р. - Режим доступа http://www.garant.ru.

          10 Абрамовских, Л.Н. Курс лекций по теории финансов: учебное пособие/ Л.Н. Абрамовских. –М.:Дело и Сервис, 2010.-304с.

11 Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение:учебник/Н.В. Миляков. -М.: ИНФРА-М, 2009.-102с.

12 Миляков, Н.В. Финансы: учебник/ Н.В. Миляков.-М.:ИНФРА-М, 2011.-302с.

13 Позднякова, Т.А. Финансы в системе государственного регулирования социально-экономических процессов: учебник/Т.А. Позднякова.-М.:СОГУ, 2012.-157с.

14 Попова, М.И. Бюджетная политика в системе управления социальной сферы (на примере образования): учебное пособие/М.И. Попова.-С.-П.: СпецЛит, 2011.-136с.

15 Родионова, В.М., Шлейников, В.И. Финансовый контроль: учебник/ В.И. Шлейников. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009.-139с.

16 Романовского, М. В., Врублевской О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/– М.: Юрайт, 2009.-362с.

17 Домбровский  А.Н. О проблемах осуществлении государственного и муниципальн финансового контроля // Бюджет. - 2010. - № 7.-с.21-24.

18 Саунин А.Н. Применение аудита эффективности контрольно-счетными органами // Вестник. - 2009. № 4.-с.15-19.

19 Синягин А. , Дубинина И. Аудит эффективности: международный опыт и российские реалии // Бюджет. 2008. № 9.-с.29-31.

20 Замятина, Н.В. О повышении эффективности государственного (муниципального) финансового контроля в РФ//Финансы.2011.№16.с.48-53.

21 Овсянников, Л.Н. Государственный финансовый контроль: учреждения и возможности//Финансы и кредит. 2012.№6.с.53-57.

22 Васильева, М.В. Комплекс принципов организации государственного и муниципального финансового контроля//Финансы. 2011.№16.с.54.

23 Казакова, Н.А., Федченко, Е.А. Актуальные направления совершенствования государственного контроля//Финансы и кредит. 2012. №19.с.26.

24 Казакова, Н.А. Государственный финансовый  контроль в управлении бюджетами//Финансы и кредит. 2012. №19.с.26.

25 Даниленко,  Н.И. Теоретико-методический аспект  внутреннего контроля: практика  и развитие//Финансы и кредит. 2012. №19.с.48.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

(справочное)

 

 

Рисунок 1 - Система управления финансами

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

(справочное)

 

 

Рисунок 2 - Инфраструктура финансовой системы России

 

 

Приложение В

Информация о работе Особенности организации финансового контроля в бюджетной сфере