Особенности организации финансового контроля в бюджетной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть и охарактеризовать устройство системы финансового контроля в Российской Федерации на государственном и негосударственном уровнях, а также выявить проблемы и недостатки, достижения и достоинства современной системы финансового контроля в России.
Опираясь на нормативные документы и труды многих известных авторов, я попыталась в полной мере раскрыть тему и цель работы.

Содержание работы

Введение............................................................................…………………….
1 Финансовый контроль и его место в системе управления финансами….
1.1 Цели и задачи финансового контроля в бюджетной сфере…………... 1.2 Виды и формы финансового контроля в бюджетной сфере ……………
1.3 Методы проведения финансового контроля в бюджетной сфере………
2 Система финансового контроля в бюджетной сфере России……………
2.1 Финансовый контроль органов исполнительной власти……………..
2.2 Финансовый контроль органов законодательной власти..................…
2.3 Особенности образования финансового контроля в образовании…….
2.4 Проблемы современной системы государственного финансового контроля России…………………………………………….................……..
3 Эффективность финансового контроля в бюджетной сфере и перспективы его развития……………………………………………………
Заключение........................................................................…………………….
Список использованных источников..................................….......……………
Приложение А Система управления финансами……….............................
Приложение Б Инфраструктура финансовой системы России…………..
Приложение В Подразделения Министерства финансов, предназначенное для проведения контроля……………………………………………………..
5
7
7
8
14
19
19
24
30

33
37


45
47
49
50

51

Файлы: 1 файл

Курсовая БС.docx

— 156.07 Кб (Скачать файл)

Последующий контроль осуществляется всеми контролирующими  органами (государственного, ведомственного, внешнего и внутреннего аудиторского контроля).

 

 

1.3 Методы проведения финансового  контроля в бюджетной сфере

 

 

Финансовый  контроль как специализированный вид  управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний располагает  разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной или  основанными на достижениях смежных  областей (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета).

Финансовый  контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы  его осуществления. Применение конкретного  метода зависит от ряда факторов: правового  положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований  возникновения контрольных правоотношений и др.

Существуют  несколько методов осуществления  финансового контроля:

- наблюдение;

- проверка;

- обследование;

- анализ;

- ревизия.

Наблюдение  – это общее ознакомление с  состоянием финансовой деятельности объекта  контроля.

Проверка  затрагивает основные вопросы финансовой деятельности и проводится на месте  с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления  нарушений финансовой дисциплины и  устранения их последствий. Проверки осуществляются органами государственного финансового  контроля (например, налоговыми органами) и подразделяются на документальные (выездные) и камеральные.

Документальную  проверку проводят непосредственно  на предприятии, в организации и  учреждении в присутствии их должностных  лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к  ним, расчеты по налогам и другая документация. Изъятие документов для  проверки вне предприятия (организации) запрещено законом. Однако контрольным  органам предоставлено право  изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения, расхищении и нецелевом использовании бюджетных средств и т.п., если имеются достаточные основания полагать, что документы могут быть уничтожены, заменены или фальсифицированы.

К основным способам документальной проверки можно  отнести:

- формальную  и арифметическую проверку документов;

- юридическую  оценку хозяйственных операций, отраженных в документах;

- логический  контроль объективной возможности  документально оформленных хозяйственных  операций;

- сплошное  и выборочное наблюдение;

- встречную  проверку документов;

- способ  обратного счета, основанный на  предварительной экспертной оценке  материальных затрат с целью  последующего определения величины  необоснованных списаний сырья  и материалов на производство  определенных видов продукции,  которые ко времени контроля  имеются в наличии;

- оценку  законности и обоснованности  хозяйственных операций по данным  корреспонденции счетов бухгалтерского  учета;

- балансовые  увязки движения товарно-материальных  ценностей с их отражением  в финансово-бухгалтерской документации.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных ему предприятиями, учреждениями и организациями, и  имеющихся у субъекта контроля материалов о проверяемых юридических и  физических лицах.

Обследование  заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с  отдельными сторонами финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений и организаций и опирается  на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его  от проверки. При этом не обязательно  проверяют первичные бухгалтерские  документы, но проводят контрольные  замеры производственных показателей, расхода топлива, электроэнергии, устанавливают  скрытые объекты финансирования и налогообложения, используя приемы опроса, анкетирования, инспекции на месте, налогообложения.

Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта  контроля, необходимости реорганизации  производства и т.п.

Анализ  является важным методом финансового  контроля, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений  финансовой дисциплины. Проводится на основе детального изучения текущей (периодической) или годовой финансово-экономической  отчетности, организации финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений и организаций. Анализ отличается системным  и пофакторным исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т.д. Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово-экономического анализа.

В ходе анализа  определяют уровень выполнения плановых параметров по доходам и расходам бюджетов и внебюджетных фондов, планов хозяйствующих субъектов, смет доходов  и расходов бюджетных учреждений, соблюдение финансовых и натуральных  форм расходования средств, финансовой дисциплины и т.д.

Ревизия – основной метод финансового  контроля, производимый с целью установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте. Ревизия представляет собой комплекс взаимосвязанных  проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений, организации, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершаемых хозяйственных операций и бюджетных процедур, соблюдение финансовой дисциплины, сохранение государственной собственности, обеспечение достоверности ведения учета и отчетности. Цель ревизии – выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности объекта.

Бывают  самые разнообразные ревизии. Поэтому  их классифицируют, исходя из различных  принципов.

 

 

Таблица 1 - Классификация ревизий

    Признак           классификации

Вид ревизии

По  ведомственной принадлежности

Ведомственные ревизии осуществляются контрольно-ревизионными отделами министерств и ведомств.

Внутрихозяйственные ревизии проводятся финансово-экономическими службами субъектов  хозяйствования.

По  обследуемому периоду деятельности

Полные (фронтальные) - ревизии, при которых проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период.

Частичные (выборочные) ревизии –  это проверка финансовой деятельности только за определенный короткий период времени.

По  объему ревизуемой деятельности

Комплексные - ревизии, в ходе которых  проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных  областях.

Тематические ревизии сводятся к обследованию определенной сферы  финансовой деятельности.

По полноте охвата ревизуемых материалов

Сплошные ревизии, при которых  ревизуется полный объем материалов

Выборочные – ревизии осуществляются выборочно над частью материала

Комбинируемые

По  отношению к плану (по организационному признаку)

Плановые ревизии проводятся в  соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах.

Внеплановые ревизии не предусмотрены  в плане работы и назначаются  в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих  проверки.

Внезапные

По  характеру материала и способам проверки

Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно  определить законность и целесообразность расходования средств.

Фактические ревизии, в ходе которых  проверяется фактическое состояние  объектов по данным их осмотра в  натуре (пересчета, взвешивания, лабораторного  анализа и т.п.).

По  очередности исследования одних  и тех же документов

Первичные

Дополнительные

Повторные

По  глубине проведения

Сквозные 

Локальные


Каждый  из перечисленных видов имеет  свою специфику, достоинства и недостатки. Выбор вида ревизии зависит от характера стоящих перед ней  общих и частных задач, особенностей деятельности и проверяемого объекта.

Ревизионный процесс условно подразделяют на четыре этапа:

1 Подготовительный этап (планирование ревизии)

2 Собственно проверка

3 Систематизация и обработка материалов проверки

4 Реализация выводов и рекомендаций по итогам ревизии

Акт ревизии  традиционно состоит из трех частей:

 А Вводной – с атрибутикой ревизионной группы ревизуемого объекта

           Б Основной – с констатацией нарушений и обоснованием их причин

 В Заключительной (результативной) – с окончательными выводами, заключениями, рекомендациями.

Состав  и структура органов финансового  контроля определяются государственным  устройством страны, функциями и  задачами, выполняемыми государством на каждом этапе своего развития. Принцип  разделения властей предопределяет создание органов финансового контроля, подотчетных органам исполнительной и представительной власти.

 

 

2 Система финансового  контроля в бюджетной сфере  России

 

2.1 Финансовый контроль органов  исполнительной власти

 

 

В системе  исполнительной власти контрольными полномочиями наделены: Министерство финансов, Федеральное  казначейство, региональные и муниципальные  финансовые органы, главные распорядители  и распорядители бюджетных средств. Правительство РФ как высший орган  исполнительной власти регулирует и  контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную  Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также предоставляет  Счетной палате информацию, необходимую  для осуществления контрольных  полномочий. Инфраструктура финансовой системы России приведена в приложении Б.

Функции финансового контроля органами исполнительной власти возложены на следующие институты.

1 Президент  РФ. Президентский контроль осуществляется  путем реализации прав Президента  РФ по формированию нормативно-правовой  базы, в том числе регламентирующей  организацию контроля и прав  по формированию состава Правительства  РФ. Президентский контроль осуществляется  в соответствии с Конституцией  путем подписания федеральных  законов, издания указов и распоряжений  по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение  целостности экономического пространства  страны, единства бюджетной и  налоговой политики на всей  ее территории. В состав Администрации  Президента РФ входит Главное  Контрольное управление, которое  также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно  применять какие-либо санкции,  но вправе направлять предписания  об устранении финансовых нарушений.  Предложения, сделанные по итогам  проверок, вносятся на рассмотрение  Президента.

2 Главное контрольное управление Президента РФ. Оно действует на основании Указа Президента РФ от 16 марта 1996 года № 383. Как структурное подразделение Администрации Президента РФ оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами законодательной и исполнительной власти. Его функциями являются контроль за деятельность органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц, проверка и исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ. Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий предоставления документов, материалов и другой информации, необходимой для проведения проверок, привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предположения по результатам проверок. Оно имеет право направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими лицами в месячный срок, но не вправе самостоятельно применять какие-либо санкции.

3 Правительство РФ. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. При Правительстве РФ действует контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

4 Министерство финансов РФ (Минфин России). Министерство финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе Министерства создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществляющая в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов. В связи с передачей Министерству функций Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью, сфера деятельности Министерства как субъекта государственного финансового контроля существенно расширилась.

Министерство  финансов РФ в процессе финансового  контроля осуществляет следующие основные функции:

1 проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

2 контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

Информация о работе Особенности организации финансового контроля в бюджетной сфере