Особенности организации финансового контроля в бюджетной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть и охарактеризовать устройство системы финансового контроля в Российской Федерации на государственном и негосударственном уровнях, а также выявить проблемы и недостатки, достижения и достоинства современной системы финансового контроля в России.
Опираясь на нормативные документы и труды многих известных авторов, я попыталась в полной мере раскрыть тему и цель работы.

Содержание работы

Введение............................................................................…………………….
1 Финансовый контроль и его место в системе управления финансами….
1.1 Цели и задачи финансового контроля в бюджетной сфере…………... 1.2 Виды и формы финансового контроля в бюджетной сфере ……………
1.3 Методы проведения финансового контроля в бюджетной сфере………
2 Система финансового контроля в бюджетной сфере России……………
2.1 Финансовый контроль органов исполнительной власти……………..
2.2 Финансовый контроль органов законодательной власти..................…
2.3 Особенности образования финансового контроля в образовании…….
2.4 Проблемы современной системы государственного финансового контроля России…………………………………………….................……..
3 Эффективность финансового контроля в бюджетной сфере и перспективы его развития……………………………………………………
Заключение........................................................................…………………….
Список использованных источников..................................….......……………
Приложение А Система управления финансами……….............................
Приложение Б Инфраструктура финансовой системы России…………..
Приложение В Подразделения Министерства финансов, предназначенное для проведения контроля……………………………………………………..
5
7
7
8
14
19
19
24
30

33
37


45
47
49
50

51

Файлы: 1 файл

Курсовая БС.docx

— 156.07 Кб (Скачать файл)

Так, по линии законодательной (представительной) власти высшим органом финансово-бюджетного контроля является Счетная палата Федерального собрания РФ. Она была создана на основании Федерального Закона от 11 ноября 1995 года № 4-ФЗ, образуется Федеральным  собранием РФ (то есть Советом Федерации  и Государственной Думой) и подотчетна ему.[5]

Основными задачами Счетной палаты являются организация  и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности. Контрольные полномочия палаты распространяются на все государственные органы и учреждения Российской Федерации, а также на другие организации, если они используют бюджетные средства.

Соответствующие контрольные органы имеются и  в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации  и в представительных органах  местного самоуправления (например, в  Москве – Контрольно-счетная палата). Компетенция органов финансового  контроля, создаваемых соответствующими органами исполнительной власти, несколько иная – экспертиза в нее не входит.

Следует также отметить, что в Бюджетном  кодексе РФ в законодательном  порядке решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего  контроля. Распорядителям бюджетных  средств вменено в обязанность  осуществлять контроль за использованием этих средств.

Ведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств  и ведомств. Он охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций. Преимущества данного  вида контроля проявляются в его  непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации  контроля в соответствии с отраслевыми (ведомственными) особенностями финансово-хозяйственной  деятельности. В осуществлении ведомственного контроля участвуют специалисты, хорошо знающие специфику отрасли, ее экономику  и технологию, особенности учета  и проведения ревизий, а вышестоящие  организации, в пределах своих прав, могут оперативно применять конкретные меры по устранению обнаруженных недостатков. В то же время ведомственный контроль имеет и существенные недостатки: отсутствуют гласность и объективность, не соблюдаются и другие принципы контроля, такие, как регулярность, оперативность, действенность. В комплексе  с перечисленными недостатками они  снижают качество и эффективность  ведомственных ревизий и проверок.

Ведомственный контроль осуществляется либо на основании  решения органов управления фирмы, либо в соответствии с порядком, установленным законодательством. Он является составной частью внутреннего  контроль и проводится по решению  органов управления фирмы для  целей контроля и анализа хозяйственной  деятельности; проводится аудиторскими отделами экономических субъектов  или вышестоящими органами управления.

В его  функции входят:

- наблюдение за системой учета и другими звеньями внутреннего контроля;

- изучение финансовой и другой оперативной информации для целей управления, включая детальную проверку операций и остатков на счетах;

- проверка эффективности, результативности, прибыльности сделок и некоммерческих операций;

- ознакомление с общей и учетной политикой фирмы, бизнес-планом, основными методиками анализа деятельности;

- специальные исследования.

Внутрихозяйственный контроль имеет важное значение в осуществлении финансового контроля и проводится работниками финансово-бухгалтерских служб самих предприятий, учреждений и организаций. Особая роль при этом отводится главному (старшему) бухгалтеру. Он обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных операций своего предприятия, с тем чтобы исключить любую возможность образования недостач, растрат, хищений, незаконного и нецелевого использования денежных средств и материальных ценностей. Главный бухгалтер несет ответственность (наряду с другими должностными лицами) за полноту исчисления и своевременность внесения в бюджет суммы налогов. Для выполнения своих функций он наделен достаточно широкими правами и полномочиями.

Общественный  контроль выполняется неправительственными общественными организациями или  отдельными физическими лицами (экспертами) на добровольной основе.

Правовой  контроль проводится правоохранительными  органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской  экспертизы и т.д.

Гражданский контроль осуществляется физическими  лицами при налогообложении их доходов  и имущества, получении ими доходов  в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и т.д.

Банковский  контроль (контроль финансово-кредитных  органов) служит важным звеном в организации  государственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и  расчетам.

Существует  несколько главных способов банковского  контроля. Предварительный и текущий  финансовый контроль осуществляется в  ходе проведения денежных операций путем  проверки представленных документов на право получения ссуды, проведение платежей со ссудных счетов. При  оформлении кредита банк проверяет  наличие у предприятия собственных  оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяйственной  деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет  ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия  товарно-материальных ценностей. Проверка проводится на основе данных бухгалтерского учета, по отчетным балансам хозяйствующих  субъектов, а также на месте с  проверкой условий хранения объектов обеспечения. Банковский контроль в  процессе кредитования сочетается с  контролем, осуществляемым при организации  расчетов. Выполняя поручение клиента  на перечисление денег его контрагенту, банк проверяет соответствие сделки законодательству: платеж должен осуществляться за поставленный товар, произведенные  работы – в соответствии с договором  или на другом указанном в нормативном  акте основании. При этом объектом контроля является оборачиваемость платежных  средств. Банки контролируют своевременность  предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем  в установленные сроки. Отказ  плательщика от оплаты счетов должен быть мотивирован, в противном случае причитающиеся средства списываются  со счета заказчика.

Важнейшим звеном в банковской системе является Центральный банк РФ, наделенный широкими надзорными полномочиями. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдением банками и  другими кредитными организациями  действующего законодательства по банковской деятельности. Он может назначать  и самостоятельно осуществлять проверку операций коммерческих банков или поручать проведение таких проверок аудиторским фирмам. Он устанавливает для банков объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. ЦБ РФ вправе давать кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений. В случае их неисполнения ЦБ РФ может предъявить банкам-нарушителям требования по проведению мероприятий по финансовому оздоровлению, реорганизации (ликвидации) банка, замене его руководителей.

Аудиторский (независимый) контроль. В мировой  практике наряду с государственным, внутриведомственным и внутрихозяйственным широко используется аудиторская форма контроля. Становление рыночных отношений, формирование новой налоговой системы, денежного рынка, возникновение различных форм собственности, развитие банковского и страхового дела, расширение внешнеэкономических связей и предпринимательской деятельности вызвали необходимость создание системы аудита и в Российской Федерации.

Аудит –  это форма предпринимательской  деятельности аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению независимых  вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной  документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и  требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских  услуг.

Основной  целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих  субъектов и соответствия совершаемых  ими финансовых и хозяйственных  операций нормативным актам РФ. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют  право на деятельность после профессиональной аттестации и государственной регистрации  в качестве субъекта предпринимательской  деятельности. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном  реестре аудиторов и аудиторских  фирм.

В РФ аудиторская  деятельность специализирована. Банковский аудит лицензируется Центральным  банком РФ, аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит  инвестиционных фондов – соответствующими подразделениями Минфина РФ.

При осуществлении  своей деятельности аудиторы наделены широкими правами и одновременно имеют определенные обязанности.

В зависимости  от времени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способы конкретного выражения  и организации контрольных действий):

- предварительный;

- текущий (оперативный);

- последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового  мероприятия (до начала совершения операций), например проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств. Главная задача данного контроля – предупредить излишние траты и незаконное расходование средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.

Предварительный контроль осуществляют на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных  учреждений, финансовых планов и программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансово-экономических  документов и проектов законов. Он носит  предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению  роста доходов и прибыли. Предварительный  контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий, и организаций на текущие и капитальные расходы.

К предварительному контролю относится проверка проектов договоров, смет, положений, штатных  расписаний, приказов и других документов, служащих в дальнейшем основанием к  совершению хозяйственных и денежных операций. Он осуществляется, в первую очередь, исполнительным органом экономического субъекта (руководителем и главным  бухгалтером или лицами, их замещающими), а также финансовыми, кредитными и другими организациями.

Текущий (оперативный) финансовый контроль –  это проверка операций непосредственно  в процессе их совершения, например, во время приема и выдачи денег, товарно-материальных ценностей, в ходе осуществления  производственно-технологического процесса (на разных стадиях). Текущий контроль ежедневно осуществляется финансовыми  службами для предотвращения нарушений  финансовой (бюджетной, налоговой) дисциплины в процессе деятельности предприятия. Эта форма контроля опирается  на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального  наблюдения. Она служит предотвращению финансовых нарушений. Объектом текущего контроля, прежде всего, становится документация, непосредственно связанная с  уплатой или получением денежных средств. Оперативный контроль ведется  путем сопоставления затрат с  действующими нормативами. Оперативность  здесь имеет первостепенное значение.

Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов финансового контроля, является неотъемлемой служебной обязанностью всех должностных лиц, которые должны осуществлять его систематически на всех доверенных им участках работы. Он предполагает системный факторный  анализ деятельности предприятий и  организаций в целях выявления  резервов роста рентабельности и  прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской  и кредиторской задолженности, полноты  и своевременности расчетов с  бюджетом и внебюджетными фондами. На макроэкономическом уровне в процессе текущего анализа определяется уровень собираемости налоговых и других платежей в бюджет, своевременность, полнота и целенаправленность финансирования федеральных и территориальных социально-экономических программ, размер бюджетного дефицита и временных кассовых разрывов, источники их покрытия, исследуется динамика государственного внешнего и внутреннего контроля и т.д.

Последующий (документальный) контроль является неотъемлемой составляющей внешнего (ведомственного и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Эта форма  контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных  операций за истекший период на предмет  законности и целесообразности произведенных  расходов, полноты и своевременности  поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется после совершения операций посредством проверки и  анализа первичных документов (причем не только бухгалтерских), учетных регистров, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других данных, определяющих фактическое  совершение операций, а также проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях  и организациях. Последующий контроль характеризуется углубленным изучением  всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть  недостатки двух других форм финансового  контроля – предварительного и текущего.

Последующий финансовый контроль проводится по окончании  финансового года или отчетного  периода. В ходе его проверяют  количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому  виду доходов и расходов, налоговым  и неналоговым поступлениям в  бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных  учреждений. При этом путем анализа отчетных бухгалтерских документов выявляют причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций. Последующий контроль тесно взаимосвязан с предварительным, базируется на результатах контрольно-аналитической работы хозяйствующих субъектов, в министерствах и ведомствах, а также в самих контрольных органах, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

Информация о работе Особенности организации финансового контроля в бюджетной сфере