Государственный бюджет как основное звено финансовой системы. Госбюджет Республики Беларусь.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование понятия государственного бюджета и особенностей бюджетной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, описания.
Исследования и разработки: проведен анализ возникновения дефицита бюджета, в результате которого выделены основные проблемы, предложены пути их решения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…4
Глава 1. Экономическая роль и сущность государственного бюджета…...…..5
1.1. Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории………………………………………………………...6
1.2. Функции государственного бюджета……………………………………….8
1.3. Принципы построения бюджетной системы Республики Беларусь………9
Глава 2. Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета……………………………………………………...12
2.1. Бюджетная классификация…………………………………………………12
2.2. Особенности формирования доходной части бюджета. Доходы бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………….13
2.3. Виды расходов. Расходы бюджета Республики Беларусь………………..15
Глава 3. Состояние государственного бюджета……………………………….17
3.1. Бюджетный дефицит и профицит………………………………………….17
3.2. Финансирование бюджетного дефицита…………………………………..19
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………….20
Глава 4. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества……………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...26
Приложение А. Бюджетная система Республики Беларусь…………………..27
Приложение Б. Доходы республиканского бюджета………………………….28
Приложение В. Расходы республиканского бюджета………………………...29
Приложение Г. Дефицит бюджета Республики Беларусь…………………….30

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

[7, с. 5]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Состояние  государственного бюджета 

3.1. Бюджетный  дефицит и профицит

 

Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток)     [8, с.81] . Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

Бесспорно, бюджетный  дефицит - нежелательное для государства  явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет  к инфляции, с помощью не эмиссионных  средств – к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит  нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Если в прошлом бюджетный дефицит возникал достаточно редко и был обычно связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня он стал типичен для большинства стран рыночной экономики. Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика [9, с. 2].

Однако бюджетный дефицит  не может служить показателем, характеризующим  состояние экономики страны, и  бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия. Сегодня  многие экономисты исходят из того, что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП. При таком подходе состояние государственных финансов Республики Беларусь следует признать относительно стабильным, что видно из рисунка 3.1.1. в Приложении Г.

Итак, дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга, истощению валютных резервов. Правительства государств в подобных условиях принимают бюджетные решения, направленные на сокращение дефицита. Принимаемые для этого меры будут рассмотрены в следующей главе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Финансирование  бюджетного дефицита 

Итак, бюджетный дефицит должен быть профинансирован.

Источниками финансирования дефицита государственного бюджета могут быть как внутренние, так и внешние источники. К внутренним источникам относятся государственные займы посредством выпуска государственных ценных бумаг (в национальной валюте), кредиты национального (центрального) банка страны, эмиссия денежных знаков. К внешним источникам относятся государственные займы (в иностранной валюте), кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций [8, с. 84].

Ряд стран доказали, что  в экстремальных условиях, вызванных  резким возрастанием дефицита бюджета, можно достичь сбалансированности доходов и расходов, задействовав весь механизм государственного регулирования. И хотя бюджетный дефицит связан с бюджетом, вряд ли правомерно считать его неотъемлемой частью государственного бюджета.

Условиями сокращения бюджетного дефицита являются:

    • укрепление доходной базы бюджета;
    • оптимизация расходов;
    • реформирование бюджетного процесса.

В мировой практике для  уменьшения бюджетного дефицита широко используется привлечение в страну иностранного капитала. Такая форма  способствует сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений, расширению круга налогоплательщиков, увеличению базы производства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые ресурсы направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных инвестиционных программ [10, с. 8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Проблемы  финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь 

Причины бюджетного дефицита могут быть разными.

Иногда правительства  сознательно идут на увеличение бюджетных  расходов, вкладывая деньги в определенные отрасли экономики и прогнозируя  отдачу от этих вложений в обозримом будущем.

Другой причиной могут  быть крупные стихийные бедствия, техногенные катастрофы.

В современных условиях бюджетный дефицит был вызван разрывом экономических связей в  результате распада СССР, трудностями  становления суверенитета, сложностями  вхождения в мировую рыночную экономику, необходимостью технического перевооружения большинства отраслей экономики.

Уровень бюджетного дефицита определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему ВВП. Считается  нормальным для экономики страны, если дефицит бюджета не превышает показатель 2-3% к ВВП.

Предельные размеры  дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются  законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством  финансов, представляется в парламент.

При наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. Они  ежегодно определяются в Законе «  О бюджете». Защищаются наиболее значимые социальные расходы (средства обеспечивающие своевременную выплату заработной платы, расходы на приобретение медикаментов и питания, расходы на обслуживание государственного долга и др.) [11].

В соответствии с Законом «О республиканском бюджете на 2012 год » было принято: утвердить республиканский бюджет на 2012 год по расходам в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей. А также установить предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2012 год в сумме 0 (ноль) рублей [12].

Государственный долг Республики Беларусь на 1 сентября 2012 года составил 119,6 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 3,2 трлн. рублей, или на 2,7%.

Внутренний государственный  долг с начала 2012 года увеличился на 45,6 млрд. рублей, по состоянию на 1 сентября 2012 года составив 17,9 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей. Как пояснил Минфин, увеличение внутреннего государственного долга в 2012 году обусловлено ослаблением курса белорусского рубля.

В текущем году за январь-август 2012 года профицит республиканского бюджета составил 0,2 триллиона рублей, или 0,1% к ВВП [13].

Таким образом, вопросы управления бюджетным дефицитом по-прежнему актуальны для Республики Беларусь. В связи с этим система мер включает мероприятия по управлению внутренним и внешним долгом. Обслуживание государственного долга требует дополнительных расходов, что способно привести к реструктуризации расходов бюджета в целом, сокращению социальных программ. Сумма получаемых государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться бременем на экономику страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Роль государственного бюджета как финансовой базы 
социально-экономического развития общества 

Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в  том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В Приложении В перечислены направления деятельности государства, которые обеспечиваются бюджетными средствами.

Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

1. Государственный бюджет  является инструментом воздействия  на развитие экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государство усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику — предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства [3, с. 251] .

2. Государственный бюджет  играет важную роль в решении  социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы — просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

3. На современном этапе  развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в своих руках денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

4. Государственный бюджет  играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения — магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

5. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов. Роль государственного бюджета далее заключается в том, что он служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

6. Государственный (республиканский) бюджет — это ведущее звено бюджетной системы. Он играет важную роль в финансировании народного хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для финансирования этих общереспубликанских мероприятий в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода.

Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных  средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ [14, с. 16].

 

 

 

Заключение 

На основе приведенной  выше информации можно сделать следующий  вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Информация о работе Государственный бюджет как основное звено финансовой системы. Госбюджет Республики Беларусь.