Бюджетное звено финансово-кредитной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 01:20, реферат

Описание работы

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономикой, социальными и политическими процессами. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Содержание работы

I. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.
II. Межбюджетные отношения.
III. Бюджет. Его сущность и функции.
IY. Доходы бюджетов.
Y. Расходы бюджета.
YI. Бюджетная классификация.
YII.Формы перечисления бюджетных средств.
YIII. Фонды и резервы федерального бюджета.
IX. Сбалансированность бюджета.
X. Бюджетный процесс в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ 5 Бюджетное звено.DOC

— 398.00 Кб (Скачать файл)

Лекция № 5

 

 

Тема: Бюджетное звено финансово-кредитной системы РФ

 

I. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.

II. Межбюджетные отношения.

III. Бюджет. Его сущность и функции.

IY. Доходы бюджетов.

Y. Расходы бюджета.

YI. Бюджетная классификация.

YII.Формы перечисления бюджетных средств.

YIII. Фонды и резервы федерального бюджета.

IX. Сбалансированность бюджета.

X. Бюджетный процесс в Российской Федерации.

 

    1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.

 

  Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой  административно-территориальные образования не имеют не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономикой, социальными и политическими процессами. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединённое) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные или административно-территориальные образования имеют собственную государственность и обладают определённой политической самостоятельностью в пределах отведённых полномочий. Бюджетная система – трёхзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет конфедерации формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации, действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и её государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Она состоит из бюджетов следующих уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

  включает: федеральный бюджет, 21 республиканский  бюджет республик в составе  РФ, 55 краевых и областных бюджетов  и бюджеты городов Москвы и  Санкт-Петербурга, один областной  бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Представим схему бюджетной системы Российской Федерации (см. рис. 1).

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 


 


 


 

 


 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

В финансах существует понятие консолидированный бюджет, которое появилось в 1991г. в связи с упразднением государственного бюджета РФСР. Консолидированный бюджет Российской Федерации – это свод бюджетов всех

уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Он включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты. Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. В первую очередь они являются статистическим сводом бюджетных показателей, данных по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов РФ.

Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании, в частности:

  • при определении нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ и размеров дотаций (в расчёт принимаются объёмы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований);
  • при анализе формирования и использования бюджета страны (определяют степень централизации финансовых ресурсов);
  • при сводном планировании, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов;
  • при перспективном финансовом планировании для разработки прогнозов экономического и социального развития государства, регионов;
  • при расчётах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, регионов (бюджетные расходы на одного жителя на медицину, образование), а также для сравнения состояния отдельных территорий РФ и с аналогичными показателями других государств;

Бюджетная система РФ строится в соответствии с административно-территориальным делением нашего государства, закреплённого в Конституции РФ. Для обеспечения единообразия и унификации всех бюджетных процедур, в соответствии с гл. 29 БК РФ, в Российской Федерации существуют строгие принципы построения бюджетов всех уровней которые заключаются в следующем:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
  • самостоятельности бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

 

 Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчётности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учёта и отчётности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление, в соответствии с законодательством РФ, доходов (полностью или частично) и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления:

- самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

- на соответствующем уровне  бюджетной системы РФ самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных  Бюджетным кодексом;

- устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;

- устанавливать, в соответствии с Бюджетным кодексом, и самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);

- недопустимость установления  расходных обязательств, подлежащих  исполнению одновременно за счёт средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счёт средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счёт средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

- недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счёт средств бюджетов других уровней;

- недопустимости введения в действие, в течение одного финансового года, решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

- недопустимости изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объёма, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом.

Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующих Бюджетному кодексу, являются недействительными.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определённые налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объёме.

Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей, полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств, должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. 

Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определёнными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает:

- обязательное опубликование в  открытой печати утверждённых  бюджетов и отчётов об их  исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

         - обязательную  открытость для общества и  средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти;             

Информация о работе Бюджетное звено финансово-кредитной системы РФ