Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 01:20, реферат
Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономикой, социальными и политическими процессами. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.
I. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.
II. Межбюджетные отношения.
III. Бюджет. Его сущность и функции.
IY. Доходы бюджетов.
Y. Расходы бюджета.
YI. Бюджетная классификация.
YII.Формы перечисления бюджетных средств.
YIII. Фонды и резервы федерального бюджета.
IX. Сбалансированность бюджета.
X. Бюджетный процесс в Российской Федерации.
        Секретные 
статьи могут утверждаться 
Принцип достоверности бюджета означает надёжность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчёта доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
Межбюджетные отношения – взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Основные принципы действующей в настоящее время системы межбюджетных отношений были созданы в 1994г. Они обеспечили переход от индивидуального согласования объёмов финансовой помощи субъектам РФ к единым правилам её распределения.
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
бюджетной системы РФ;
- разграничения (закрепления 
на постоянной основе и 
- равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивания уровней 
минимальной бюджетной 
- равенства всех бюджетов 
РФ во взаимоотношениях с 
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ в местные бюджеты.
В основе процесса распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета и местных бюджетов с региональными бюджетами. Это равенство предполагает установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ, использование единой методики расчёта нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчёта финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. В соответствии со ст.48 Бюджетного кодекса общая доля налоговых доходов бюджетов субъектов РФ должна быть не менее 50% консолидированного бюджета РФ.
Оценка бюджетных потребностей, закрепление доходных источников, оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам базируются на разграничении расходных полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы. Оценка расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ проводится на нормативной основе. Значения бюджетных нормативов базируются на минимальных государственных стандартах и социальных нормативах с учётом реальных возможностей консолидированного бюджета РФ по их финансированию в данном финансовом году.
 
Нормативы финансовых затрат 
на предоставление 
При распределении финансовой помощи субъектам РФ учитывается отношение обоснованной нормативной бюджетной потребности региона в расчёте на душу населения к средней или минимальной обоснованной потребности по субъектам РФ - индекс бюджетных расходов, показывающий, на сколько меньше или больше необходимо затратить бюджетных средств в расчёте на душу населения, в данном регионе, по сравнению со средними или минимальными по РФ затратами для обеспечения сопоставимого уровня финансирования бюджетных расходов.
Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Роль бюджета в экономике.
Слово "бюджет" (public budget) заимствовано из Англии, где канцлер казначейства приносил ежедневно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая и называлась "бюджет", т.е. "кожаный мешок".
Бюджет, как основной инструмент первичного распределения и последующего перераспределения национального дохода, является важнейшим рычагом рыночных преобразований, с его помощью осуществляется главная задача – сопоставление фактических потребностей государства и средств для их удовлетворения. Основной проблемой при этом является соотношение финансовых ресурсов (вновь созданной стоимости), оставляемых в первичных рыночных секторах экономики (хозяйствующих субъектах) и централизуемых в бюджете. Излишняя централизация средств сдерживает возможности хозяйствующих субъектов в своём развитии. Недополучение средств в централизованные фонды (бюджеты) государства, субъектов РФ и муниципалитетов снижает возможности властных структур проводить полноценную социально-экономическую политику. Поэтому требуется постоянный поиск оптимальных пропорций централизации и децентрализации финансовых ресурсов. Рыночные преобразования требуют сокращения степени централизации финансовых ресурсов. Если в СССР через бюджетную систему распределялось до 2/3 национального дохода, то в настоящий момент в РФ – около 1/2 части. Через бюджетную систему перераспределяется около 3/4 частей всех денежных средств, весь государственный долг страны.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода между отраслями, регионами и социальными слоями населения. На него возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Характеристика бюджета как экономической категории:
- 
центральное звено системы 
- система денежных отношений в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд;
- это бюджетный план в котором бюджет, как система денежных отношений, выражен количественно (суммарно). Название бюджета документом неверно, так как документ – роспись сметы доходов и расходов;
- 
это экономическая категория, так 
как бюджет любого государства 
включает одинаковые 
Бюджет, как экономическая категория выполняет следующие функции:
Признаки бюджета, которые выделяют его из общей системы экономических отношений:
Государственный бюджет.
Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.
Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Бюджет субъекта РФ – (региональный бюджет) форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ
Первые сведения о смете государственных доходов относятся к 1645г. с 1802 г. Минфин ежегодно начинает составлять росписи доходов и расходов. С 1811г., и, по настоящее время, составление ежегодных бюджетов происходит по единообразной форме. Бюджет был сметой министерств и ведомств которые могли самостоятельно, без контроля, расходовать эти средства. С 1862г. денежные средства стали концентрироваться в одних руках – государства, с контролем с его стороны. Состав и размещение доходов и расходов хранились в тайне. Бюджетный процесс был такой же как и сегодня.
Существовавшие доходы:
История показывает, что Россия постоянно воевала и военные расходы большим бременем ложились на бюджет. Бюджет Российского государства всегда был дефицитным. Основными тратами бюджета были:
- расходы на содержание царской семьи;
- расходы на жандармерию, духовенство и армию;
К примеру с 1901-1913г. на просвещение тратилось примерно 50 коп. на человека. С 1920г. бездефицитный бюджет.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Доходы бюджета на 2007 год – 6,963 трил. руб.
ВВП – 31220 млрд. руб.
Инфляция – 6,5-8,0%.
Доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пенни и штрафы.
Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершенствования, в отношении плательщиков, сборов государственными организациями и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налоговым кодексом (статья 12) устанавливается следующие виды налогов и сборов:
Федеральные налоги и сборы которые устанавливаются Бюджетным кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональные налоги – это налоги, устанавливаемые Бюджетным кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Рассмотрим закрепление налогов в соответствии с Налоговым кодексом РФ:
Федеральные налоги (статья 13)  | ||||
№  | 
  Наименование налогов и сборов  | 
  Бюджеты  | ||
Федеральный  | 
  Региональный  | 
  Местные  | ||
1  | 
  НДС  | 
  |||
2  | 
  Акцизы  | 
  |||
3  | 
  Налог на доходы физических лиц  | 
  |||
4  | 
  Единый социальный налог  | 
  |||
5  | 
  Налог на прибыль организаций  | 
  |||
6  | 
  Налог на добычу полезных ископаемых  | 
  |||
7  | 
  Налог на наследование и дарение  | 
  |||
8  | 
  Водный налог  | 
  |||
9  | 
  Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов  | 
  |||
10  | 
  Государственная пошлина  | 
  |||
Региональные налоги (статья 14)  | ||||
1  | 
  Налог на имущество организаций  | 
  |||
2  | 
  Налог на игорный бизнес  | 
  |||
3  | 
  Транспортный налог  | 
  |||
Местные налоги (статья 15)  | ||||
1  | 
  Земельный налог  | 
  |||
3  | 
  Налог на имущество физических лиц  | 
  |||
Информация о работе Бюджетное звено финансово-кредитной системы РФ