Бюджетное звено финансово-кредитной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 01:20, реферат

Описание работы

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономикой, социальными и политическими процессами. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Содержание работы

I. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.
II. Межбюджетные отношения.
III. Бюджет. Его сущность и функции.
IY. Доходы бюджетов.
Y. Расходы бюджета.
YI. Бюджетная классификация.
YII.Формы перечисления бюджетных средств.
YIII. Фонды и резервы федерального бюджета.
IX. Сбалансированность бюджета.
X. Бюджетный процесс в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ 5 Бюджетное звено.DOC

— 398.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX. Сбалансированность бюджетов

Сбалансированность бюджетов определяется двумя состояниями:

1. профицит бюджета;

2. дефицит бюджетов;

Профицит бюджета характеризуется превышением доходов над расходами. Пути использования профицита:

- сокращение привлечения доходов  от привлечения доходов от продажи государственного или муниципального имущества;

- направление средств на погашение  дополнительных обязательств;

- увеличение расходов, в том числе  за счёт передачи доходов бюджетам  других уровней;

- сокращение налоговых доходов  путём внесения изменений в налоговое законодательство;

Первичный профицит не учитывает затраты по обслуживанию государственного долга.

Дефицит бюджета характеризуется превышением расходов над доходами с обязательным указанием в законе о бюджете источников покрытия дефицита.

Дефицит бюджета субъекта РФ не может превышать 15 процентов доходов бюджета субъекта РФ без учёта финансовой помощи из федерального бюджета.

Текущие расходы бюджета субъекта РФ или местного бюджета не могут превышать доходы бюджета субъекта РФ, доходы местного бюджета.

Дефицит федерального бюджета не может превышать суммарный объём бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание госдолга РФ.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета:

- внутренние и внешние кредиты от кредитных организаций;

- внутренние и внешние государственные займы;

- бюджетные кредиты от бюджетов  других уровней бюджетной системы;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной  собственности;

Все существовавшие бюджеты РФ были дефицитными. Существует различная природа дефицита бюджета:

1. дефицит бюджета связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в экономику (это не кризисные явления, а государственное регулирование экономической конъюнктуры);

2. дефицит бюджета связан с  возникновением чрезвычайных обстоятельств  (стихийные бедствия, войны) когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам иного рода;

3. дефицит бюджета связан с  кризисными явлениями в экономике, неэффективностью финансово-кредитных  связей, неспособностью правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране (именно эту природу дефицита государственного бюджета мы наблюдаем в настоящее время в РФ);

В мировой практике дефицит бюджета считается управляемым если:

- государственный долг страны  не превышает 50 % от ВВП;

  • бюджетный дефицит не превышает 2-3% валового внутреннего продукта;

Проиллюстрируем динамику  бюджетного дефицита в Российской Федерации:

1993г.-10,6% к ВВП;                           1997г.- 3,85 к ВВП;

1994г.- 9,2% к ВВП;                            1998г.– 4,7% к ВВП;

1995г.-7,9% к ВВП;                                 1999г.- 2,54% к ВВП;

1996г.- 3,85% к ВВП;

Классические методы покрытия дефицита государственного бюджета (название классических этим методам дано, так как они применяются для покрытия дефицита бюджета в любых странах мира):

1. Совершенствование налоговой системы;

2. Государственные займы;

3. Эмиссия;

4. Реализация золотовалютного запаса;

Рассмотрим эти методы применительно к экономике России, несмотря на то, что в этом году в бюджете наблюдается профицит.

Совершенствование налоговой системы во всём мире идёт в двух направлениях:

    1. увеличение или уменьшение налогового бремени, увеличение или уменьшение количества налогов;
    2. улучшение собираемости налогов.

Что касается первого направления, то для РФ по разным подсчётам, количество

налогов и сборов в бюджетах всех уровней, превышает 200 наименований. Для многих налогов и сборов затраты на их взымание превышают доходы от их поступлений. Даже с введением в действие Налогового Кодекса количество и качество налогов существенно не изменилось. Следовательно мы не можем идти по пути увеличения количества налогов. Что касается увеличения налогового бремени, то в экономике существует научно обоснованные расчёты (кривая Лафера), которые говорят об оптимальной налоговой нагрузке. Для предприятий это цифра не должна превышать 35%. При этой нагрузке, по кривой Лафера, поступления от налогов в бюджет – растут.

Для российских предприятий уровень налоговой нагрузки доходит до 70-80%, что не даёт возможности развития, приводит к дефициту оборотных средств и заставляет предприятия вести чёрную бухгалтерию. Хотя правительство РФ и старается идти по пути снижения налогового бремени (снижение налога на прибыль –24% с 2002г., планируется снижение НДС до 16% и таможенных пошлин) эти усилия, в настоящее время, на деятельность предприятий не оказывают ощутимого влияния.

В мировой практике снижение налоговой нагрузки с предприятий осуществляется путём переложения её на плечи физических лиц. Но в РФ это вряд ли возможно, так как по статистическим данным, к разряду богатых относится 2% населения РФ, а более трети населения живёт за чертой бедности. Рычагом для взимания налогов в развитых странах является налог на недвижимость, подоходный налог и налог на наследование. В РФ, для взимания налога на недвижимость по аналогии с западными странами, необходимо создать инфраструктуру по оценке недвижимости и разработать методологические подходы к этой оценке (на сегодняшний день, к примеру, налог уплачивается не с рыночной стоимости которая достигает, по некоторым объектам 1.000.000 дол. и более, а по оценке БТИ в тысячи раз ниже, размер налога – 0,1% инвентаризационной стоимости). Поскольку данный налог полностью зачисляется в местные бюджеты в столь малом объёме, то страдает и расходная часть бюджета откуда в основном, к примеру, финансируется наше образование.

Что касается подоходного налога с физических лиц, то установление самой льготной ставки в мире также не дало ощутимых результатов с точки зрения формирования местных бюджетов (не получили ожидаемого повышения доходов от этого налога). Что касается третьего налога – слой богатых тонок, дарят они мало и неохотно и возраст далёк от пенсионного, то реально поступления от этого налога столь же малы (в США наследство- 50%). Поэтому, в настоящее время, возможность переложения налоговой нагрузки с предприятий на физических лиц невозможно.

В сегодняшней практике по собираемости налогов, в большей мере, используется второе направление (улучшение собираемости налогов). По статистическим данным в Российской Федерации собирается до 75% налогов от запланированных в бюджетах различных уровней. При этом, при утверждении бюджетов закладывается 80%-ная собираемость каждого налога.

Вторым классическим способом покрытия дефицита бюджета являются государственные займы на внутреннем и внешнем рынке. Россия традиционно использовала этот метод для покрытия дефицита государственного бюджета. Ежегодное осуществление внешних займов, для покрытия дефицита бюджета, привело к накоплению огромного внешнего долга в размере около 154 млрд. долл. И сегодняшние внешние заимствования, заложенные в бюджете, идут на выплату процентов по накопленному долгу. Что касается внутренних заимствований, то после кризиса 1998г., доверие юридических и физических лиц к государственным ценным бумагам, которые выступают обеспечением займа, так и не восстановилось.

Третий источник покрытия дефицита – эмиссия. Это самый негативный источник покрытия дефицита бюджета, так ка он носит инфляционный характер. Он применялся для покрытия дефицита с 1991 по 1995г., что привело к гиперинфляции  в экономике Российской Федерации. Благодаря большим усилиям Правительства РФ и ЦБ данный источник не применялся с 1 января 1995г. (законодательно запрещён), но невозможность применения иных методов покрытия дефицита бюджета, в результате финансового кризиса 1998г., заставило Правительство РФ, уже в декабре 1998г., осуществить эмиссию на 17 млрд. руб., а в бюджете 1999г. законодательно было закреплено осуществление эмиссии для покрытия дефицита. (2000г.-первичный профицит, 2001г.- профицит)

Четвёртый способ – реализация золотовалютных запасов. Для справки: самый большой золотовалютный запас, в истории нашего государства был на момент смерти И.В. Сталина и равнялся он 2200 тонн золота, а на 1 января 1992г. было официально объявлено, золотовалютный запас - 200 тонн золота. Считается, что 2 тыс. тонн золота официально использовались, без огласки, для покрытия социалистического бюджета, а одним из достижений социализма был бездефицитный бюджет, часть осела на счетах в виде золота партии. На сегодняшний день золотовалютные запасы составляют примерно 34 млрд. долл. Много это или мало для нашей страны? К примеру, золотовалютный запас КНР составляет примерно 150 млрд. долл., а Японии 330 млрд. долл. Это мы рассмотрели классические способы покрытия бюджетного дефицита существуют индивидуальные способы, в зависимости от состояния экономики.

Возможные способы покрытия дефицита бюджета:

- сокращение расходной части бюджета (для России актуально сокращение расходов на управление, которые равны расходам на образование);

- непринятие новых программ , требующих бюджетного финансирования (так например, была принята программа "Закон о ветеранах" дающая льготы проезда, оплаты ЖКХ без определения источников бюджетного финансирования, возлагающая компенсацию льгот на местные бюджеты в которых выделение данных компенсаций не было предусмотрено);

- дополнительная приватизация государственных предприятий (перевод предприятий из государственного сектора в частный ведёт к снижению расходной части бюджета на финансирование данных предприятий, что ведёт к уменьшению дефицита);

- продажа долговых обязательств стран-должников Российской Федерации  (по статистике нам должны около 150 млрд. долл. третьи страны и страны СНГ, существовала вероятность продажи части долгов с дисконтом и ряд коммерческих банков предлагали подобные услуги Правительству РФ которое не согласилось с ними);

- мораторий на все экономические программы , кроме социально значимых (в бюджетах прошлых лет было заложено финансирование более 200 программ по различным направлениям деятельности, а в бюджете 2001г. их осталось всего 36);

- привлечение денег населения (по самым скромным подсчётам в чулках у населения хранится около 30 млрд. долл., которые при возрождении доверия можно использовать в экономике);

- возвращение капиталов (по подсчётам г. Грефа за 10 лет реформ было вывезено около 100 млрд. долл., их возвращение больной вопрос нашего государства. В мировой практике такая же ситуация наблюдалась в Аргентине и Бразилии которые, для борьбы с этим явлением, ввели налоговые каникулы, которые предусматривали освобождение от всех налогов капиталов, вложенных в экономику государств, независимо от их происхождения, в течение 2-х лет и с минимальной ставкой налогообложения -  до 5 лет.);

- возвращение России долгов (в свете сегодняшней экономической ситуации в странах-должниках это практически нереально, так как в числе должников беднейшие государства мира, которым мы помогали строить социализм или бороться с капитализмом);

привлечение капиталов (интересен опыт Китая, который стремился привлечь капиталы китайской диаспоры в свою экономику путём установления льготной системы налогообложения, льготной ценой земли для строительства предприятий, упрощённой системой въезда и выезда, ввоза сырья и оборудования);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х. Бюджетный процесс в Российской Федерации.

 

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также контролю за их исполнению.

Бюджетный процесс включает:

  1. сводное финансовое планирование и прогнозирование;
  2. составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
  3. исполнение проекта бюджета в течение бюджетного года;
  4. анализ и контроль исполнения бюджета;

Первый этап – финансовое планирование и прогнозирование на общегосударственном и территориальном уровнях, обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Основа планирования – сводный финансовый баланс – баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определённой территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных фондов и фондов предприятий, расположенных на соответствующей территории. Составление баланса является подготовительным этапом разработки бюджета. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов и разработать направления финансовой политики. Он разрабатывается Министерством экономики, с участием Минфина, на основе макроэкономических показателей.

Второй этап – составление, рассмотрение и утверждение бюджета. Проект федерального бюджета разрабатывается Минфином РФ не позднее чем за 10 месяцев до начала планируемого года и вносится на рассмотрение Государственной Думы не позднее 26 августа текущего года. В основу проекта бюджета закладываются показатели сводного финансового баланса, денежная программа ЦБ РФ, направления финансово-бюджетной политики, материалы, расчёты и обоснования, поступающие от субъектов РФ, министерств и ведомств. Всё это рассчитывается и проверяется Бюджетным Департаментом Министерства финансов РФ, после чего составляется окончательный проект федерального бюджета, представляемый в Правительство РФ. После одобрения проекта он выносится на рассмотрение Государственной Думы РФ.

Информация о работе Бюджетное звено финансово-кредитной системы РФ