Государственный бюджет - звено финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Финансовая система в любом государстве - это «кровеносная система» любой экономики, т.к. это отношения между:
государством и юридическими ( и физическими ) лицами;
самими юридическими лицами;
отдельными государствами
по вопросам образования, распределения и использования фондов денежных средств ( финансовых ресурсов). Из этих отношений слагается финансовая система, которая включает в себя следующие звенья: бюджеты различных уровней (государственный, федеральный, республиканский, краевой, местный и т.д.); фонды страхования (социального, имущественного, личного); валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и другие социальные денежные фонды.

Файлы: 6 файлов

kurs-817.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Финансовая система в любом государстве - это «кровеносная система» любой экономики, т.к. это отношения между:

  • государством и юридическими ( и физическими ) лицами;
  • самими  юридическими лицами;
  • отдельными государствами                                                                                                                             

по вопросам образования, распределения и использования фондов денежных средств ( финансовых  ресурсов). Из этих отношений слагается финансовая система, которая включает в себя следующие звенья: бюджеты различных уровней (государственный, федеральный, республиканский, краевой, местный и т.д.); фонды страхования (социального, имущественного, личного); валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и другие социальные денежные фонды.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

       1. Государственный бюджет - звено финансовой системы

 

Итак, неотъемлемым звеном финансовой системы государства является его бюджет, т.е. роспись денежных доходов и расходов на определенный срок, - т.е. это денежный фонд для решения общегосударственных задач.

В России законодательно установлен годовой срок составления, утверждения и исполнения государственного бюджета; на такой же срок составляется бюджет и в других странах (Италия, Франция), в некоторых же странах сроки бюджетного года иные, не соответствующие календарному: в Великобритании, Японии - с 1 апреля по 31 марта; в Канаде - с 1 июля по 30 июня; в США - с 1 октября по 30 сентября и иные. Но несмотря на различие  сроков, общегосударственные задачи у бюджета одинаковы, независимо от государственного строя. С помощью бюджета государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта. В свою очередь за счет государственного бюджета содержится оборона государства , государственный аппарат; в значительной степени образование, здравоохранение и наука; осуществляются различные государственные программы: экологические, космические и иные.

А каковы же источники доходной части госбюджета ?

  • 70-80 % формируют налоговые поступления;
  • в значительно меньшей степени - доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • и доходы государственного предпринимательства (Приложение 1.).

 

 

 

 

 

       2. Роль налогов как основы доходной базы бюджета 

 

Итак, основной источник доходной части госбюджета - это налоговые поступления, т.е. обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Основным документом в налоговой сфере является Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятый еще в 1991 г. В этом акте содержатся основные понятия, принципы и правила налогообложения, которые должны использоваться и учитываться в принимаемых впоследствии законных актов по вопросам налогообложения. Здесь дан перечень различных налогов и сборов, которые могут быть установлены федеральными, региональными и местными органами власти. В 1991- 1992гг. органами государственной власти были приняты нормативные акты, устанавливающие конкретные налоги на соответствующих территориях. Причем налоги устанавливались только те, которые были перечислены в названном законе.

До января 1994гг. Этот перечень налогов и сборов был исчерпывающим, т.е. органы государственной власти всех уровней не были вправе вводить дополнительные налоги и сборы. Однако в конце 1993г. в налоговой системе Российской Федерации произошли изменения. Президентским указом № 2268  «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году» от 22 декабря 1993 года установлено, что на территориях субъектов РФ решениями их органов власти могут вводиться дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные Законом «Об основах налоговой системы РФ».

Таким образом, сегодня общее количество налогов и сборов в отдельных регионах России оценить сложно. «Такая ситуация не способствует стабильности нашей налоговой системы. В любой момент предприниматель может быть поставлен перед фактом появления очередного регионального налога, который полностью разрушит его экономические прогнозы и расчеты. Кроме того, множество не систематизированных нормативных актов делают существующее в Российской Федерации налоговое законодательство крайне запутанным, что отнюдь не способствует правильному начислению налогов и их собираемости в полном объеме.»1

В настоящее время на страницах газеты «Экономика и жизнь» идет политика о том, каким должен быть Налоговый кодекс. Готовящийся законопроект Налогового кодекса призван закрепить следующие фундаментальные принципы налогового законодательства: 1) налоги  и иные обязательные платежи могут быть введены, изменены или отменены только специальными налоговыми законами; 2) запрещается устанавливать налоги, а также льготы по уплате налогов для конкретных налогоплательщиков. Кроме того, есть рекомендации о сокращении общего количества налоговых платежей, поскольку его нарастание приводит не только к тому, что налоговые органы и налогоплательщики просто «тонут» в налогах, но и к тому, что сбор этих налогов требует огромных затрат, которые в свою очередь «съедают» немалую часть налоговых поступлений.

Вопрос налогообложения,  о несовершенстве налогового законодательства периодически поднимается не только в России, но и в других государствах. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Адам Смит ( 1723- 90), шотландский экономист и философ, сформулировал четыре основополагающих (ставшие классическими) принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе.

  1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения, или наоборот, пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения.
  2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен ( срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
  3. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его.
  4. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. ( Налог может брать и удерживать из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству, если, например, сбор его требует большей армии чиновников, заработная плата которых может поглощать значительную сумму, которую приносит налог.)

Из вышеизложенного становится очевидным насколько важно совершенство налогового законодательства, поиск принципов оптимального налогообложения для того, чтобы налоги действительно были доходной частью государственного бюджета. Вместе с тем налоговая политика должна быть построена таким образом, чтобы, преследуя различные фискальные интересы государства, способствовать развитию производства, сокращению материальных затрат, поощрению эффективно работающих хозяйств, которые, в свою очередь, являются основными поставщиками доходов в бюджет (в виде налогов).

Однако бывают парадоксы, когда даже при росте производства в той или иной сфере, не увеличивается размер налоговых поступлений в госбюджет. «Например, в России,  в прошлом году каждый квартал производство водки увеличивалось на 20 %. Однако, по разным данным, от 40 до 80 % алкогольной продукции в стране производится подпольно. Естественно, и налоги при этом не платятся. Таким образом доля «алкогольных» поступлений в госбюджет составляет сегодня чуть больше 3 %. По самым скромным подсчетам, это в десять раз меньше, чем могла бы получать казна».1

Возврат к государственной монополии на производство и продажу спиртных напитков значительно увеличат поступления в госбюджет.

В таком случае будут учтены и подконтрольны как прямые налоги      ( налог на недвижимость, подоходный налог с физических и юридических лиц и т.д.), так и косвенные (акцизы, взимаемые через надбавку к цене).

В настоящий момент это производство пытаются взять под контроль. Минфин России направил в Правительство предложение о приостановке выдачи лицензий для вновь образуемых мелких производств алкогольной продукции, и считал бы правильным ограничиться выдачей лицензий лишь для нескольких крупных производителей алкогольной продукции.

Такое положение вещей еще раз свидетельствует о значимости совершенной законодательной базы (в конкретном случае Налоговый кодекс, Таможенный кодекс) для осуществления четкой бюджетной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       3.Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга.

 

Показателем состояния экономики любой страны является величина дефицита бюджета и государственного долга.

Что же понимает экономическая теория под дефицитностью, и как складывается государственный долг?

- Сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы - есть дефицит бюджета.

       Различают структурный и циклический дефицит бюджета. Структурный дефицит - это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (т.е. действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном уровне безработицы (базовый уровень безработицы - 6%). Когда уровень безработицы начинает превышать базовый (экономический спад), то реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. с одной стороны - это происходит отчасти за счет роста выплат пособий по безработице, с другой стороны - за счет сокращений налоговых поступлений. Эта разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом.

В зависимости от состояния экономики находятся изменения структурного и циклических дефицитов. После экономического спада в период восстановления экономики сокращается циклический дефицит. В то же время может нарастать структурный дефицит. К примеру, налоги остаются на прежнем уровне, а затраты правительства увеличиваются (расходы на оборону, на проведение социальных программ и т.д.).

Существует множество причин бюджетного дефицита:

  • спад общественного производства;
  • массовый выпуск «пустых» денег;
  • неоправданно раздутые социальные программы;
  • возросшие затраты на финансирование ВПК;
  • оборот в огромных масштабах «теневого» капитала;
  • существенной причиной бюджетного дефицита являются огромные     непроизводительные расходы, приписки, хищения и др.

Безусловно, бюджетный дефицит относится к «отрицательным экономическим категориям, как и инфляция, кризис, безработица, банкротство, но в месте с тем - это неотъемлемые элементы экономической системы. И более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и развитию. Необходимо отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает здоровья экономики.

Следует разобраться, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

В связи с этим в экономической теории различают несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики.

Первая концепция основывается на том, что бюджет ежегодно должен быть сбалансирован. Немного ранее это считалось целью финансовой политики. Но при более глубоком изучении данной проблемы стало очевидно, что такое состояние бюджета исключает или значительно уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. К примеру, допустим, что наступил длительный период безработицы. Доходы населения падают; налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь во что бы то ни стало сбалансировать бюджет, правительство должно: или увеличить налоги, или сократить государственные расходы, или сочетать одно с другим. Но следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

Другой пример показывает, как стремление сбалансировать бюджет может увеличить инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов, автоматически увеличиваются налоговые поступления.                                      Для того, чтобы предотвратить превышения

( в бюджете ) доходов над расходами, правительство должно: или снизить ставки налогов, или увеличить правительственные расходы, или сочетать одно с другим. Но следствием этих мер будет усиление инфляции.

Вторая концепция основывается на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодного. Такая концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции очень просто: для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит бюджета. В период инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Увеличивается доходная часть бюджета, которая идет на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно это будет ежегодно, а за период экономического цикла ( может быть несколько лет ).

Информация о работе Государственный бюджет - звено финансовой системы