Государственный бюджет как основное звено финансовой системы. Госбюджет Республики Беларусь.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование понятия государственного бюджета и особенностей бюджетной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, описания.
Исследования и разработки: проведен анализ возникновения дефицита бюджета, в результате которого выделены основные проблемы, предложены пути их решения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…4
Глава 1. Экономическая роль и сущность государственного бюджета…...…..5
1.1. Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории………………………………………………………...6
1.2. Функции государственного бюджета……………………………………….8
1.3. Принципы построения бюджетной системы Республики Беларусь………9
Глава 2. Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета……………………………………………………...12
2.1. Бюджетная классификация…………………………………………………12
2.2. Особенности формирования доходной части бюджета. Доходы бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………….13
2.3. Виды расходов. Расходы бюджета Республики Беларусь………………..15
Глава 3. Состояние государственного бюджета……………………………….17
3.1. Бюджетный дефицит и профицит………………………………………….17
3.2. Финансирование бюджетного дефицита…………………………………..19
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………….20
Глава 4. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества……………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...26
Приложение А. Бюджетная система Республики Беларусь…………………..27
Приложение Б. Доходы республиканского бюджета………………………….28
Приложение В. Расходы республиканского бюджета………………………...29
Приложение Г. Дефицит бюджета Республики Беларусь…………………….30

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

Консолидированный бюджет позволяет анализировать, оценивать  и совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и на этой основе более эффективно использовать бюджетные средства, контролировать развитие бюджетной системы, определять соответствие бюджетного механизма проводимой бюджетной политике на конкретном этапе развития государства. Показатели консолидированного бюджета используются для расчета финансовых норм и нормативов, применяемых в бюджетном планировании.

В состав консолидированного бюджета Республики Беларусь входят республиканский бюджет, областные, районные, городские, сельские и поселковые бюджеты (рисунок 1.3.1 в Приложении А). На случай введения в Республике Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения предусматривается возможность введения на этих территориях чрезвычайного бюджета.

В условиях интеграции различных  государств и создания единых экономических  пространств могут формироваться  бюджеты интеграционных союзов. Ближайший пример – бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Он формируется в основном за счет взносов стран-участниц. Средства бюджета направляются на финансирование программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны (программное финансирование): по совместным научным исследованиям в различных областях знаний и отраслях экономики; по обороне государств; из области культуры, образования, здравоохранения.

Основными принципами бюджетной  системы Республики Беларусь являются:

1. Принцип единства бюджетной  системы. Единство бюджетной системы  необходимо для обеспечения единой  финансовой политики. Оно достигается  посредством использования единой  законодательной базы, бюджетной  классификации, общих форм бюджетной документации и статистической отчетности. Этому способствует взаимосвязь бюджетов всех уровней, которая обеспечивается благодаря системе регулирующих доходов, финансовой поддержке бюджетов нижестоящих уровней, образованию целевых и региональных фондов.

2. Однако требование единства не противоречит самостоятельности отдельных звеньев бюджетной системы. Принцип самостоятельности предполагает право органов власти всех уровней самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Каждый орган власти самостоятельно разрабатывает, утверждает и исполняет свой бюджет. Устанавливаются четкие права, регламентирующие порядок распределения доходов и расходов между бюджетами разных уровней. При этом расходы бюджетов всех видов определяются конкретными функциями и компетенцией соответствующего органа власти, задачами развития региона.

3. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РБ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе Беларуси.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей учитываются по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств.  Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  бюджетов и использовании бюджетных  средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

7. Принцип гласности. Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

8. Принцип достоверности бюджета.  Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей  прогнозов социально-экономического  развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

9. Принцип адресности и целевого  характера бюджетных средств.  Принцип адресности и целевого  характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства  выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей [3, с. 245].

Анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, чему и посвящена следующая глава.

 

 

 

 

 

Глава 2. Источники  формирования и направления расходования средств государственного бюджета 

2.1. Бюджетная классификация 

Существует строгий  порядок отражения в отчетности всех операций, связанных с формированием, исполнением бюджета, взаимоотношениями  между бюджетом, предприятиями и  населением, а также внутри бюджетной  системы.

Регламентация источников доходов  и направлений расходов бюджетных средств – обязательное условие составления и исполнения бюджета. Это достигается посредством определенной группировки доходов и расходов и правил отнесения их к той или иной группе. Такая группировка доходов и расходов бюджета и предприятий представляет собой бюджетную классификацию.

Бюджетная классификация  – это законодательно устанавливаемая  по однородным признакам группировка  доходов и расходов бюджета, а  также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и  исполнения бюджетов всех уровней [4, глава 4.].

Все показатели доходов  и расходов, предусмотренные бюджетом и указанные в бюджетной классификации, являются обязательными для исполнения. Изменения и уточнения, вносимые в нее, утверждаются приказами Министерства финансов.

Бюджетная классификация  облегчает контроль за полным и своевременным поступлением платежей в бюджет по видам доходов и плательщикам, а также позволяет проводить анализ поступлений доходов по каждому виду расходов, выявлять отклонения от плановых показателей. 
Классификация состоит из двух основных частей: доходов и расходов бюджета. Главный классификационный признак группировки доходов – их виды, группировки расходов – их направления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности формирования  доходной части бюджета 

Доходы бюджетов —  денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. 
Доходы бюджетов образуются за счет налогов и неналоговых платежей. В странах с развитой рыночной экономикой, а также формирующих рыночные механизмы основными доходными источниками бюджета являются налоги и сборы [4, глава 6].

Налоги представляют собой обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с предприятий и физических лиц в порядке и сроки, установленные законодательством, для финансового обеспечения деятельности государства и территориальных формирований.

Под сборами понимаются обязательные взносы, взимаемые с организаций  и физических лиц за совершение уполномоченными органами определенных действий в отношении плательщиков. В отличие от налогов сборы носят чаще всего целевой характер.

Налогам присущи безвозвратность, безвозмездность, склонность к смене собственника. Посредством налогов часть собственности экономических агентов и граждан (в денежной форме) превращается в государственную и образует централизованный бюджетный фонд [5, разд. 1, глава 1].

Неналоговые доходы бюджета включают:

- доходы от продажи и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

 - доходы от оказания платных услуг, оказываемых органами государственной власти, местного самоуправления или находящимися в их ведении бюджетными учреждениями;

- суммы, получаемые в виде штрафов, компенсаций, конфискаций и другие суммы принудительного изъятия;

- доходы, получаемые в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд от бюджетов других уровней;

- безвозмездные поступления и прочие неналоговые доходы [4, глава 6].

Привлечение доходов  от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, связано с процессом приватизации; в то время как среди доходов от использования этого имущества значительную долю составляют средства, поступающие в виде платы за сдачу имущества во временное пользование.

Финансовая помощь из бюджетов другого уровня может поступать в виде дотаций, субвенций и субсидий. Дотации предоставляются для покрытия текущих расходов, а су6венциu и субсидии носят целевой характер, причем субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Безвозмездные поступления включают:

    • суммы, поступившие от юридических и физических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств;
    • безвозмездные поступления по взаимным расчетам между бюджетами различных уровней в виде передачи части доходов или полномочий по финансированию расходов в связи с изменением налогового либо бюджетного законодательства [6, с. 35].

Среди неналоговых доходов  бюджета особое место занимают доходы, связанные с использованием бюджетных средств в сфере финансового рынка. Это доходы, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, или дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности, и некоторые другие.

Объем поступления доходов в бюджет Республики Беларусь представлены на рисунке 2.2.1 Приложения Б.

Доходная часть бюджета  государств с развитой рыночной экономикой формируется в основном за счет налоговых платежей. Она характеризуется множеством налогов и отличается высоким уровнем косвенного налогообложения, что в условиях кризисных явлений, инфляции дает определенную гарантию систематического пополнения бюджетного фонда. Однако состав доходов бюджета, их структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства и зависят от объема национального дохода и общественного продукта страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Виды расходов 

Бюджетные расходы - это  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления [4, глава 7].

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие  и капитальные. Текущие расходы  бюджетов предназначены для обеспечения  текущей деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, созданием государственных запасов и резервов.

По роли в процессе воспроизводства расходы бюджета делятся на расходы, связанные с финансированием материального производства, и расходы непроизводственной сферы.

По функциональному  назначению различают расходы по финансированию отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и др.), социально-культурной сферы, обороны страны, аппарата управления, правоохранительной деятельности и государственной безопасности, обслуживания государственного долга и др. [4, глава 7].

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты по финансированию таких отраслей непроизводственной сферы, как образование, здравоохранение, культура и искусство, социальное обеспечение, а также расходы на средства массовой информации, физкультуру и спорт, мероприятия по социальной защите граждан. Финансируя соответствующие учреждения, государство покупает их услуги, чтобы бесплатно предоставить населению. Таким образом, эти расходы участвуют в воспроизводстве человеческого капитала.

Расходы на оборону страны связаны с необходимостью обеспечивать функционирование оборонной промышленности, поддерживать боеготовность армии, разрабатывать новое вооружение, осуществлять социальную защиту военнослужащих и их семей.

Расходы на управление включают затраты на финансирование органов  государственной власти и управления, отдельных категорий государственных служащих.

Важное значение в  поддержании внутреннего порядка  и предотвращении социальных конфликтов имеют расходы бюджета на правоохранительную деятельность. 
Расходы на обеспечение государственной безопасности направлены на защиту внутренних и внешних интересов страны в различных сферах государственной деятельности.  
Направления расходов бюджета Республики Беларусь представлены на рисунке 2.3.1 Приложения В.

При формировании рыночных отношений, происходит трансформация качественных и количественных параметров государственного бюджета, а также переориентация направлений бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности. Изменяется структура расходов бюджета. Особое внимание в условиях развития рыночных отношений уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Значительно сокращаются расходы на отрасли экономики, формируются резервные фонды, финансируются развитие рыночной инфраструктуры, программы разгосударствления и приватизации и прочие расходы, отражающие направления и объемы рыночных реформ. При этом выбор объектов и методов финансирования определяется конечным экономическим результатом - долгосрочной выгодой от вложения бюджетных средств

Информация о работе Государственный бюджет как основное звено финансовой системы. Госбюджет Республики Беларусь.