Государственный бюджет как часть финансовой системы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его основных функций, выявления наиболее значительных проблем и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.
Объектом исследования в работе выступает государственный бюджет, рассматриваемый как звено финансовой системы, его сущность, функции, цели, задачи и структура.
Являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, государственный бюджет дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….…………………..........................4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………….………………….............................5
1.1 Государственный бюджет как часть финансовой системы государства.......5
1.1.1 Сущность государственного бюджета…………………………...................5
1.1.2 Функции государственного бюджета............................................................7
1.1.3 Виды государственного бюджета.................................................................10
1.2 Правовое регулирование государственного бюджета в России...................13
1.2.1 Правовое регулирование государственных расходов………………….....13
1.2.2 Правовое регулирование государственных доходов……………………..19
1.2.3 Особенности формирования и регулирования государственного бюджета РФ на 2012 год и плановый период.......................................................................23
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………….………………….............................28
2.1 Общая информация о компании (организации), агрегированный баланс...28
2.2 Анализ финансового состояния компании.....................................................30
2.2.1 Оценка платежеспособности............... .......................................................30
2.3 Рейтинг компании и условия кредита.............................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................................37
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................38

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет.docx

— 303.63 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….…………………..........................4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………….………………….............................5

1.1 Государственный бюджет как часть финансовой системы государства.......5

1.1.1 Сущность государственного бюджета…………………………...................5

1.1.2 Функции государственного бюджета............................................................7

1.1.3 Виды государственного бюджета.................................................................10

1.2 Правовое регулирование государственного бюджета в России...................13

1.2.1 Правовое  регулирование государственных расходов………………….....13

1.2.2 Правовое  регулирование государственных  доходов……………………..19

1.2.3 Особенности формирования и регулирования государственного бюджета РФ на 2012 год и плановый период.......................................................................23

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………….………………….............................28

2.1 Общая информация  о компании (организации), агрегированный  баланс...28

2.2 Анализ финансового  состояния компании.....................................................30

2.2.1 Оценка платежеспособности............... .......................................................30

2.3 Рейтинг  компании и условия кредита.............................................................32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................................37

ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................38

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что  ведущую, определяющую роль в формировании развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики.

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как  важнейшего элемента финансовой системы  общества, его основных функций, выявления  наиболее значительных проблем и  рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.

Объектом исследования в  работе выступает государственный  бюджет, рассматриваемый как звено  финансовой системы, его сущность, функции, цели, задачи и структура.

Являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, государственный бюджет дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько  бюджетная политика государства  будет отвечать требованиям времени.

Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической, в которой будет раскрыта тема курсовой работы «Государственный бюджет», и практической, в которой будет определена кредитоспособность организации открытое акционерное общество «Рубцовский мясокомбинат».

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Государственный бюджет как часть финансовой системы государства

1.1.1 Сущность государственного бюджета

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями  и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как  части финансовых состоит в том, что, они, во-первых,  возникают в  распределительном процессе, обязательным участником которого является государство, во-вторых, связаны с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных  потребностей.

Объективный характер бюджетных  отношений обусловлен тем, что в  распоряжении государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая  для финансирования соответствующих  нужд государства. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень  централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит  от ряда факторов: уровня развития экономики, методов хозяйствования на предприятиях, решаемых обществом экономических  и социальных задач, масштабов намечаемых структурных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях и т.п.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями  и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как  части финансовых состоит в том, что, они, во-первых,  возникают в  распределительном процессе, обязательным участником которого является государство, во-вторых, связаны с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных  потребностей.

Объективный характер бюджетных  отношений обусловлен тем, что в  распоряжении государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая  для финансирования соответствующих  нужд государства. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень  централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит  от ряда факторов: уровня развития экономики, методов хозяйствования на предприятиях, решаемых обществом экономических  и социальных задач, масштабов намечаемых структурных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях и т.п.

Государственный бюджет отражает денежные отношения, возникающие у  государства с юридическими и  физическими лицами по поводу перераспределения  национального дохода (частично и  национального богатства) в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Особенности государственного бюджета как экономической категории  проявляются в следующем: госбюджет  является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в распоряжении государства и ее использованием для удовлетворения потребностей общества; с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода (реже — национального богатства) между отдельными отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности; пропорции бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями расширенного воспроизводства на каждом историческом этапе развития; область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Сущность государственного бюджета как экономической категории  реализуется через распределительную  (перераспределительную) и контрольную  функции. В соответствии с первой происходят концентрация денежных средств  и их использование для удовлетворения общественных потребностей, вторая позволяет  узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм — доходов и расходов. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы — удовлетворению общегосударственных потребностей.

По своей внешней форме  государственный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы на конкретный период (как правило, на год). Через  государственный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального  дохода во многих странах мира, что  позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные  потребности, но и активно влиять на экономические и социальные процессы в стране. Регулирование осуществляется посредством: налогов, влияющих на развитие производства товаров и услуг, спрос  на них и предложение; бюджетного финансирования общегосударственных  программ, обеспечивающих расширение, обновление производства, совершенствование  его структуры, социальные гарантии и определенный культурный уровень  членов общества, их безопасность; финансовой поддержки некоторых отраслей, предприятий  для выравнивания экономических  условий их функционирования или  более быстрого развития (субсидии, льготные и беспроцентные кредиты  и т.д.); образования за счет бюджетных  ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в  развитии экономики; социальных гарантий гражданам, поддержки нетрудоспособных и бедных слоев населения.

1.1.2 Функции государственного бюджета

Основные функции государственного бюджета следующие:

    1. Образование бюджетного фонда — доходы бюджета.
    2. Использование бюджетного фонда — расходы бюджета.
    3. Контроль за образованием и использованием бюджетных фондов.

Первую функцию выполняют  бюджетные доходы. Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Они включают: налоги с доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства — физических и юридических лиц); займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег.

Структура бюджетных доходов  непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры  бюджетных доходов отражает изменения  связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения  между налогами и займами в  сторону увеличения доли последних  отражает явный спад производства, изменение соотношения между  потреблением и накоплением.

Вторая функция бюджета  принадлежит конкретным целевым  бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные  расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве  требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических  районов (административных территориальных  образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.

Структура бюджетных расходов подвержена ещё более частым изменениям, чем структура бюджетных фондов. Изменение соотношения между  расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо  свидетельствует о тенденции  спада экономического производства.

Контрольная функция бюджета  предполагает создание условий для  осуществления контроля. Эта функция  сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная  функция обуславливает возможность  эффективного воздействия государства  на все экономические процессы. При  этом контроль и контрольная функция  не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе – присущее финансам свойство, создающее объективную основу для  осуществления контроля.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в  воспроизводственном процессе. Используя  средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении  национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли  с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда  учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве  рабочей силы.

Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными  территориями.

И наконец, различные хозяйствующие  субъекты могут получить бюджетное  финансирование. Таким образом, через  бюджет перераспределяется 30-40 % национального  дохода.

Учитывая ситуацию, сложившуюся  в настоящее время в нашей стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:

    • преодоление последствий финансового кризиса, поддержания уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;
    • прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;
    • стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;
    • снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышения уровня собираемости налогов;
    • осуществление реструктуризации государственного долга РФ;
    • минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;
    • снижение платежей, сокращение ненадежных форм расчетов.

Полномасштабный переход  на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту  систему исполнения бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

1.1.3 Виды государственного бюджета

При формировании бюджета  важное значение имеет достижение его  сбалансированности, т.е. равенство  доходной и расходной частей. Превышение дохода над расходами называется профицитом, расхода над доходами дефицитом. Они являются регулирующими  и контролирующими инструментами  бюджетной политики.

Хотя бюджетный дефицит — является нежелательным, оно не обязательно относится к разряду чрезвычайных. В современном мире, пожалуй, нет государства, которое в определённые периоды своего развития не сталкивалось с бюджетным дефицитом. Качество дефицита может быть различным: связанным с необходимостью вложения крупных средств в развитие экономики; обусловленным чрезвычайным обстоятельством (стихийным бедствием), когда не хватает предусмотренных резервов; вызванным процессами в экономике.

Информация о работе Государственный бюджет как часть финансовой системы государства