Система доходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:02, реферат

Описание работы

Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая формирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работника бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры.

Содержание работы

Введение 3
1. Система доходов государственного бюджета 4
1.1. Особенности уплаты прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации 4
2. Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации 8
2.1. Анализ состава и структуры прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета 8
2.2. Анализ состава и структуры прямых и косвенных налогов в доходах бюджета субъекта Российской Федерации 13
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

VVEDENIE.docx

— 176.08 Кб (Скачать файл)


     Содержание

 

Введение                       3

1. Система доходов государственного бюджета              4

    1.1. Особенности уплаты прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации            4

2. Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации              8

     2.1. Анализ состава и структуры прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета                  8

     2.2. Анализ состава и структуры прямых и косвенных налогов в доходах бюджета субъекта Российской Федерации            13

Список использованной литературы             20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Введение

 

     Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая формирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работника бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры.

     Целью индивидуальной работы является анализ прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

     Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

     - исследование сущностных аспектов прямых и косвенных налогов;

     - анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1. Система доходов государственного бюджета

     1.1. Особенности уплаты прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации

 

     Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками. Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней.

     В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам. Все налоги, действующие на территории Российской Федерации, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

     - федеральные;

     - региональные;

     - местные.

     Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации [1].

      Региональные налоги устанавливаются НК Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов Российской Федерации, Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством[1].

     Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов Российской Федерации. Органам местного самоуправления в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги, а также сборы[1].

Таблица 1

Классификация налогов в Российской Федерации в зависимости от уровня установления

Уровень установления

Налоги

Федеральные

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических  лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных  ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов

- государственная пошлина.

Региональные

- налог на имущество организаций;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес.

Местные

- земельный налог;

- налог на имущество физических  лиц.


 

 

     1.1. Особенности уплаты прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации [1]

 

     В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

     - прямые;

     - косвенные.

     Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

     - налог на доходы физических лиц;

     - налог на прибыль организаций;

     - налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

     Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

     - налог на добавленную стоимость;

     - акцизы.

     Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

     При использовании традиционной классификации налогов, иногда, в особую группу выделяют пошлины и сборы, то есть эти виды обязательных платежей налогового характера не относят ни к прямым, ни к косвенным налогам. Этот вопрос является дискуссионным, ученые расходятся во мнении, и в настоящий момент нет определенного единого решения, о том в какую группу входят пошлины и сборы.

     Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

     В данной работе, в качестве субъекта Российской Федерации я буду рассматривать субъект Республики Татарстан, а именно его доходы.

     Республика Татарстан традиционно занимает ведущую роль в инвестировании, в такие виды деятельности, как «Здравоохранение» и «Образование». Начиная с 2009 года, наблюдается существенный рост капиталовложений, обеспеченных предприятиями государственного сектора. На сегодняшний день их доля достигла 25% в общем объеме инвестиций крупных и средних предприятий и составляет в номинальном выражении порядка 50 млрд. руб. Что касается направлений вложения указанных ресурсов, то Республика Татарстан традиционно занимает ведущую роль в инвестировании в такие виды экономической деятельности, как «Здравоохранение» и «Образование». Более половины капиталловложений обеспечивается за счет государственных ресурсов по таким видам экономической деятельности, как «Транспорт и  связь», «Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды», «Операции с недвижимым имуществом».

    

 

 

 

 

 

 

 

 

     2. Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации

     2.1. Анализ состава и структуры прямых и косвенных налогов в доходах федерального бюджета

 

     Рассмотрим структуру доходной части федерального бюджета за 2010- 2012 годы.

Таблица 2.1.1

Поступления доходов в федеральный бюджет за 2010- 2012 годы

в млрд.руб

Поступления доходов

2010

2011

2012

Доходы всего, в том числе:

8305,86

11367,70

12855,90

налоговые доходы

4401,50

5985,54

6853,01

неналоговые доходы

3877,14

5352,80

5937,47

безвозмездные поступления

26,45

57,29

129,45


 

 

     Доходы федерального бюджета Российской Федерации в период с 2010 по 2012 год сильно возросли (8305,86 до 12855,90 млрд. рублей) при этом значительно увеличился объем налоговых доходов и безвозмездных поступлений. Можно отметить, что в структуре налоговых доходов большее увеличение произошло за счет налога на прибыль, дохода (с 255,15 до 375,66 млрд. рублей), налога на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ (с 1442,79 до 2 228,54 млрд. рублей, то есть почти в 2 раза), налога, сбора и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (с 1408,30 до 2442,07 млрд. рублей, то есть почти в 2 раза), государственная пошлина (с 63,77 до 92,90 млрд. рублей)[2].

     Следует отметить, что в части  налоговых доходов есть уменьшение  поступления. Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, спорам и иным обязательным платежам снизились с 33,99 до 1,87.

     В структуре неналоговых доходов  большее увеличение произошло  в статье доходов от внешнеэкономической деятельности (с 3227,01 до 4962,59 млрд. рублей), так же произошло увеличение за счет платежа при пользовании природными ресурсами (с 53,19 до 101,97млрд. рублей). Однако самое большое увеличение произошло в доходах от продажи материальных и нематериальных активов (с 10,49 до 120,29 млрд. рублей)[3].

     Можно заметить большой прирост  в структуре безвозмездных поступлений  в части безвозмездных поступлений  от других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации (со 111,77 млн. рублей до 30, 00 млрд. рублей)[4].

годы



     Рис. 2.1.1. Состав доходов федерального бюджета за 2010-2012 годы, в %

 

     За два года соотношение безвозмездных поступлений  и налоговых и неналоговых доходов сильно не изменились, однако стоит заметить, что доля за 2010- 2012 гг. безвозмездных поступлений изменилась в 3 раза, с 0,32%  до 1 % (с 26,45 млрд. рублей до 129,45 млрд.рублей)[11]. Доля неналоговых доходов немного уменьшилась  с 46,68% до 45,96% (с 3877,14 млрд.рублей до 5937,47 млрд.рублей) . Доля безвозмездных поступлений так сильно увеличилась благодаря поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (с 111, 77 млн.рублей до 30,00 млрд. рублей)[10].

годы



     Рис. 2.1.2. Состав налоговых доходов федерального бюджета за 2010-2012 годы, в %

 

     Соотношение прямых и косвенных налогов претерпело так же незначительные изменения, а именно – доля прямых налогов с 2010 по 2011 гг. сначала увеличилась на 0,05%, но потом на 2012 г. резко уменьшилась на 0,14%. Доля косвенных налогов соответственно уменьшилась на 0,05%, потом увеличилась на 0,14%[12].

     Рассмотрим динамику прямых и косвенных налогов структуре федерального бюджета.

Таблица 2.1.2

Динамика  прямых и косвенных налогов в  доходах федерального бюджета за 2010- 2012 годы

в млрд.руб

Вид налога

2010

2011

Отклонение (+/-)

2012

Отклонение (+/-)

Прямые налоги:

         

налог на прибыль организации

255,15

342,73

+87,58

375,66

+32,93

Косвенные налоги:

         

НДС

2498,73

3250,16

+751,43

3545,76

+295,6

акцизы

290,14

613,44

+323,3

845,21

+231,77


 

 

     Прямые и косвенные налоги в течении 2010-2012 гг. годов существенно росли, особенно это касается косвенных налогов. Доходы по НДС с 2010-2011 выросли на  751,43 млдр.рублей, с 2011-2012 гг. на 295,6 млдр. рублей. Акцизы выросли соответственно на 323,3 млдр. рублей и 231,77 млдр. рублей. Прямые налоги выросли менее существенно с 2010-2011 гг. на 87,58 млдр. рублей, 2011-2012 гг. на 32,93 млдр.рублей[10].

Информация о работе Система доходов государственного бюджета