Государственный бюджет как часть финансовой системы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его основных функций, выявления наиболее значительных проблем и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.
Объектом исследования в работе выступает государственный бюджет, рассматриваемый как звено финансовой системы, его сущность, функции, цели, задачи и структура.
Являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, государственный бюджет дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….…………………..........................4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………….………………….............................5
1.1 Государственный бюджет как часть финансовой системы государства.......5
1.1.1 Сущность государственного бюджета…………………………...................5
1.1.2 Функции государственного бюджета............................................................7
1.1.3 Виды государственного бюджета.................................................................10
1.2 Правовое регулирование государственного бюджета в России...................13
1.2.1 Правовое регулирование государственных расходов………………….....13
1.2.2 Правовое регулирование государственных доходов……………………..19
1.2.3 Особенности формирования и регулирования государственного бюджета РФ на 2012 год и плановый период.......................................................................23
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………….………………….............................28
2.1 Общая информация о компании (организации), агрегированный баланс...28
2.2 Анализ финансового состояния компании.....................................................30
2.2.1 Оценка платежеспособности............... .......................................................30
2.3 Рейтинг компании и условия кредита.............................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................................37
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................38

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет.docx

— 303.63 Кб (Скачать файл)

Дефицит бюджета покрывается  государственными займами (внутренними  и внешними). Они осуществляются в виде продажи государственных  ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и получения кредитов у  банков.

Государственные займы не единственный путь покрытия дефицита. У большинства различных стран  накоплен значительный опыт его покрытия, путём дополнительной эмиссии денег. Правительство особенно часто прибегает  к этому методу во время войны, длительного кризиса. Последствия  такой эмиссии известны: развивается  неконтролируемая инфляция, подрываются  стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены — заработные платы, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

Государственные займы менее  опасны, чем эмиссия, но и они негативно  воздействуют на экономику страны. Из текущих бюджетных доходов  не удаётся погасить займы.

Бюджетный дефицит имеет  распределительную (перераспределительную), фондообразующую, стимулирующую и  контрольную функции. В функции  распределения его роль состоит  в регулировании и направлении  некоторой части ресурсов общества в распоряжение государства сверх  устоявшихся и заранее установленных  финансовых пропорций. Фондообразующая  функция проявляется в формировании определённого добавочного фонда  централизованного бюджета ресурсов за счёт перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы.

Стимулирующая — реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений и эффективности всей бюджетной финансовой системы и использования источников бюджетного дефицита и мобилизуемый через этот механизм финансирования ресурсов. Контрольная функция отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятие ВВП посредством налогов, устанавливаемых государством.

На федеральном уровне бюджетный дефицит может сокращаться, а на уровне субъектов Федерации — расти. Такая тенденция наблюдается в 2001-2002 гг. Вследствие, возрастают доли централизации налоговых доходов и появления доходов у бюджетных субъектов — федеральных и местных.

Дефицит не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учётом причин возникновения, направлений  и целей использования мобилизуемых дополнительных ресурсов, источников и методов финансирования.

Финансирование дефицита бюджетов субъектов Федерации и  местных бюджетов имеет ряд особенностей: Ограничение (запрещение) их доступа  к внешним источникам.

Отсутствие у них ресурсов от реализации запасов валютных ценностей (драгоценных металлов и камней), т.к. не было возможности реализовать  соответственные фонды.

Источники финансирования дефицита бюджетов.

Утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлечённых средств. Бюджетный кодекс РФ содержит статью, необоснованно ограничивающую суверенитет России в использовании  её золотовалютных ресурсов в финансировании дефицита бюджета. Кредиты Банка  России — не могут быть источником финансирования.

Источниками финансирования являются — ресурсы, которые попадают в бюджетную систему государства путём финансовых круговоротов.

Способы финансирования дефицита: дополнительные налоговые поступления  от принятия новых законодательных  решений и улучшения налогового администрирования; займы на внутренних и внешних рынках; долговые обязательства (кредиты); кредитно-денежная эмиссия; привлечение средств их стабилизационных фондов.

Профицит бюджета также  нарушает нормальные финансовые процессы — денежные средства должны работать, а не лежать мёртвым грузом на бюджетных счетах.

При профицитном бюджете  необходимо его сокращение в следующей  последовательности:

    • уменьшить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;
    • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
    • увеличить расходы бюджета за счёт передачи части бюджетам других уровней.

Принятие данных мер по недопущению первичного профицитного бюджета не исключает возможности  превышения доходов над расходами  в результате исполнения бюджета.

1.2 Правовое регулирование государственного бюджета в России

1.2.1 Правовое регулирование государственных расходов

Государственные расходы — это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности. Централизованные государственные расходы осуществляются за счет государственных внебюджетных фондов. Помимо этого, расходы производят и органы местного самоуправления за счет находящихся в их распоряжении средств.

Все субъекты Российской Федерации  наделены правом покрытия затрат, связанных  с их функционированием, за счет своих  бюджетов. Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджетными средствами, является представляющий интересы государства, отпускающего бюджетные средства, финансовый орган, который составляет роспись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет права отзыва их и осуществляет постоянный контроль за использованием бюджетных ассигнований.

Второй участник правоотношений при бюджетном финансировании — кредитное учреждение, в котором открыт расчетный, текущий (бюджетный) счет государственной организации, получающей бюджетные ассигнования. Кредитное учреждение принимает участие в кассовом исполнении бюджета и контроле за соблюдением финансовой дисциплины.

Третьим участником правоотношений при бюджетном финансировании выступает  распорядитель бюджетных кредитов — руководитель учреждения, предприятия, организации, которому предоставлено право распоряжаться отпускаемыми для него бюджетными ассигнованиями, переводить их нижестоящим распорядителям.

Финансовые отношения  в области расходов бюджета могут  выступать только как правоотношения. Орган государства, представляющий его интересы и наделенный полномочиями регулировать общественные отношения  в области бюджетных расходов, применяет к органу, получающему  бюджетные ассигнования, метод властного  воздействия. Государство в одностороннем  порядке устанавливает виды расходов, финансируемые из бюджета за любые  нарушения государственных предписаний. Однако финансовый орган, как и все  участники этого вида финансовых правоотношений, лишен права оперативной  самостоятельности: он не решает вопросы  о целесообразности, размерах и сроках расходования бюджетных средств. Все  предрешено заранее органами государственной  власти и управления. Субъект отношений, нарушивший предписание государства, неизбежно несет ответственность. Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием  и путем предоставления бюджетных  ссуд и бюджетных кредитов.

Финансирование — это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования отличают его от кредитования, предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездности. Расходы государства финансируются в основном за счет дохода общества, который концентрируется в государственном бюджете. Затраты государства покрываются также за счет прибыли предприятий, части амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие расходов государства шире, чем понятие расходов государственного бюджета, составляющих лишь часть общих расходов государства.

Расходы государственного бюджета — это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за счет бюджетных средств. Независимо от их направления они осуществляются на основе принципов организации государственных расходов: целевого направления средств, что выражается в строго предметно-целевом назначении (капитальные вложения, зарплата, командировки и т.д.); максимальной эффективности использования, т.е. обеспечения общественно необходимого результата при минимальных затратах; соблюдения режима экономии — системы форм и методов минимизации затрат денежных средств для получения запланированного результата, связанного с сокращением расходов, но главным образом — с наиболее целесообразным использованием денежных средств; осуществления финансового контроля в целях обеспечения соблюдения государственной финансовой дисциплины.

Сметно-бюджетное финансирование — это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры.

В сметно-бюджетном порядке  из федерального бюджета отпускаются  также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание вооруженных  сил, закупку вооружений и военной  техники, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной  энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных  обязательств.

Важное направление использования  государственных средств - расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы на Управление делами Президента Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства Российской Федерации, территориальные органы государственного управления.

Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и органы прокуратуры  Российской Федерации.

Смета — это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций, а также план финансирования учреждений и расходования бюджетных смет.

Правовое значение сметы  состоит в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию  средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности  финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление  контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов.

По кругу охватываемых учреждений и мероприятий сметы  делятся на сметы централизованных мероприятий, индивидуальные и сводные.

Сметы на централизованные мероприятия  составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов  местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий, например проведение конференций, августовских чтений учителей и т.д.

Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету  расходов на централизованные мероприятия.

Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централизованном порядке Министерством финансов РФ.

Индивидуальная смета — это смета, отражающая особенности отдельного учреждения. Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются типовые формы смет расходов. Они включают три основных раздела:

    • общие сведения об учреждении, общую сумму расходов с распределением по кварталам и направлениям расходов;
    • оперативно-производственные показатели, необходимые для определения расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число классов, коек в больнице и т.д.);
    • расчеты по отдельным статьям сметы.

Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер.

В течение года сеть бюджетных  учреждений и штаты могут изменяться. Поэтому при планировании расходов осуществляется среднегодовое исчисление.

Нормы расходов — это установленный компетентным органом размер затрат на расчетную единицу (койка в больнице, студент в университете). Нормы бюджетных расходов классифицируются по разным признакам. Прежде всего они распределяются по содержанию: материальные и денежные. Денежные нормы — стоимостное выражение натуральных (они получаются в результате умножения затрат в натуральном выражении на государственную цену).

По юридическим свойствам  нормы подразделяются на обязательные (устанавливаемые актами органов  государственного управления и не подлежащие изменению — ставки зарплаты, нормы расходов на питание и т.д.) и расчетные (средние затраты на расчетную единицу).

Проект сметы составляется во время разработки проекта бюджета. Конкретные сроки составления смет для каждого учреждения устанавливаются  вышестоящей организацией. При определении  расходов по смете бюджетные учреждения руководствуются законами, постановлениями  Правительства, решениями местных  органов, вышестоящей организации, нормами расходов, нормативами, тарифами на электроэнергию, воду, коммунальные услуги и т.д. Каждое учреждение обязано обеспечить строгий режим экономии материальных и финансовых ресурсов. Проекты смет рассматриваются в сроки, установленные министерствами, ведомствами, управлениями и отделами местных органов самоуправления, с тем, чтобы сводные итоги рассмотрения могли быть включены в проекты соответствующих бюджетов, из которых финансируются учреждения.

Информация о работе Государственный бюджет как часть финансовой системы государства