Формирование стратегии конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 19:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – провести анализ стратегии конкурентоспособности торгового предприятия магазина «Продукты», разработать предложения по её повышению.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы и сущность конкурентоспособности, изучить основные факторы, определяющие стратегию конкурентоспособности торгового предприятия;
выявить сильные и слабые стороны предприятия магазина «Продукты» и его конкурентов, провести SWOT-анализ предприятия;
разработать пути и меры по повышению стратегии конкурентоспособности торгового предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
4
ГЛАВА 1. Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке…………………………………………………………………………..

1.1. Общая характеристика видов конкуренции………………………………

1.2. Понятие и сущность конкурентоспособности……………………………

1.3. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг……

1.4. Уровни конкурентоспособности предприятий…………………………

1.5.Маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия...........................................................................................................

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……...

2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………

2.2. Финансово-экономические показатели фирмы…………………………..

2.3. Внешняя и внутренняя среда магазина «Продукты»…………………….

2.4. Анализ сильных и слабых сторон магазина «Продукты» и его конкурентов……………………………………………………………………..

ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАГАЗИНА «ПРОДУКТЫ»………

3.1 Формирование стратегии конкурентоспособности……………………….

3.2. Переход магазина на самообслуживание…………………………………

3.2.1. Расширение ассортимента продукции…………………………………..

3.3.2. Продвижение товаров на рынок…………………………………………

3.3.3 Автоматизация учета продаж…………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..…………

Файлы: 1 файл

Дробышевский А.С..doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

 

 

Таблица 4

Показатели хозяйственной деятельности

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Для анализа коммерческой деятельности действует ряд экономических показателей:

  1. темп роста товарооборота (Т)

Т=ТО /ТО ×100%,                                                          (2.1)

          где Т - темп роста товарооборота;

ТО – товарооборот текущего периода;

         ТО – товарооборот базисного периода.   

  1. рентабельность продаж (Р )

Р

= П/ТО×100%,                                              (2.2)

          где    Р – рентабельность продаж;

         П –  прибыль;

         ТО –  товарооборот.

Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг. В исследуемом предприятии на 1 рубль затрат – 43 коп. прибыли.

  1. рентабельность продукции (Р)

Р = П/С×100%,                                           (2.3)

          где    Р – рентабельность продукции;

                    П – прибыль;

                    С – себестоимость

Рентабельность продукции показывает размер прибыли, приходящейся на рубль текущих затрат – около 68 коп.

В результате изучения и анализа основных показателей хозяйственной деятельности предприятия можно сделать обобщения.

За последний год произошел небольшой рост всех показателей хозяйственной деятельности.

Расходы на оплату труда увеличились незначительно. Это связано с тем, что  количество сотрудников не изменилось, а большое повышение зарплаты сотрудникам не представляется возможным.

Анализ издержек обращения необходим для оценки их с позиции рациональности и выявления возможностей экономии в текущем и предстоящих периодах за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Таким образом, рассмотрение финансово-экономических показателей  предприятия выявило, что магазину «Продукты» требуется изменение конкурентной стратегии для большего роста показателей хозяйственной деятельности, для укрепления позиций и дальнейшего завоевания рынка.

 

2.3. Внешняя и внутренняя  среда магазина «Продукты»

 

Каждая компания находится в определенной среде, где наравне с ней действуют другие социально-экономические единицы.

  На предприятие оказывают влияние факторы, как макро, так и микро среды. Влияние макро среды носит односторонний характер. И если рассматривать конкурентоспособность, то противодействие этим факторам носит общий для всех конкурентов характер. При рассмотрении внешнего окружения  компании необходимо остановиться на ближнем окружении. По М.Портеру определены пять основных сил конкуренции: потребители, поставщики, конкуренты, товары-заменители, опасность возникновения новых конкурентов.

1. Целью любой организации в сфере получения прибыли является создание и завоевание потребителя (рис. 5). Потребительский рынок влияет на стратегию фирмы, ее структуру и целевые направления. В современных условиях приобретает важность уже не простая ориентация на потребительский рынок, а ориентация на клиентов или группу клиентов, которые не только создают спрос на продукцию, но еще и определяют имидж компании.

По результатам наблюдений и подсчетов количества посетителей магазина во время прохождения преддипломной практики построена диаграмма.(См.приложение 2)

Из данной диаграммы можно сделать вывод, что основные покупатели (70%) – люди среднего возраста, экономически активное население. Количество покупателей женщин 60 %, что вполне соответствует статистике, так как потенциальные клиенты продуктовых магазинов это женщины. Как показывает практика, доля мужчин значительно меньше. Она составляет 40 % общего числа посетителей. Мужская часть  в данной торговой организации  интересуются в основном табачной продукцией.

2. Анализ поставщиков позволяет  сделать вывод о том, что существуют  как долговременные соглашения  с заводами-производителями, так  и разовые закупки у различных поставщиков (таб. 6).

 

Таблица 6

Поставщики продукции, реализуемой в магазине «Продукты»

Поставщики

Продукция

ООО «Май»

Куринные полуфабрикаты

 ООО"Альянс групп"

Пиво

ОАО «Компания ЮНИМИЛК»

Молоко, йогурты, сметана, творог, кефир

Кунгурский мясокомбинат И.П. Усольцева Н.А., Челябинский ООО «Мясная душа»

Колбасы, сососки, продукция копчения

Хлебокомбинат №2

Хлебобулочные изделия

Хлебокомбинат №10

Хлебобулочные изделия

ООО КДВ групп "Яшкино"

Печенье, вафли

Кока-Кола

Напитки, питьевая вода

Пепси-Кола

Напитки, питьевая вода

ООО Линия-7

Гастрономический ряд

Данон

Йогурты

Нытва

Молочная продукция

Алко-Трейд

Виноводочные изделия


 

Многолетнее сотрудничество с поставщиками позволяет добиться более благоприятных условий по цене и оплате, что выгодно отличает предприятие от конкурентов. Со всеми  поставщиками установились и поддерживаются доброжелательные партнерские отношения.

Ассортимент продукции, ее качество, конкурентоспособность, а в значительной степени и цена определяются потребностями рынка (спрос – предложение). И поэтому важной частью рынка являются покупатели, потребители. Их вкусы и потребности всегда находятся в центре внимания.

3. Конкуренция на среднем уровне. Сравнение существующих магазинов представлено в таблице (табл.7).

Таблица 7

Основные конкуренты

 

Название торговой организации

 

Магазин

«Продукты»

 

Сеть продуктовых магазинов

 

Товары повседневного спроса, продуктовый магазин

1. Режим работы

Ежедневно 09:00–22:00, летом до 23:00

Работает круглосуточно

Ежедневно 09:00–20:00

2. Метод расчета

Наличный

Наличный расчет, 

Visa, MasterCard

Наличный

3. Стратегия бизнеса

оборонительная

оборонительно-наступательная

оборонительная

4. Методы продажи товаров

через прилавок обслуживания

через прилавок обслуживания

через прилавок обслуживания

5.Ценовая политика

средние цены

средние цены

средние цены

6. Методы стимулирова-ния продажи товаров

нет

нет

нет


 

Таким образом, можно сделать выводы:

  1. Сеть продуктовых магазинов, выгодно отличается от конкурентов режимом работы и современными методами расчета (и наличный, и безналичный);
  2. ценовая политика в торговых организациях примерно одинаковая;
  3. методы продажи товаров – через прилавок обслуживания, ни один из магазинов не является магазином самообслуживания;
  4. торговые организации придерживаются одной стратегии – оборонительной, но Сеть продуктовых магазинов в данном исследовании, проявляет также элементы наступательной стратегии, так как пытается захватить рынок данной продукции, развивая свою сеть в близлежащих населенных пунктах (сеть состоит из 8 филиалов).

 

5В качестве основных товаров-заменителей в магазине представлены молочные товары, хлебобулочные изделия, табачные изделия.

Сеть продуктовых магазинов, имеет большие возможности, обладает большим товарооборотом, работает напрямую с заводами-производителями, имеет возможность держать средние цены и увеличивать ассортимент продукции – всё то, что необходимо для завоевания рыночной ниши в данном районе. Поэтому только комплексное и тщательное изучение действий нового конкурента поможет определить использование, каких маркетинговых инструментов необходимо для некоторой трансформации собственной маркетинговой стратегии.

Налоговый Кодекс определяет нормы, правила и порядок налогообложения организации – доходов работников, имущества и прибыли организации. В случае роста налогов фирма будет претерпевать сокращение прибыли при прочих равных условиях, что негативно скажется на менеджменте.

Стратегические цели организации:

    1. искать пути снижения себестоимости;
    2. повысить рентабельность магазина;

 Задачи для реализации целей:

  • выход напрямую к производителям, долгосрочные договоры;
  • создание для фирмы определённого преимущества над своими прямыми конкурентами;
  • создание мотивированной команды персонала.

 Для исследования внутренней и внешней среды магазина «Продукты» целесообразно провести анализ посредством метода SWOT-анализа.

 

2.4. Анализ сильных и  слабых сторон магазина «Продукты»

и его конкурентов

 

Исследование и анализ конкурирующих фирм – важные аспекты маркетинговой деятельности. Анализ конкурирующих фирм на данном рынке представлен в таблице 8.

Таблица 8

SWOT-анализ конкурирующих торговых фирм

Сильные стороны организации

Слабые стороны организации

Магазин «Продукты»

  1. Средняя компетентность руководящего состава организации
  2. Хорошая репутация у покупателя
  3. Твердая позиция фирмы на занимаемом сегменте рынка
  4. Наработанная клиентская база 
  5. Средний ассортимент продукции
  6. Наличие складских площадей
  7. Удержание достаточно большой доли рынка (30 %) при развитии и расширении конкурирующих компаний

8. Выгодное месторасположение – рядом  остановка общественного транспорта

9. Парковка

  1. Низкая компетентность сотрудников, нет торгового образования, опыта
  2. Нет четкого  стратегического  планирования
  3. Отсутствие отдела маркетинга, маркетинговой программы
  4. Недостаточная рекламная деятельность
  5. Недостаточное количество технических и финансовых средств
  6. Недостаточное стимулирование персонала
  7. Средние цены
  8. Режим работы не круглосуточный
  9. Только наличный метод расчета
 
  1. доля рынка (40 %)
  2. широко развитая розничная сеть
  3. достаточное количество технических и финансовых ресурсов
  4. большой опыт работы управленческого персонала
  5. наличие маркетинговой программы
  6. реклама
  7. работает круглосуточно
  8. методы расчета - наличный расчет, Visa, MasterCard
  9. выгодное месторасположение – рядом  остановка общественного транспорта
  10. парковка
  1. рядом мало частных жилых домов

Товары повседневного спроса, продуктовый магазин

  1. доля рынка (30%)
  2. наработанная клиентская база
  3. средний ассортимент продукции
  1. отсутствие отдела маркетинга
  2. находится между остановками
  3. режим работы не круглосуточный
  4. только наличный метод расчета

 

Продуктовый рынок  открыт для новых субъектов и новых товаров. И поэтому его изучение необходимо  для построения собственной маркетинговой политики. Можно и даже необходимо учиться у конкурирующих фирм, перенимать все положительное в их деятельности. Но при этом надо иметь свою собственную маркетинговую программу, оригинальную, отличающуюся от программ конкурентов.

В представленной таблице SWOT-анализа показаны основные конкурентные преимущества и недостатки магазина «Продукты» и его конкурентов. Выявление сильных и слабых сторон компаний-конкурентов учитывается при разработке плана мероприятий по повышению конкурентоспособности организации.

Для исследования внутренней и внешней среды магазина «Продукты» целесообразно свести всю информацию о слабых и сильных сторонах организации, угрозах и возможностях в единую матрицу SWOT (табл. 8).

Из таблицы видно, что угрозой компании является внедрение на рынок филиалов крупных торговых супермаркетов. Они наиболее обеспечены финансовыми ресурсами, маркетинговыми отделами и большим товарооборотом, что снижает конкурентные преимущества магазина «Продукты».

Анализ внешней и внутренней среды магазина «Продукты» выявил, что слабой стороной исследуемой организации является низкий уровень системы стратегического планирования, что само собой не позволяет руководителю и персоналу быть уверенными в завтрашнем дне.

Данная организация придерживается оборонительной стратегии, или стратегии выживания. Это предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Подобная стратегия выбирается, если рыночная позиция фирмы удовлетворительная и у нее недостаточно средств для проведения активной наступательной стратегии.

Таблица 9

Матрица SWOT-анализа магазина «Продукты»

 

Сильные стороны:

  1. Средняя компетентность руководящего состава организации
  2. Хорошая репутация у покупателя
  3. Длительный срок на занимаемом сегменте рынка
  4. Наработанная клиентская база
  5. Средний ассортимент продукции.

Слабые стороны:

  1. Нет четкого стратегического планирования
  2. Отсутствие отдела маркетинга
  3. Недостаточная рекламная деятельность
  4. Недостаток технических и финансовых средств
  5. Недостаточное стимулирование работников
  6. Только наличный метод расчета
  7. Режим работы не круглосуточный
  8. Непрезентабельный, несовременный внешний вид помещения магазина

Возможности:

  1. Расширение ассортимента
  2. Удержание своей доли на завоеванном рынке
  3. Увеличение разнообразия во взаимозаменяемых товарах
  4. Добавление сопутствующих товаров
  5. Возможность внедрения стратегического управления развитием фирмы
  6. Получение кредитов банка
  7. Привлечение новых покупателей

Сила и возможности:

  1. Cредняя  компетентность руководящего состава организации и возможность внедрения стратегического управления развитием фирмы
  2. Хорошая репутация у покупателя и добавление сопутствующих продуктов
  3. Наработанная клиентская база и увеличение разнообразия во взаимозаменяемых товарах
  4. Привлечение новых покупателей
  5. Удержание своей ниши  на завоеванном рынке.

Слабость и возможности:

  1. Нет четкого  стратегического планирования и возможность внедрения стратегического управления развитием фирмы
  2. Отсутствие отдела маркетинга и возможность повышения квалификации персонала
  3. Недостаток технических и финансовых средств и возможность получения кредитов на развитие бизнеса (ремонт, современное оборудование и т.п.)

Угрозы:

  1. Возможность появления новых конкурентов
  2. Замедление роста рынка
  3. Нестабильная экономическая ситуация в стране
  4. Изменение условий поставок продукции: предоплата, повышение отпускных цен, уменьшение срока отсрочки платежа
  5. Изменение потребностей и возможностей покупателя

Сила и угрозы:

  1. Возможность появления новых конкурентов и твердая позиция на занимаемом рынке
  2. Средняя компетентность руководящего состава, 
  3. Хорошая репутация у покупателя и отсутствие возможности  покупки (недостаток средств у покупателя)
  4. Долгосрочная аренда
 

Информация о работе Формирование стратегии конкурентоспособности