Формирование стратегии конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 19:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – провести анализ стратегии конкурентоспособности торгового предприятия магазина «Продукты», разработать предложения по её повышению.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы и сущность конкурентоспособности, изучить основные факторы, определяющие стратегию конкурентоспособности торгового предприятия;
выявить сильные и слабые стороны предприятия магазина «Продукты» и его конкурентов, провести SWOT-анализ предприятия;
разработать пути и меры по повышению стратегии конкурентоспособности торгового предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
4
ГЛАВА 1. Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке…………………………………………………………………………..

1.1. Общая характеристика видов конкуренции………………………………

1.2. Понятие и сущность конкурентоспособности……………………………

1.3. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг……

1.4. Уровни конкурентоспособности предприятий…………………………

1.5.Маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия...........................................................................................................

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……...

2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………

2.2. Финансово-экономические показатели фирмы…………………………..

2.3. Внешняя и внутренняя среда магазина «Продукты»…………………….

2.4. Анализ сильных и слабых сторон магазина «Продукты» и его конкурентов……………………………………………………………………..

ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАГАЗИНА «ПРОДУКТЫ»………

3.1 Формирование стратегии конкурентоспособности……………………….

3.2. Переход магазина на самообслуживание…………………………………

3.2.1. Расширение ассортимента продукции…………………………………..

3.3.2. Продвижение товаров на рынок…………………………………………

3.3.3 Автоматизация учета продаж…………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..…………

Файлы: 1 файл

Дробышевский А.С..doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Конкурентоспособность товара является решающим фактором его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Значимая составная часть конкурентоспособности товара - это уровень затрат потребителя за время эксплуатации. Другими словами, конкурентоспособность - это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, которые и определяют его успех на рынке.

Постольку поскольку за товарами всегда стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий и стран, в которых они расположены. Любой товар, находясь на рынке, фактически проходит проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

В связи с этим конкурентоспособность товара определяется, только в сравнении товаров конкурентов друг с другом. Иначе говоря, конкурентоспособность есть понятие относительное, привязанное к конкретному рынку и времени продажи. У всех покупателей имеются свои индивидуальные критерии оценки удовлетворения собственных потребностей, поэтому конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.

Конкурентоспособность может быть определена только свойствами, представляющими заметный интерес для потребителей. Все характеристики товара, которые выходят за рамки этих интересов, не рассматриваются при оценке конкурентоспособности, поскольку не имеют к ней отношения. Превышение норм, стандартов и правил (при условии, что оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, так как ведет к росту цен, не увеличивая при этом потребительской ценности, в силу чего представляется покупателям бесполезными. Изучение конкурентоспособности товара необходимо вести непрерывно, в тесной связи с фазами его жизненного цикла. Это вызвано необходимостью своевременного улавливания момента начала снижения показателей конкурентоспособности товара и возможностью принятия соответствующих решений (например, снять с производства, модернизировать товар и тому подобное). При этом, исходят из того, что выпуск нового товара, до того как старый исчерпает возможности поддержания конкурентоспособности, как правило, экономически нецелесообразен.

Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Этот процесс возможно замедлить и временно задержать, но остановить невозможно. Поэтому новый товар проектируется по графику, обеспечивающему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним товаром.

Конкурентные маркетинговые стратегии на корпоративном уровне преследуют цель обеспечить конкурентное преимущество предприятия на рынке относительно фирм-конкурентов. Смысл конкурентных стратегий состоит в способности предприятия удержать определенную долю рынка (или рыночного сегмента) или увеличить ее.

Конкурентного преимущества достигается предприятием решением следующих вопросов:

  • Какими путями может быть получено конкурентное преимущество?
  • Каким образом определяются маркетинговые возможности по достижению конкурентного преимущества?
  • Какие возможны варианты стратегий для достижения конкурентного преимущества?
  • Как образом производить оценку ответных действий со стороны конкурентов?
  • Для решения этих задач и управления конкурентным положением организации могут использовать следующие модели:
  • Общая конкурентная матрица;
  • Модель конкурентных сил;
  • Матрица конкурентных преимуществ;
  • Модель реакции конкурентов.

Управлять конкурентоспособностью товаров - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять усилия на решение задач повышения качества, снижения издержек производства, обеспечения экономичности и оперативности послепродажного обслуживания. Необходимый уровень составляющих конкурентоспособность элементов обеспечивают следующие факторы: технический уровень производства, уровень организации производства, уровень управления.

Главная задача управления качеством - ориентация на долговременный успех, на потребителя. Это самый надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

С точки зрения менеджмента вопросы прибыльности предприятия необходимо рассматривать с позиций качества, потребительских свойств продукции и ее конкурентоспособности.

Стратегию производства в области конкурентоспособности в зависимости от стадии жизненного цикла товара можно представить в следующем виде (рис.3).

 

Рисунок 3. Стадии жизненного цикла товара

Таблица 3

Стратегии производства в области конкурентоспособности

Стадии

Характеристика стратегии предприятия

Условия успешной реализации стратегии

1

Реализация в товаре новых технических принципов формирования рынка

1. Наличие значительного аппарата, занятого НИОКР 2. Широкая опытно-производственная база.

2

Разработка модификаций изделий, сегментация рынка

1. Гибкая технология 2. Оперативно  функционирующие службы конструкторской  и технологической подготовки  производства

3

Снижение издержек производства, ценовое соперничество

1. Отлаженная технология 2. Большие  производственные мощности

4

Использование возможностей сложившейся инфраструктуры, снижение эксплуатационных затрат

1. Поддержание престижа продукции 2. Развитие широкой сбытовой сети 3. Оперативность и экономичность функционирования сервисных служб


 

При этом следует отметить, что одновременная работа с товарами, находящимися на разных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным предприятиям.

Управление конкурентоспособностью продукции - деятельность, направленная на формирование ряда управленческих решений, которые в свою очередь должны быть направлены на противостояние всевозможным внешним воздействиям для достижения лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.

Системный подход - методология исследования объектов систем. Согласно данному подходу система состоит из двух составляющих: внешнего окружения и внутренней структуры.

Системный анализ - анализ на основе всестороннего изучения ее свойств с применением научных подходов для выявления слабых и сильных сторон системы, ее возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования развития.

Структура системы - совокупность компонентов системы, находящихся в определенной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Количество компонентов системы и их связей должно быть минимальным, но достаточным для выполнения главной цели системы.

Содержание системы - вещественный субстрат системы, совокупность людей, средств производства и предметов труда. Связи - информационные и документальные потоки в системе между ее компонентами для принятия и координации выполнения управленческого решения. Информация должна быть необходимого объема и качества, в нужном месте и в нужное время. Управление должно быть направлено на рациональное использование энергии. Энергия системы - предметы труда - все, что проходит обработку в системе.

Вещество системы - выпускаемый системой в соответствии с планом товар (продукция, услуги). Главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит, прежде всего, от количества изменений в системе и ее окружении. Все изменения имеют определенные закономерности или носят случайный характер.

Сущность инновационного подхода к управлению заключается в ориентации развития экономики страны на активизацию инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей, являющихся двигателями развития экономики.

Воспроизводственное - эволюционный подход к управлению конкурентоспособностью ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя.

Идея стандартизационного подхода к управлению конкурентоспособностью объектов реализуется, во-первых, путем выбора оптимального соотношения между стандартными и индивидуальными решениями при формировании объектов, во-вторых, путем разработки и внедрения системы стандартов соответствующей категории.

Сущность глобального подхода заключается в том, что при формулировании и решении большинства проблем обеспечения конкурентоспособности крупных объектов точка обзора мысленно должна быть над глобальной системой, а не на уровне, где находится анализируемый объект.

Сущность виртуального подхода заключается в применении Интернета, сотовой связи и других средств электронной связи с целью формирования виртуальных организационных структур, по лучения, обработки, использования и передачи информации для удовлетворения соответствующих потребностей, действуя на мест ном уровне, а конкурируя в глобальном масштабе без прямых контактов с клиентами и партнерами, виртуально уничтожая огромные расстояния.

На предприятии все эти подходы необходимо применять только в сочетании друг с другом для достижения положительного результата его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

         

100701.ДО.33.2015.ПЗ

         

ИЗМ.

Лист

№ Докум.

Подпись

Дата

Разработал

Дробышевский А.С

   

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Лит

Лист

Листов

Проверил

Минкова Е.В.

           

Руководитель

Минкова Е.В.

   

ГАОУ СПО города Москвы Технологический

колледж № 24

Рецензент

Мохова Л.А.

   
       

 

 

 

2.1. Общая характеристика  предприятия

Основной вид деятельности: реализация продуктов питания и некоторых сопутствующих товаров.

Магазин «Продукты» реализует продукты питания:

  • молочные, кондитерские, хлебобулочные, гастрономические изделия;
  • консервы, пресервы;
  • продукты глубокой заморозки;
  • прохладительные напитки, пиво, сигареты;
  • некоторые сопутствующие товары.

В число конкурентных преимуществ включаются не низкие, но приемлемые цены. По формам продажи  и методам обслуживания – применяется традиционная продажа через прилавок.

Успех деятельности зависит от организационной структуры фирмы и установления отношений между сотрудниками. Структура управления на данном предприятии – линейно-функциональная (рис. 4).

Рис. 4. Организационная структура управления магазина «Продукты»

Руководство и организацию производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия, контроль и регулирование всей хозяйственной деятельности в целом возложены на директора магазина. Также  директор организует работу  по развитию и совершенствованию хозяйственной деятельности предприятия, повышению эффективности работы предприятия, росту объёмов сбыта продукции и увеличение прибыли.

В обязанности директора также входит обеспечение бесперебойных поставок продукции, урегулирование отношений с поставщиками, заключение договоров поставки на максимально выгодных условиях, осуществление организации хранения товарно-материальных ценностей.

Персонал торгового предприятия составляет 6 человек.

Тесная взаимосвязь между сотрудниками фирмы  должна позволить  реализовывать конкретные задачи развития всей деятельности организации.

Таким образом, организационная структура и состав кадров оказывают огромное влияние на эффективность  работы всей фирмы.

 

2.2. Финансово-экономические  показатели фирмы

 

Финансовое обеспечение коммерческой деятельности осуществляется из собственных средств фирмы.

Чтобы  торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить анализ его хозяйственной деятельности. Это позволяет сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечивает его развитие. В таблице 4 отражены показатели хозяйственной деятельности.

Информация о работе Формирование стратегии конкурентоспособности