Формирование стратегии конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 19:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – провести анализ стратегии конкурентоспособности торгового предприятия магазина «Продукты», разработать предложения по её повышению.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы и сущность конкурентоспособности, изучить основные факторы, определяющие стратегию конкурентоспособности торгового предприятия;
выявить сильные и слабые стороны предприятия магазина «Продукты» и его конкурентов, провести SWOT-анализ предприятия;
разработать пути и меры по повышению стратегии конкурентоспособности торгового предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
4
ГЛАВА 1. Методологические основы изучения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке…………………………………………………………………………..

1.1. Общая характеристика видов конкуренции………………………………

1.2. Понятие и сущность конкурентоспособности……………………………

1.3. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг……

1.4. Уровни конкурентоспособности предприятий…………………………

1.5.Маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия...........................................................................................................

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……...

2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………

2.2. Финансово-экономические показатели фирмы…………………………..

2.3. Внешняя и внутренняя среда магазина «Продукты»…………………….

2.4. Анализ сильных и слабых сторон магазина «Продукты» и его конкурентов……………………………………………………………………..

ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАГАЗИНА «ПРОДУКТЫ»………

3.1 Формирование стратегии конкурентоспособности……………………….

3.2. Переход магазина на самообслуживание…………………………………

3.2.1. Расширение ассортимента продукции…………………………………..

3.3.2. Продвижение товаров на рынок…………………………………………

3.3.3 Автоматизация учета продаж…………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..…………

Файлы: 1 файл

Дробышевский А.С..doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Естественно, что ассортимент в разных типах торговых точек будет значительно отличаться широкий ассортимент супермаркетов и узкий ассортимент «ночников» бросаются в глаза любому внимательному покупателю. В каждой ассортиментной нише могут быть представлены всего одно-два изделия, причем ценовая категория товара в данной ситуации не имеет значения. Главное, чтобы любой покупатель мог увидеть и то, и другое.

Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. На рисунке 13 показан групповой ассортимент товаров, представленный в магазине «Продукты».

Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки, творог и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров представляет разновидности продукции, членения вида на части.

Большая широта ассортимента требует значительных складских запасов, денежных вложений (оборот которых может значительно растянуться во времени).

Но при этом желание покупателя приобрести товар в конкретной торговой точке можно удовлетворить, не залезая в большие затраты. Хорошим способом удовлетворения спроса является работа под заказ: покупатель вносит в кассу часть оплаты или полную стоимость товара, а сотрудники берут на себя труд найти нужное покупателю изделие и доставить его в нужное место.

 

Самые большие в денежном выражении доли рынка занимают сегменты молочной, хлебобулочной и винно-водочной продукции.

Рис.14. Ассортиментная группа молочной продукции  магазина «Продукты»

В магазине представлен узкий ассортимент молочной продукции, хотя она является одним из наиболее востребованных товаров (рис.14). Необходимо более детально просмотреть видовой ассортимент молочных товаров и расширить товарные группы. Предложения по расширению внутривидового ассортимента в таблице 14, это позволит увеличить товарооборот торгового предприятия.

Таблица 14

Расширение внутривидового ассортимента молочной продукции

Наименование товара

Разновидность продукции

 

Молоко

3,2 % жирности

2,8; жирности 

пастеризованное

козье

 

Кефир

2% жирности

1% жирности 

 

Сметана

20 % жирности

15% жирности

10% жирности

 

Творог

9% жирности

5% жирности

низкокалорийный

 

 

Творожные сырки

ванильные

с изюмом

с курагой

глазированные

 

 

Йогурт

сливочный

лёгкий

фруктово-ягодный

для детей младше 3-х лет

творожный

 

Масло сливочное

в фольге

весовое

в пергаменте

шоколадное


 

Для проникновения на новые сегменты рынка, желательно реализовывать 3 группы одного вида продукции:

Во-первых, это группа элитных сортов, которые можно продавать по самым высоким ценам.

Во-вторых, это группа обычных сортов, которые надо продавать по ценам конкурентов - 10 процентов.

В-третьих, это группа дешевых сортов из дешевых материалов или с дешевыми наполнителями. Эти сорта будут продаваться по самым низким ценам. Необходимо, чтобы эти цены были ниже, чем у конкурентов.

 

Рис. 15.  Видовой ассортимент молочной продукции трёх производителей, в руб.

Таким образом, будет 3 группы цен: выше, такие же и ниже, чем у конкурентов. Предлагаемый ассортиментный ряд молочной продукция по производителям (рис.15).

 

3.3.2. Продвижение товаров на рынок

 

Для превращения посетителя в реального покупателя торгового предприятия на него оказывается в магазине массированное воздействие с помощью всех имеющихся средств. Для привлечения внимания в полной мере используются сетями все пять зон воздействия на потребителя: фасад, витрина; входная группа; торговый зал; место выкладки; прикассовое пространство (импульсивная покупка, магазин в магазине).

При этом оформление витрин в фасаде здания, которые с улицы видит покупатель, направлено сегодня обычно не на информирование об основном ассортименте конкретного розничного торговца, а на увеличение реализации товаров определенного производителя.

Чтобы привлечь покупателей предприятию необходимо участвовать в проведении рекламных кампаний как новых продуктов, так и уже известных. Компанию-производитель следует подобрать исходя из контингента покупателей (приложение ).

Для расширения числа посетителей используются всевозможные скидки: до покупки, купоны в газетах, во время покупки, после покупки. Эта система замыкается на производителя, который возвращает деньги. Например, ежедневно с 9 до 11 часов предоставляются скидки до 5% на все товары без ограничения суммы покупки всем пенсионерам независимо от места проживания по предъявлении удостоверения. Введение скидок позволяет торговцу оптимально манипулировать покупательскими потоками, перераспределяя их в более выгодном для себя направлении.

 

3.3.3.Автоматизация учета продаж

 

Часто в часы пик у кассы образовывается очередь из покупателей, это приводит не только к задержке покупателей, но и к спешке в работе персонала, что в свою очередь приводит к ошибкам в их деятельности и еще более замедляет процесс продаж.

Можно автоматизировать рабочее место кассира, снабдив его дополнительным оборудованием, например, сканером штрихового кода, и соответствующим программным обеспечением. В этом случае кассиру нет необходимости уделять каждому товару в корзине покупателя столь пристального внимания, чтобы верно пробить цену: достаточно лишь просканировать штриховой код, который для каждого вида товара является уникальным и в настоящее время наносится практически на любой товар еще предприятием изготовителем, и закрыть чек. Очевидно, что такой способ регистрации покупок заметно ускоряет процесс продаж и минимизирует возможность ошибок персонала. В дополнении ко всему этот метод обладает массой дополнительных удобств, например, позволяет выводить в чеке не только цену товара или сумму по чеку, но и наименование каждого приобретенного товара и т.д.

Кроме того, в торговом бизнесе весьма важным является правильное и адекватное ведение учета товаров, как проданных, так и оставшихся в торговом зале или на складе. Для крупных магазинов со сложной организацией такое ведение учета - очевидно. Однако это актуально и для небольших супермаркетов самообслуживания, которые зачастую даже не имеют собственного склада или имеют склад, но такой, который не позволяет создать должных запасов товаров. Такие магазины, как правило, работают с множеством поставщиков и делают небольшие закупки, а, следовательно, бизнес их владельцев может заметно страдать от неритмичности поставок.

Именно поэтому, в целях ведения оперативного учета, более не нуждающегося в бесчисленной череде каждодневных инвентаризаций, автоматизация торговли предлагает компьютеризированный метод учета продаж. Суть предлагаемого метода состоит в том, что продажи товаров, фиксируемые в торговом зале, отражаются в единой информационной базе товаров, показывающей реальное положение дел. А специальное программное обеспечение позволяет получать статистику по продажам или по остаткам товаров как на складе, так и в торговом зале. В качестве информационной базы товаров может использоваться и любая другая база товаров, например, та, что используется в программе товароучета.

Все предложенные мероприятия  перспективны. И процесс превращения потенциальных возможностей повышения конкурентоспособности в реальную действительность осуществим и возможен, и поможет достичь главной  цели  любого торгового предприятия получение прибыли.

Для повышения конкурентоспособности торгового предприятия «Продукты» предлагается ряд мероприятий.

Во-первых, для достижения поставленных целей необходим переход магазина на систему самообслуживания.

Вторым важным мероприятием является расширение ассортимента продукции.

В-третьих, необходимо участвовать в проведении рекламных кампаний.

В-четвёртых, ввести безналичное обслуживание при расчёте с покупателями.

В-пятых, автоматизировать учет.

При реализации предложенных мероприятий у фирмы, привлекая новых клиентов, будет возможность получать дополнительную прибыль, обеспечит устойчивое положение на рынке, а значит, и конкурентоспособность фирмы.

Проведем экономическую оценку мероприятий, используя расценки на услуги и прайс-листы организаций и предприятий, размещающих свою рекламу в сети Интернет.

Исходя из представленных проектов и прайс-листов, получаем следующий список оборудования и программного обеспечения, необходимый для реализации запланированных мероприятий (Табл. 15).

 

Таблица15

Оборудование и программное обеспечение

Количество, шт

Стоимость, руб

Кассовые узлы:

-Кассовые столы STREAM-L-200(с полками под корзины)

-POS-система "ШТРИХ-miniPOS II"с фискальным регистратором"ШТРИХ-М-ФР-К"

-Стационарный сканер  штрих-кода Metrologic MS 3850 Quantum T

-Денежный ящик"ШТРИХ-HPC-13S"

-Весы электронные "ШТРИХ-СЛИМ-300"

 

1

 

1

 

1

 

1

1

 

19169

 

23450

23000

4165

 

1900

4360

Весовое оборудование:

Весы с печатью этикетки "ШТРИХ-MASS" версии 02

 

1

 

15000

Стеллажное оборудование:

Стеллаж пристенный "Стандарт"

Стеллаж островной "Стандарт"

Стеллаж "Хлебный"

Стеллаж "Овощной"

 

2

1

1

1

 

4991

7439

3590

9309

Холодильное оборудование со встроенными агрегатами:

Пристенная холодильная витрина Vigora A 190

Пристенная холодильная витрина Vigora A 250

Островная холодильная витрина серии Versa A 250

 

 

1

1

 

1

 

 

62462

77734

 

78655

Рабочее место товароведа:

Офисный ПК

Ручной сканер штрих-кода Metrologic MS 5145 Eclipse

Товароучётная программа "ШТРИХ-М: Торговое предприятие" v.5.0

 

1

1

 

1

 

9250

3015

 

20000

Итого:

 

372480


 

Общие затраты на предложенные мероприятия составляют 378480 руб (табл. 16).

Таблица16

Затраты на мероприятия

Наименование

Сумма, в руб.

Введение самообслуживания и автоматизации

372480

Проведение обучения сотрудников

3000

Комиссия банку за безналичное обслуживание

3000

Всего

378480


 

Рассчитаем показатели эффективности предлагаемых мероприятий исходя затрат на мероприятия и следующих предпосылок, изложенных в литературе:

- товарооборот в магазинах, переходящих на систему самообслуживания, увеличивается в среднем в 1,5 раза,

- при прочих равных условиях (проходимости и т.д.) перевод торгового  предприятия в формат самообслуживания  приводит к увеличению прибыли  в среднем на 50%.

Таблица 17

Показатели эффективности предлагаемых мероприятий

Название показателя

2012

2013, после реализации мероприятий

Отклонения,

%

1. Товарооборот, в тыс. руб.

2200

4400

200

2. Прибыль, в тыс. руб.

950

1475

55,3

3. Фонд оплаты труда, в  тыс.руб.

650

780

20

4. Себестоимость, в  тыс.руб.

1400

1778,48

27

5. Рентабельность  продаж, в %

43,2

44,7

3,5

6. Рентабельность продукции, в %

67,9

82,9

22,2


 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         

100701.ДО.33.2015.ПЗ

         

ИЗМ.

Лист

№ Докум.

Подпись

Дата

Разработал

Дробышевский А.С

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лит

Лист

Листов

Проверил

Минкова Е.В.

 

10.06.15

       

Руководитель

Минкова Е.В.

   

ГАОУ СПО города Москвы Технологический

колледж № 24

Рецензент

Мохова Л.А.

   
       

Информация о работе Формирование стратегии конкурентоспособности