Финансовый бюджет как главное звено финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 00:25, реферат

Описание работы

Административно ФРГ состоит из Федерации, Земель и общин. Для них Основным законом установлены четко определенные задачи, соответствующие их сферам деятельности. Для их выполнения они должны нести расходы. Поэтому средства, поступаемые от граждан на общественные нужды идут не в общую кассу, а распределяются между Федерацией, Землями и общинами. На Земли возложено выполнение всех государственных задач, если в Основном законе прямо не предусмотрена или не допускается иная регламентация. Важнейшие задачи земель распространяются преимущественно на область культуры, на систему образования. правосудие, полиция и государственное здравоохранение.

Файлы: 1 файл

Doklad_na_stol.docx

— 49.15 Кб (Скачать файл)

Уже само разграничение компетенций и источников доходов между федеральным центром, землями и общинами воздействует на финансовую обеспеченность отдельных регионов. Однако наиболее существенно она изменяется в результате вертикального и горизонтального финансового выравнивания между землями. Кроме того, существует и скрытое финансовое выравнивание, которое осуществляется как за счет федерального бюджета, так и за счет средств других центральных бюджетов, особенно бюджета социального страхования. Горизонтальное перераспределение можно считать вторичным, когда уже полученные доходы в определенной степени уравниваются путем изъятия их части у финансово сильных ("богатых") земель и передачи их финансово слабым ("бедным") землям.

Основные налоги (свыше 70% объема поступлений) — совместные по получению. Например, налог на корпорации делится пополам между федерацией и землями, подоходный налог делится на три части: 15% получают общины и по 42,5% — федерации и земли.

Сложнее всего делится налог с оборота: доли, которые приходятся на федерацию и земли, пересматриваются каждый год и закрепляются в специальном законе. Доля федерации в последние годы обычно превышает долю земель: когда в соотношении 54:46, а когда — 50,5:49,5.

К горизонтальной форме относится и перераспределение части налога с оборота (аналог российского НДС). Финансовая конституция устанавливает порядок, который обеспечивает рациональное участие федерации в целом и составляющих ее территорий в совокупном доходе национального хозяйства.

При этом решается четыре задачи:

1) распределение расходов;

2) распределение законодательных  полномочий в области налогообложения;

3) распределение налоговых  поступлений;

4) организация управления  в финансовой сфере (главный принцип  данной организации - недопущение  дублирования центра и земель  в отношении одних и тех  же налоговых сборов, даже если  они поступают на разные административные  уровни).

В целом в федеральный центр поступает примерно 45% всех налоговых доходов, землям достается чуть более 37%, общинам - 13%; около 5% (в основном пошлины) перечисляется в бюджет ЕС. Одним из видов финансовой поддержки регионов являются прямые федеральные перечисления (трансферты), среди которых различают:

– трансферты территориям с низким уровнем бюджетных доходов;

– трансферты территориям с высоким уровнем бюджетных доходов в качестве компенсации за высокий объем выравнивающих платежей в пользу восточных Земель;

– трансферты на особые нужды некоторым Землям;

– трансферты на погашение задолженности региональными бюджетами; трансферты бюджетам восточных Земель для стимулирования инвестиций и экономического роста.

Специальная компенсация из федерального бюджета предусмотрена и в случае, когда определенные мероприятия центра влекут за собой финансовые проблемы (например, строительство военных городков или размещение федеральных ведомств).

Если налоговых поступлений явно не хватает для покрытия расходов, то слабые в финансовом отношении земли могут получать дополнительные федеральные перечисления (трансферты), используя эти средства по своему усмотрению. Специальная компенсация из федерального бюджета предусмотрена и в случае, когда определенные мероприятия центра влекут за собой финансовые проблемы (например, строительство военных городков или размещение федеральных ведомств

Таковы некоторые примеры перечислений средств из центра регионам. Если селективная помощь (да и в целом трансферты из центра регионам) вызывает критику со стороны специалистов, то вертикальное распределение налогов является достаточно устойчивой и эффективной формой финансового порядка.

Германский механизм горизонтального выравнивания между землями, закрепленный в Основном законе и особом Законе о финансовом выравнивании, призван скорректировать рассмотренное выше вертикальное распределение налогов с целью сокращения остающихся региональных различий в бюджетных доходах на душу населения, с тем чтобы они для всех земель были не ниже 95% среднегерманского уровня.

Прежде всего, это касается земельной доли поступлений налога с оборота: 75% ее распределяется между землями пропорционально числу жителей, а остаток отчисляется слабым в финансовом отношении землям (финансовая сила которых не достигает 92% среднегерманского уровня).

Горизонтальное выравнивание в узком смысле базируется на двух показателях - финансовой силы и выравнивания.

Первый отражает величину получаемых землей налогов, а в отдельных случаях корректируется с учетом их особых финансовых потребностей (например, необходимости содержать порты, которыми пользуются все земли).

Второй показывает соответствие бюджетных доходов, получаемых землей, доле населения, проживающего в ней (здесь также не обходится без корректировок, обусловленных, например, размерами городов, поскольку считается, что финансовые потребности для жителей крупных агломераций существенно выше, да и сами крупные города играют важную роль для жителей окрестностей).

Трансферты слабым землям осуществляются ступенчатым образом: сумма, необходимая для достижения ими 92% среднегерманского уровня бюджетных доходов на душу населения, поступает за счет перераспределения налога с оборота; для достижения отметки 95% - за счет предоставления обязательных трансфертов без всяких условий, а от 95 до 100% - за счет предоставления трансфертов, дифференцированных в зависимости от особых финансовых потребностей.

Сложившаяся в ФРГ бюджетная система предполагает, что внутри каждого субъекта федерации существует собственная методика перераспределения ресурсов между бюджетами муниципальных образований. Обычно при составлении таких методик органы власти Земель исходят в первую очередь из расходных потребностей муниципалитетов,

 

Сравнение расходов правительства Германии и стран соседей

Расходы правительства Германии и стран соседей, млрд. долл., 1970-2012

Год

Германия

Франция

Нидерланды

Бельгия

Польша

Дания

Австрия

Чехия

1970

34.2

25.4

6.9

4.4

5.4

3.4

2.3

 

1980

193.6

147.6

44.2

28.6

11.2

18.9

14.7

 

1990

330.1

270.4

67.9

39.9

13.4

34.1

30.7

6.3

2000

358.9

303.9

84.6

49.5

29.9

40.2

36.5

11.9

2010

645.2

638.1

221.1

114.2

89

90.6

73.6

42.3

2012

660.9

645.9

219.2

120.2

91.3

90.1

75

40.3


 

Сравнение расходов правительства Германии в 2012 году и стран соседей. Расходы правительства Германии были больше, чем расходы правительства Франции (645.9 млрд.долл.), расходы правительства Нидерландов (219.2 млрд.долл.), расходы правительства Бельгии (120.2 млрд.долл.), расходы правительства Польши (91.3 млрд.долл.), расходы правительства Дании (90.1 млрд.долл.), расходы правительства Австрии (75 млрд.долл.), расходы правительства Чехии (40.3 млрд.долл.). Расходы правительства на душу населения в Германии были больше, чем расходы правительства на душу населения в Чехии (3779.7 долларов), расходы правительства на душу населения в Польше (2389.7 долларов), но были меньше, чем расходы правительства на душу населения в Дании (16087.7 долларов), расходы правительства на душу населения в Нидерландах (13115.6 долларов), расходы правительства на душу населения в Бельгии (10870.3 долларов), расходы правительства на душу населения во Франции (9800.1 долларов), расходы правительства на душу населения в Австрии (8859.5 долларов).

Сравнение расходов правительства Германии в 2012 году и стран лидеров. Расходы правительства Германии были меньше, чем расходы правительства США (2548 млрд.долл.) в 3.9 раза, расходы правительства Японии (1219.7 млрд.долл.) на 84.6%, расходы правительства Китая (1119.8 млрд.долл.) на 69.4%. Расходы правительства на душу населения в Германии были больше, чем расходы правительства на душу населения в Китае (813.2 долларов) в 9.8 раза, но были меньше, чем расходы правительства на душу населения в Японии (9585 долларов) на 20.1%, расходы правительства на душу населения в США (8025 долларов) на 0.55%.

Банки

В Германии нет никаких ограничений на банки, осуществляющих как коммерческие, так и инвестиционно-банковские операции и, в результате, большинство немецких банков, в принципе, универсальные банки. Универсальные банки можно разделить на три основные группы: частные банки, на долю которых приходится 38 процентов банковских активов в 2012 году; публично принадлежащие сберегательный банк сектор, с 29,4 процента банковских активов; и кооператив банковский сектор с 11,8 процентов банковских активов. Общее число банков в Германии является высоким по сравнению с другими крупными европейскими странами, как в абсолютных цифрах, а по отношению к численности населения, с 1988 учреждений в 2012 году, это немного сбивает с толку, так как это в основном объясняется большой количество местных сбережений

банки и кредитные кооперативы, которые связаны в рамках их соответствующих секторах путем взаимных гарантий и региональных или центральных учреждений (МВФ, 2011, р. 7).

Частные банки

Официальные статистические данные, опубликованные Бундесбанка различать три формы частных банков: крупных банков, региональных банков и филиалов иностранных банков. Шесть учреждений были обозначены как крупных банков в 1980 году, но, в результате неудач, слияний и поглощений, их число сократилось до четырех к 2010 г. (см таблицу 3.1). Несмотря на снижение количества учреждений, доля больших банков из общего объема банковских активов выросла весьма заметно: он составлял около 10 процентов в 1980-х, и большинство из 1990-х годов, но затем увеличилась до 18 процентов в 1999 году и 25 процентов в 2010 году.

 

 

 

 

 

1980 2000 2007 2012

 

Number

% assets

Number

% assets

Number

% assets

Number

% assets

Total

3,359

100.0

2,987

100.0

2,038

100.0

1,988

100.0

Private banks

162

23.5

290

27.1

254

29.4

284

38.3

Big banks

6

9.8

4

15.4

5

18.6

4

25.3

Regional banks

100

10.5

199

9.8

157

8.9

168

9.4

Branches of foreign banks

56

1.7

87

2.0

92

2.0

110

3.6

Savings bank sector

611

38.6

580

35.3

461

33.9

436

29.4

Landesbanken

12

16.5

13

19.8

12

20.2

10

16.7

Primary savings banks

599

22.1

567

15.5

449

13.7

426

12.7

Cooperative sector

2,304

14.8

2,039

12.5

1,259

11.7

1,123

11.8

Regional institutions

10

4.0

4

3.6

2

3.4

2

3.4

Primary cooperative banks

2,294

10.7

2,035

8.8

1,257

8.3

1,121

8.4

Special banks

               

Mortgage banks

39

13.6

32

14.6

22

11.5

18

6.9

Building and loan associations

 

0.0

32

2.5

26

2.6

23

2.3

Special purpose banks

17

6.4

14

7.9

16

10.9

17

11.2

Memo item

               

Foreign banks

   

148

4.1

138

11.4

150

12.1

of which majority owned foreign banks

   

61

2.1

46

9.4

40

8.5


 

Deutsche Bank является на сегодняшний день крупнейшим из крупных банков и, что удивительно, учитывая размер экономики Германии, это только крупным международным игроком страны. В 2010 его активы составляли 1900 млрд евро, почти в три раза больше, чем на следующий по величине немецкого банка (До начала кризиса, банк лихо стремился к доходности капитала в размере 25 процентов. Банк проводит агрессивную политику международной экспансии и был важным участником в предоставлении ипотечных кредитов и упаковки субстандартных ипотечных кредитов в непрозрачных бумаг в США, где он столкнулся с многочисленными гражданское и уголовное судебных дел. Commerzbank является вторым по величине крупный банк с активами в 2010 году 754 млрд евро. В 2009 году он взял на себя Dresdner Bank, который был вторым по величине банком, но которые потерпели большие убытки.ЮниКредит Банк, который был сформирован в результате слияния двух средних баварских банков в 1998 году, является третьим по величине из крупных банков, с активами 372 млрд евро в 2010 году Бундесбанк также включает в своей категории крупных банков Сообщение банка , который был выделен из состава Deutsche Post в 1990 году и продал в 2004 году было активы 214 000 000 000 евро в 2010 году, Deutsche Bank, который впервые приобрел акции в почтовом банке в 2008 году, поднял свою долю до 93,7 цент в 2012 году, так что он может на самом деле не следует рассматривать как отдельное учреждение.

Крупные банки традиционно выступали в качестве домашних банков до крупных промышленных концернов Германии, предоставляя долгосрочные кредиты и, сидя на компании наблюдательных советов в результате владения акциями и осуществляющим голосование по доверенности мелких акционеров. С 1970, однако, крупные фирмы «инвестиции в основной капитал не увеличился так сильно, как в первые послевоенные десятилетия и их потребность в внешнего финансирования снизилась. Кроме того, крупные фирмы начали получать некоторую внешнего финансирования с рынка облигаций. В результате кредитования крупных банков страны, не являющиеся банками, на долю которых приходится около 75 процентов активов крупных банков "в 1960-е годы, резко снизилась в важности. В 1980-х и начале 1990-х он составлял около 65 процентов активов, но затем упал сильно, снижается до некоторой 45 процентов активов в 2007 году, когда началась финансовый кризис, и лишь 25 процентов активов в 2011.The крупные банки изначально отреагировали на снижение их традиционного бизнеса, стремясь расширить кредитование малых и средних предприятий, но это оказалось довольно неудачной вследствие сильного сложившиеся отношения между местными сберегательных банков и малых и средних предприятий. Крупные банки потом повернулся, чтобы способствовать развитию рынков ценных бумаг, где они могли бы заработать сборы от инвестиционно-банковских операциях (Deeg, 1999, с. 87-89). В целях развития инвестиционного банкинга, Deutsche Bank приобрел лондонский инвестиционный банк Morgan Grenfell в 1990 году и в Нью-Йорке Bankers Trust в 1998 году по той же причине Dresdner Bank приобрел лондонский Kleinwort Benson в 1995 году создал основу к большей активности на международных финансовых рынках, и Deutsche Bank фактически на основе своих инвестиционно-банковские операции в Лондоне. Сдвиг в сторону инвестиционного банкинга и снижение важности кредитной деятельности нашло свое отражение в источнике заработка больших банков. Доля чистого процентного в общем объеме доходов больших банков (чистый процентный плюс сборы) снизился с чуть менее 80 процентов в начале 1980-х в рамках 60 процентов в 2000 году, хотя это опять же увеличилась до почти 70 процентов в 2008 и 2009 годах .

Информация о работе Финансовый бюджет как главное звено финансовой системы