Финансовый бюджет как главное звено финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 00:25, реферат

Описание работы

Административно ФРГ состоит из Федерации, Земель и общин. Для них Основным законом установлены четко определенные задачи, соответствующие их сферам деятельности. Для их выполнения они должны нести расходы. Поэтому средства, поступаемые от граждан на общественные нужды идут не в общую кассу, а распределяются между Федерацией, Землями и общинами. На Земли возложено выполнение всех государственных задач, если в Основном законе прямо не предусмотрена или не допускается иная регламентация. Важнейшие задачи земель распространяются преимущественно на область культуры, на систему образования. правосудие, полиция и государственное здравоохранение.

Файлы: 1 файл

Doklad_na_stol.docx

— 49.15 Кб (Скачать файл)

1. Финансовый бюджет  как главное звено финансовой  системы.

Административно ФРГ состоит из Федерации, Земель и общин. Для них Основным законом установлены четко определенные задачи, соответствующие их сферам деятельности.  Для их выполнения они должны нести расходы. Поэтому средства, поступаемые от граждан на общественные нужды идут не в общую кассу, а распределяются между Федерацией, Землями и общинами. На Земли возложено выполнение всех государственных задач, если в Основном законе прямо не предусмотрена или не допускается иная регламентация. Важнейшие задачи земель распространяются преимущественно на область культуры, на систему образования. правосудие, полиция и государственное здравоохранение.

На долю Федерации приходятся основные задачи, а значит и финансирование.

Формально все звенья бюджетной системы автономны.

1.1. Бюджетный процесс и финансовый  контроль.

Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления - федерации (центральный бюджет), земель (региональные бюджеты), и общин (местные бюджеты). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения.

Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом).

1.2. Доходы  федерального бюджета.

Здесь особую роль играет налоговая политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доход бюджета, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового.

Федерация получает полностью налог на спиртоводочные изделия, все налоги на потребление (кроме налога на пиво) и страховую пошлину, равно как и все таможенные пошлины. Совместные налоги: подоходный налог - федерация- 42,5%, земли -42,5%, общины - 15%; налог на корпорации - федерация -50%, земли -50%; налог с оборота - федерации - 65%, земли -35%.

Налоговая система ФРГ включает прямые и косвенные налоги. Основными плательщиками налогов являются рабочие и служащие. На их долю приходится около 70% всех налоговых поступлений в стране.

Налоговая система ФРГ опирается, прежде всего, на подоходный налог. Данным налогом облагаются все граждане имеющие доход. Подоходный налог включает два вида налога: налог на заработную плату и налог с капитала. Минимальная ставка подоходного налога -22,9%, максимальная - 51% (до 1990 г. она составляла 56%). Ежегодные доходы, не превышающие 13500 марок у не состоящих в браке и 27000 марок у состоящих в браке, налогом не облагаются. Налоговая реформа Федерального Правительства приведет к дальнейшему заметному сокращению налогового бремени всех лиц наемного труда. Поимущественным налогом или налогом на собственность облагается имущество физических и юридических лиц. Ставка для физических лиц - 0,5%, для юридических лиц - 0,6%.

Обложение юридических лиц производится посредством налога на корпорации. Ставка налог на корпорации для нераспределенной прибыли - 50%, для распределенной прибыли -36%. В настоящее время с началом функционирования единого европейского внутреннего рынка во всех странах - членах Европейского Союза вводится единообразная ставка: минимальная - в размере 30%, максимальная - 40%.

Промысловым налогом облагаются  капитал и доходы предприятия как хозяйствующего субъекта. Промысловый налог взимается при распределении прибыли до уплаты корпорационного налога. Взимание налога осуществляется по двум ставкам: 5% суммы промыслового налога и 0,2% балансовой стоимости основного капитала.

Поземельным налогом облагаются земельные участки предприятий, лесное хозяйство, сельскохозяйственные угодья. Диапазон ставок этого налога колеблется от 0,6 % до 3,1%. Ставка состоит из двух частей: основной ставки, и надбавки соответствующей общины, которая определяется состоянием местных финансов.

Налог на транспортные средства уплачивают владельцы мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей.

К косвенным налогам ФРГ относят налог на добавленную стоимость, земельный налог с оборота, индивидуальные акцизы (на нефтепродукты, табак, кофе), налог с оборота импорта, фискальная монополия и таможенные пошлины. НДС облагается конечный потребитель в частной и государственной сфере потребления товаров и услуг. Применяются две ставки НДС: общая (14%) и льготная (7%).

Монополистическому капиталу предоставляются большие льготы при обложении НДС. Во-первых, НДС не взимается с прибыли при ее обложении. Во-вторых, поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и вспомогательных материалов, товаров от одной компании к другой, товары на экспорт облагаются по льготной ставке.

Помимо НДС ряд товаров облагается индивидуальными акцизами. Эти акцизы называются в ФРГ налогами на потребление и являются второй группой косвенных налогов в стране. Удельный вес налогов на потребление в общей сумме косвенных налогов превышает 40%.

К числу важных косвенных налогов относятся и таможенные пошлины. Ими облагаются как импортные, так и экспортные товары. Удельный вес таможенных пошлин в общей сумме налоговых поступлений составляет около 3%. ФРГ относится к числу стран, применяющих адвалорные (процентные пошлины

1.3. Расходы  федерального бюджета.

Одним из орудий воздействия государства на процесс общественного воспроизводства выступают государственные расходы. За счет бюджета в первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин.

Удельный вес расходов центрального правительства в ВНП остается сравнительно стабильным: от 13% в повышательных фазах до 15% в годы кризисов. На центральное правительство ложатся все военные расходы и расходы на внешние отношения, основная часть социальных затрат, а также расходов на финансовое содействие отдельных отраслей, производств и регионов, на науку и образование, на содержание административного аппарата.

Важное место в системе государственного регулирования принадлежит бюджетным расходам на экономику. Военные расходы в федеральном бюджете страны составляют примерно 25-30%. Причем нужно заметить, что большая доля военных расходов приходится на бюджеты земель и общин. 

Финансирование научно-технических программ осуществляется через министерство исследований и технологий. Доля расходов на науку и образование невелика (2-5%) по сравнению с социальными выплатами, субсидиями на экономику и затратами на управление.

Одна из целей бюджетной политики - смягчение социального неравенства в обществе. Решается она как характером налогообложения, так и трансфертами из бюджета нуждающимся семьям

1.4. Государственный  долг и бюджетный дефицит.

Государственный долг ФРГ, как и других, промышленно развитых  государств, стал одним из факторов функционирования финансовой системы. По величине и темпам роста долга ФРГ стоит на третьем месте после США, Великобритании.

Наряду с ростом государственной задолженности увеличивается и кредитная деятельность государства. На протяжении нескольких последних лет сумма предоставленных кредитов превышает сумму полученных займов.  ФРГ размещает займы внутри страны и за границей.

Рынок государственных  ценных бумаг Германии - четвертый крупнейший международный рынок правительственных обязательств после США, Японии и Великобритании.  Отличительной его особенностью является то, что он по своему объему не превалирует над рынком остальных типов долговых фондовых инструментов,  но значительно превышает рынок акций. 

     Другой важной  чертой рынка государственных  облигаций в ФРГ  является  наличие единого статуса и  универсальных правил совершения  операций с разными видами  правительственных долговых  инструментов.  В  качестве  эмитентов государственных  ценных бумаг выступают:  федеральное  правительство;  специальные его  службы (железные дороги и почта); правительства земель; местные органы  власти (общины коммуны).

     Для финансирования  государственного долга Федеральное  Правительство выпускает следующие  виды ценных бумаг: облигации  ФРГ; федеральные облигации;  долговые  сертификаты; федеральные кассовые  облигации; сберегательные сертификаты; казначейские финансовые обязательства; беспроцентные казначейские сертификаты.

Большая часть государственного долга ФРГ размещена у банков, сберегательных касс и Фонда социального страхования. Кредиторами Правительства в первую очередь выступает государственная кредитная система - государственные ипотечные специальные банки, Бундесбанк.

2. Специальные  правительственные фонды.

Специальные фонды - важное звено финансовой системы ФРГ. По объему эти фонды стоят на втором месте после государственного бюджета  страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования

Фонды социального страхования включают страхование от несчастных случаев, страхование на случай болезни, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму.

Самыми значительными, кроме налогов являются взносы на социальное страхование.

Система пенсионного обеспечения Германии содержит сочетание двух систем финансирования  обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Эта система называется "системой трех уровней".

Первый - (около 80% всех пенсионных выплат в основном финансируется перераспределительным способом)- охватывает, прежде всего, обязательное пенсионное страхование всех работников по найму.

Страхование и выплаты по безработице осуществляются федеральным ведомством занятости. Страховые отчисления обязательны для рабочих и служащих независимо от их доходов. Безработные получают пособие, которое зависит от общего трудового стажа, от размеров последней заработной платы, от  возраста, от наличия обязательства по содержанию детей. В финансовую систему страны входят внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении Центрального Правительства: Фонд выравнивания бремени войны, Фонд развития европейской экономики и другие целевые фонды.

2.1. Бюджеты земель и общин Германии.

Финансы земель и общин занимают важное место в финансовой системе страны. Налоговая система земель насчитывает около 25 налогов.

Общины получают промысловый, поземельный налог и местные налоги (на собак, на охрану и рыбалку, на второе жилище). Поземельным налогом облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки. Налог затрагивает широкие слои населения и взимается с приносимого дохода в размере 1-2%.

2.2 Государственные предприятия.

Основу государственных промышленных предприятий составляют крупные концерны, в руках которых сосредоточено около 2/3 всего акционерного капитала государственных предприятий. В обрабатывающей промышленности 100 крупнейших фирм сосредотачивают 60% общего оборота и более 50% общего числа занятых. Крупнейшие германские объединения сохраняют свои позиции в иерархии 500 промышленных гигантов мира (1962 г. – 36, 1992 г. – 32).

Финансы государственных предприятий - составная часть финансовой системы страны. ФРГ имеет развитый сектор государственной собственности. В руках властей земель, общин и Федерального Правительства полностью находится транспорт и связь, горная промышленность, черная и цветная металлургия, все производство электроэнергии, алюминия, около 50% производства автомобилей и судов, добыча нефти и газа.

Большие средства из бюджета направляются на строительство объектов военного назначения и научные исследования военного характера. Государственные капиталовложения направляются также в инфраструктуру.

Финансовый капитал страны представлен  группами  сросшихся  между собой  промышленных, финансовых и прочих монополий, охватывающих всё национальное хозяйство. Это объясняется громадной  концентрацией  банковского  капитала  в  руках  пяти гроссбанков - "Дойче банк", "Дрезден банк", "Коммерцбанк", "Байерише банк", "Вестдойче ЛБ": они контролируют около 80%  акционерного капитала страны.  Три главные  финансовые группы  сформировались вокруг этих гроссбанков. 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Особенности финансовой системы Германии

 В немецком научном и политическом лексиконе широко используется понятие "финансовая конституция", которая составляет самый крупный раздел Основного закона ФРГ (Конституции государства). В нем закреплены принципы и правила, регулирующие отношения федерального центра и федеральных земель, что обеспечивает их устойчивость, предотвращая нежелательные воздействия политической конъюнктуры (например, в результате смены кабинетов).

Финансовая конституция решает 4 задачи:

- распределение расходов;

- распределение законодательных  полномочий в области налогообложения;

- распределение налоговых  поступлений;

- организация управления  в финансовой сфере.

Принцип распределения расходов в Германии прост: кто принимает решения, тот и финансирует их реализацию. Если же центр и земли решают совместные задачи (например, содействие научным исследованиям или совершенствование аграрной структуры), то принципы финансирования четко регулируются как в основном законе, так и в отдельных нормативных актах. Законодательные полномочия в области налогообложения также распределены между центром и землями. К исключительной компетенции федерации относятся лишь пошлины и акциз на водку (на которую сохраняется госмонополия), а к исключительной компетенции земель — некоторые «малые» налоги (например, на охоту, на напитки, на собак и т. п.). В основном же налоги устанавливаются в рамках так называемого конкурирующего федерального законодательства.

Информация о работе Финансовый бюджет как главное звено финансовой системы