Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной зашиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления.

Файлы: 1 файл

БС-ФОМС3.doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

Законом Кировской области от 28 июня 2012 года № 168-ЗО «Об исполнении бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год» утвержден отчет об исполнении бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) за 2011 год:

- по доходам в сумме 8 345 664,9 тыс. рублей;

- по расходам в сумме 7 943 533,2 тыс. рублей.

Бюджет Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования представлен в таблице 3:

Таблица 7 – Доходы и расходы КОТФОМС за 2009-2011гг, тыс.руб.

Наименование показателя

Исполнение бюджета ТФОМС

В % 2011 к 2009

2009

2010

2011

Доходы бюджета – всего

4575995

4499207

8345664,9

55

Налоговые доходы

1022750

1094239

1148715

89

Страховые взносы на ОМС неработающего населения, уплачиваемые органами исполнительной власти субъектов РФ, включая недоимку пени и штрафы прошлых лет

929292

919461,1

1349650,6

69

Другие неналоговые поступления

95395

81144

98927,4

96

Средства бюджета Федерального фонда на выполнение территориальной программы ОМС

1797066

1550378

1594748,9

113

Субсидии на проведение дополнительной диспансеризации работающих

25518

50032

61766,4

41

Субсидии на проведение диспансеризации детей-сирот и оставшихся без попечения родителей

10830

10685

12189

89

Средства на финансовое обеспечение дополнительных выплат работникам участковой службы

165684

165294

175521

94

Межбюджетные трансферты из бюджетов городских округов

 

22320

5471439

 

Расходы бюджета – всего

4534249

4688544

7943533,2

57,08

На выполнение территориальной программы ОМС

4255385

4424871

6035774,5

70,5

Финансовое обеспечение государственного задания, оказываемого работниками участковой службы

165683

164466

175521

94,39

Проведение дополнительной диспансеризации работающих

61021

48942

62086,4

98,28

Проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без родителей

16020

13165

12192,3

131,4

На выполнение управленческих функций территориальным фондом

36140

37100

38050

94,98


Основными доходными источниками являются средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, страховые взносы работодателей.  Взносы на неработающее население и налоговые доходы увеличились в сравнении с 2010 г и составили увеличение на 3% и 7% соответственно. В структуре доходов средства из федерального бюджета занимают первое место и имеют тенденцию к снижению 39,5%, 34,5% и 19,1% соответственно по годам 2009-2010-2011гг. В сравнении 2011 г к 2009 уменьшение составило 20,4%. Увеличение наблюдается по доходам налоговым и за счет страховых взносов на ОМС неработающего населения, уплачиваемые органами исполнительной власти субъектов РФ, включая недоимку пени и штрафы, соответственно на 7% и 3%.

Основные статьи расходов КОТФОМС составляют расходы на выполнение территориальной программы ОМС, в 2011г наблюдается увеличение расходов на 4%.

Бюджет КОТФОМС в 2009 и 2011гг с профицитом на сумму 41746 и 402131,7 соответственно по годам. В 2010 году дефицит составляет 189337т.р.

Расчетная стоимость Территориальной программы ОМС на 2011 год 6 204,74 млн. рублей. Постановлением Правительства Кировской области от 22.12.2011 № 83/664 (с изменениями) стоимость Территориальной программы ОМС утверждена в сумме 4 461,98 млн. рублей. Дефицит Территориальной программы ОМС в 2011 году составил 28% (в 2009 году этот показатель составлял 30,8%). Фактически на выполнение Территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2010 году из бюджета фонда направлено 4 461,97 млн.руб. [19]

Фонд в 2012 году осуществляет расходы на финансирование мероприятий по проведению диспансеризации работающих граждан и пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет остатков средств бюджета Фонда, сложившихся по состоянию на 1 января 2012 года и образовавшихся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований 2011 года, предусмотренных на указанные цели, и межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда на указанные цели с внесением изменений в сводную бюджетную роспись Фонда.

Фонд в 2012 году осуществляет расходы на финансирование областной программы "Модернизация здравоохранения Кировской области" на 2011 - 2012 годы за счет остатков средств бюджета Фонда, сложившихся по состоянию на 1 января 2012 года и образовавшихся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований 2011 года, предусмотренных на указанные цели, и межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда на указанные цели с внесением изменений в сводную бюджетную роспись Фонда.

Фонд в 2012 году осуществит расходы на финансирование областной программы "Модернизация здравоохранения Кировской области" на 2011 - 2012 годы за счет остатков средств бюджета Фонда, сложившихся по состоянию на 1 января 2012 года и образовавшихся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований 2011 года, предусмотренных на указанные цели, и межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда на указанные цели с внесением изменений в сводную бюджетную роспись Фонда.

Остатки средств на счете по учету средств обязательного медицинского страхования на 1 января 2012 года, образовавшиеся в связи с неполным использованием нормированного страхового запаса финансовых средств Фонда в 2011 году, направятся на формирование нормированного страхового запаса финансовых средств Фонда.

Для страховых медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования Кировской области, установится нормативы расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию в размере одного процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам.

Средства в объеме процентного дохода, полученного от размещения временно свободных средств Фонда, в 2012 году направятся на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования с внесением изменений в сводную бюджетную роспись Фонда.

2.4 Взаимоотношения фондов обязательного медицинского страхования с бюджетом и внебюджетными фондами.

С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в соответствии с которым контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Для осуществления контроля за поступлением сумм налогов и страховых взносов на расчетные счета Федерального фонда и территориального фонда ОМС ежедневно осуществлялась разноска платежей со сводных реестров поступлений и выбытий, предоставленных Управлением федерального казначейства по Кировской области и Отделением Пенсионного фонда РФ по Кировской области, по плательщикам.

Порядок уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды предусмотрен Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды ОМС.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивают правительства субъектов Федерации и местная администрация за счет средств, предусматриваемых в бюджетах.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения уплачивают работодатели в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Средства перечисляются на соответствующий счет Федерального казначейства.

Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Пенсионный фонд. [4]

Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют сведения об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в территориальные фонды в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом.

Расчет взносов производится с доходов каждого сотрудника и потом эти рассчитанные взносы суммируются и уплачиваются сразу за всех работников по установленным реквизитам. Расчет в течение года ведется нарастающим итогом. Указанные выше процентные ставки перестают взиматься, когда облагаемый взносами доход сотрудника за год превышает определенный лимит. [20]

 

 

3. Проблемы формирования страховой  системы медицинского обслуживания  населения в РФ и направления совершенствования деятельности фондов обязательного медицинского страхования.

Государственные гарантии медицинской помощи гражданам должны финансово обеспечиваться через систему обязательного медицинского страхования, но существующая сегодня система ОМС должна быть существенно изменена.

Для обеспечения сбалансированности государственных гарантий и финансовых средств в системе ОМС необходимо увеличить размеры страховых взносов за работающих граждан (являющихся составной частью социального налога) и установить четкие требования к размеру взносов за неработающее население (уплачиваемых из региональных бюджетов).

Необходимо пересмотреть роли и взаимоотношения участников системы ОМС: страхователей работающего и неработающего населения, федерального и территориальных фондов, страховых компаний, медицинских организаций, застрахованных. Обновленная система ОМС должна быть более управляемой и более прозрачной. Права застрахованных должны быть расширены.

Правила работы страховщиков и оплаты ими работы медицинских организаций должны стимулировать и тех и других к более эффективному использованию ресурсов. Лучший способ для этого — развивать конкурентную модель страхования — т. е. конкуренцию между страховщиками и между медицинскими организациями везде, где такая конкуренция осмысленна. Но для того, чтобы этого добиться, потребуется много усилий, прежде всего, от государства. В мировой практике пока доминирует модель «одного покупателя», в роли которого выступает либо государственный, либо частный страховщик. Эта модель проще, но и потенциал роста эффективности в такой модели меньше.

На какую из моделей ориентироваться в дальнейшем — зависит прежде всего от готовности государственных органов тратить больше или меньше политических и управленческих ресурсов для их внедрения, отладки, контроля. Пока наиболее реалистичным представляется выбор модели с одним покупателем для оплаты медицинской помощи, которая будет предусмотрена базовой программой ОМС, одинаковой для всех граждан. В тех же случаях, когда органы государственной власти, работодатели и граждане будут обращаться к дополнительным программам медицинского страхования, то их реализацию в комплексе с базовой программой ОМС уместнее предоставить частным страховщикам, конкурирующим друг с другом.

В финансировании медицинских организаций из государственных источников должен быть реализован принцип «деньги следуют за пациентом». Это означает концентрацию 80–90% государственных средств в системе ОМС и финансирование медицинских учреждений за результаты их работы. Из бюджета целесообразно финансировать лишь наиболее дорогостоящие высокотехнологичные виды помощи, а также часть социально значимых услуг (например, психиатрическую помощь в стационарных условиях).

В свою очередь, для усиления стимулов медицинских учреждений к повышению эффективности своей работы необходимо предоставить им больше хозяйственной самостоятельности. А для этого потребуется изменить их статус бюджетного учреждения.

  Проект закона о новом статусе государственных и муниципальных учреждений — об автономном учреждении — давно разработан, но его принятие тормозится.

С точки зрения пациента все эти изменения важны только тогда, когда они реально улучшают его положение в системе ОМС: не нужно платить за то, что финансирует государство, можно положиться на страховщика в решении любых проблем, возникающих с медиками, страховщик предоставит нужную информацию и обеспечит высокое качество медицинской помощи. С точки зрения общества административные затраты на ОМС станут окупаться, если эта система будет вносить существенный вклад в повышение эффективности функционирования здравоохранения.

Направления и варианты возможных действий по реформированию здравоохранения обрисовались вполне четко. Подготовлены законопроекты, которые могли бы стать основой для принятия политических решений. Но решение проблем идет слишком медленными темпами. Существует много причин этого.

Во-первых, отсутствует ясное понимание предлагаемых мер в среде управленцев здравоохранения, врачей, страховщиков, т. е. всех тех субъектов, которые должны их осуществлять. Во-вторых, широкие массы населения, не получив ничего от ОМС, весьма скептически относятся к любым новациям. В общественном сознании утверждается совершенно ложное представление о реформах как о еще большей коммерциализации медицины. Поэтому нужно максимально широко обсуждать необходимость реформы и ее пути. Нужно формировать ее движущие силы. Решающая роль в этой работе, безусловно, принадлежит Минздравсоцразвития России. Но ему одному мало что удастся изменить. Гражданское общество должно оказать давление на власть и медицинское сообщество, с тем чтобы они из пассивных наблюдателей и оппонентов превратились в участников реформ.

Нужно предложить для обсуждения с общественностью ясную стратегию преобразований и этапности их осуществления. Широкое участие в ее анализе и доработке всех заинтересованных лиц станет началом процесса формирования движущих сил реформы.

Информация о работе Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в России