Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной зашиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления.

Файлы: 1 файл

БС-ФОМС3.doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

Органами управления Федерального фонда являются правление Федерального фонда и председатель Федерального фонда. Состав Правления Федерального фонда ОМС утверждается Правительством Российской Федерации. В состав Правления Федерального фонда ОМС входят представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций. Правление Федерального фонда является коллегиальным органом, определяющим основные направления деятельности Федерального фонда и осуществляющим текущий контроль за его деятельностью. В состав правления Федерального фонда входят 11 человек. Руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти и председатель Федерального фонда входят в состав правления Федерального фонда по должности. Состав правления Федерального фонда утверждается Правительством Российской Федерации по представлению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Правление Федерального фонда возглавляет председатель правления Федерального фонда. Председателем правления Федерального фонда по должности является руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти. В состав правления Федерального фонда могут входить представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, общероссийских объединений работодателей, общероссийских объединений профсоюзов и иных общественных объединений. При включении в состав правления Федерального фонда представителей общероссийских объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов они входят в состав правления Федерального фонда на паритетных началах.  Председатель Федерального фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по предложению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти. [4]

Организационная структура Федерального ФОМС на 01.01.2012 г.

Рис 1 – Организационная структура Федерального ФОМС.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год». По состоянию на 1 января 2012 года  в систему обязательного медицинского страхования Российской Федерации входят 84 территориальных фонда обязательного медицинского страхования. ТФОМС создается для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Имущество территориального фонда, приобретенное за счет средств обязательного медицинского страхования, является государственной собственностью соответствующего субъекта Российской Федерации и используется территориальным фондом на праве оперативного управления.

Управление территориальным фондом осуществляется директором. Директор территориального фонда назначается на должность и освобождается от должности высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральным фондом.

Правление территориального фонда является коллегиальным органом, определяющим основные направления деятельности территориального фонда и осуществляющим текущий контроль за его деятельностью, а также иные полномочия в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Состав правления территориального фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Правление территориального фонда не вправе осуществлять административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции.

Территориальный фонд в своей деятельности подотчетен высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации и Федеральному фонду. [4]

Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (КОТФОМС) является государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Руководство деятельностью фонда осуществляется правлением и исполнительной дирекцией. В соответствии с Положением об исполнительной дирекции Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным распоряжением Губернатора Кировской области 11 декабря 1997 года, на должность исполнительного директора назначен Печенкин Юрий Викентьевич, находившийся в этой должности до июня 2004 года. С 2004 года по февраль 2011 года исполнительным директором КОТФОМС являлась Леденцова Татьяна Григорьевна. В настоящее время исполнительный директор КОТФОМС - Куликова Наталья Валерьевна. [19]

Рис 2 – Организационная структура Кировского областного ТФОМС.

 

С марта 1998 года Кировский областной территориальный фонд ОМС начал функционировать в полную силу. За 1998-1999 гг были открыты следующие филиалы фонда: Вятскополянский, Зуевский, Кировский, Кирово-Чепецкий, Котельничский, Куменский, Лузский, Омутнинский, Слободской, Советский, Яранский.

С 1 января 2005 года функция страховщика, которую осуществляли филиалы фонда, передана страховым медицинским организациям (СМО). К настоящему моменту в структуре фонда остались филиалы: Котельничский, Яранский и Зуевский, которые выполняют контрольно-ревизионную работу в лечебных учреждениях области.

С 1 сентября 2005 года страховые медицинские организации приступили к выполнению работы по проведению медико-экономической экспертизы и оплате реестров счетов лечебно-профилактических учреждений за оказанную медицинскую помощь и экспертизы качества медицинской помощи, на них возложена ответственность по защите прав застрахованных по обязательному медицинскому страхованию граждан на доступную, бесплатную и качественную медицинскую помощь. Сейчас в области работают пять финансируемых фондом страховых медицинских организаций (с сентября 2009 года расторгнут договор между Кировским областным территориальным фондом обязательного медицинского страхования и ООО "Страховая компания "Урал-АИЛ-Мед"), самыми крупными из которых являются ОАО СК "Киров-Росно-МС" и ЗАО "Макс-М", имеющие на 1 сентября 2010 года около 87 % страхового поля.

До мая 2006 года исполнительная дирекция КОТФОМС находилась в здании Правительства Кировской области. Сейчас фонд занимает второй и третий этажи здания, расположенного по адресу ул.Московская, д.4. [19]

1.3 Роль фондов обязательного медицинского  страхования в организации системы социального обеспечения в России.

Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. 

Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.

Введение обязательного медицинского страхования означает появление новой формы социального страхования и переход здравоохранения к смешанной системе финансирования – бюджетно-страховой. В соответствии с этой системой бюджетный источник финансирования дополняется внебюджетными. За счет бюджетных средств обеспечивается финансирование здравоохранения в части неработающего населения (пенсионеров, безработных, студентов, детей, домохозяек и других категорий), а за счёт внебюджетных средств – работающих граждан.

Территориальные фонды ОМС выполняют роль центральной финансирующей организации страховой медицины. Они вступают в правовые и финансовые отношения либо с гражданами (физическими лицами), либо с предприятиями, учреждениями, организациями (юридическими лицами, страхователями), страховыми организациями, а так же объектами здравоохранения. При этом территориальные фонды контролируют объем и качество предоставляемой медицинской помощи.

В настоящее время в России предпринимается попытка перехода от государственной (бюджетной) системы финансирования медицинской помощи к финансированию через систему обязательного медицинского страхования. Немаловажным фактором является создание основы системы ОМС на уровне субъекта РФ, что позволит урегулировать взаимоотношения «центра» и « регионов» в отношении разделения полномочий в системе здравоохранения, а не территориальном уровне осуществлять выравнивание финансовых средств территорий, необходимых для реализации программ ОМС.

Основной смысл проводимых в здравоохранении преобразований заключается в создании медицинских услуг при соблюдении принципа общественной солидарности и удовлетворения потребности граждан в медицинской помощи. [16]

2. Характеристика доходов и расходов  фондов обязательного медицинского  страхования.

2.1 Состав, структура и динамика  доходов ФФОМС и территориальных фондов  ОМС.

Доходы бюджета Федерального фонда формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об иных обязательных платежах. К доходам бюджета Федерального фонда относятся:

1) налоговые доходы:

  • единый социальный налог — по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в ФФОМС;
  • доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

- налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

- минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- единого сельскохозяйственного налога;

2) неналоговые доходы:

  • недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд;
  • доходы от размещения временно свободных средств Фонда;
  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

3) безвозмездные поступления:

  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду;
  1. прочие поступления.

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют сведения об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в территориальные фонды в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом.

Годовой объем бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения, не может быть меньше произведения численности неработающих застрахованных лиц на 1 апреля года, предшествующего очередному, в субъекте Российской Федерации и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленного федеральным законом.

Годовой объем бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации в отношении застрахованных лиц.

Информация о работе Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в России