Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Для Украины парадоксально так же и то, что наш бюджетный дефицит формируется исключительно из долгов – как внутренних, так и внешних. Безумная политика бесконечных займов, начатая еще советскими руководителями, была с успехом продолжена и современными украинскими правителями. Самое поразительное в этой ситуации то, что взятые в долг деньги никогда на украинскую экономику не работали – по большей части они оказывались на личных счетах высокопоставленных чиновников и их семей. Аналогично и с внутренним долгом.

Файлы: 1 файл

БД курсовая МАН.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И.Вернадского

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Бюджетный дефицит

 

 

 

Выполнил: Студент 4-го курса,

Гр. 403-ГФ,

Мамедов А.Н

 

Проверила: Солохина О.В

 

 

 

 

Симферополь, 2012г.

 

Содержание

 

 

Введение

В своей курсовой работе мы рассматриваем проблемы бюджетного дефицита и государственного долга, теоретические аспекты и практическое проявление их в украинской экономике в настоящее время.

Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий  государственный долг характерны на современном этапе для большинства  промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только Украины, но и других стран.

На нынешнем этапе экономических реформ в  Украине все более актуальными  становятся проблемы регионального развития. Уже сейчас весьма велика региональная дифференциация условий хозяйствования, уровня жизни населения и его политических устремлений. Ключевым вопросом экономической и бюджетной реформы является укрепление бюджетов всех уровней власти, во многом определяющим судьбу украинского государства.

Переход к рыночной экономике  требует создания принципиально  новой системы управления, усиления ее территориальной направленности. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью преодоления одного из основных противоречий современного этапа развития территориальной экономики – увеличение разрыва между возрастающими задачами местных органов власти в социально-экономической сфере и финансовыми возможностями их реализации. Местные бюджеты, средства которых являются основной финансовой базой деятельности территориальных органов управления, часто не могут обеспечить эффективное воздействие государственных органов власти на социально-экономические процессы, так как, во-первых, местные бюджеты дефицитны и это ограничивает возможности их влияния на территориальные процессы; во-вторых, конкретные формы бюджетных отношений слабо взаимосвязаны с материальными интересами участников воспроизводственного процесса.

Через территориальные финансы  государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

Использование местных бюджетов в процессе территориального управления основывается на соответствующих методах стимулирования и регулирования интересов различного уровня. В процессе применения этих методов реализуются распределительные и перераспределительные отношения, связанные с созданием и расходованием денежных доходов и накоплений, регулируются денежные потоки, проходящие через бюджетную систему. Характер и эффективность воздействия местных бюджетов зависят от того, насколько существующая система распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективным потребностям территорий, экономическим интересам государства, регионов, субъектов хозяйствования, отдельных граждан.

Одним из показателей эффективности бюджетной политики является сальдо государственного бюджета. Активное сальдо свидетельствует об идеальном выполнении государственного бюджета. Оно имеет место тогда, когда государственные расходы полностью покрываются доходами и образуется бюджетный излишек - явление достаточно редкое в практике хозяйствования. В последние годы все страны мира, за небольшим исключением, имели пассивное сальдо, которому соответствует дефицит государственного бюджета, что означает превышение расходов над доходами. Как следствие, типичной становится тенденция к росту бюджетного дефицита относительно ВВП.

По своей природе бюджетный  дефицит, как и любая другая экономическая  категория, имеет конкретный интервал действия, который определяется, с  одной стороны, законами роста стоимости, с другой - законами инфляции. Если бюджетный дефицит тяготеет к законам роста стоимости, он объективно вступает активной экономической формы, если же законам инфляции - то пассивной. Регулирование бюджетного дефицита заключается в том, чтобы с помощью финансового механизма обеими формами бюджетного дефицита эффективно адаптироваться к тенденции роста предельных общественных издержек производства. Одновременно это означает и стимулирование развития производительных сил страны. Применение такой политики позволит обществу зависимости от уровня экономического развития и потенциала денежных ресурсов планировать приемлемый размер дефицита бюджета.

Важным моментом в процессе рассмотрения проблемы бюджетного дефицита является то, что ее невозможно решить за счет долгового финансирования, поскольку категории "бюджетный дефицит" и "государственный долг" тесно связаны между собой. Одно понятие вытекает из другого, а именно за счет долгового финансирования можно сократить бюджетный дефицит, однако сразу начинает расти объем государственного долга. И наоборот, при увеличении выплат по государственному долгу последний, конечно, уменьшается, однако это, в свою очередь, неизменно приводит к увеличению бюджетного дефицита. Этот процесс может быть бесконечным, вследствие чего круг замкнется, если правительство не приложит усилий для того, чтобы повысить деловую и экономическую активность в стране. Вероятнее всего, речь идет о том, чтобы усилить внимание к концепции функциональных финансов.

Безусловно, правительство должно контролировать размер бюджетного дефицита. Иначе последний сам по себе окажет дестабилизирующее влияние на социально-экономическое развитие страны. Чтобы достичь контроля таких событий, используют три основных общепринятых способа финансирования дефицита государственного бюджета, а именно: кредитно-денежная эмиссия (монетизация) выпуске государственных займов, увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет.

Бюджет любого государства представляет собой  официальный документ, в котором содержится свод доходов и расходов на очередной финансовый год. Согласно этому законодательному акту страна живет в течение всего года; вся деятельность любой власти подчинена одному – разработке, принятию и исполнению этого документа. В современных экономических условиях ни одна цивилизованная страна  не может жить без бюджета. Украина относится к числу цивилизованных стран, поэтому также не обходится без бюджета. Хотя каких-то несколько десятков лет назад вышеприведенные слова к нам не относились. Мы жили в эпоху административно-командной системы, где государство планировало всю экономику (и не только) и бюджет существовал  в виде сметы. Поэтому в то время никто ничего не знал о дефиците бюджета и о том, каким большим злом он является. “Грамотными” мы стали лишь после коренных преобразований всех сфер жизни общества. Хотя, конечно, и в советское время была проблема превышения расходов над доходами, но  путем жестких мер регулирования общество ни о чем не узнавало.

Сейчас же проблема бюджетного дефицита в Украины очень актуальна: не проходит и дня, чтобы какая-нибудь газета или теле-, радиостанция не сообщили бы о долгах  Украины и проблемах их реструктуризации и возмещения; о денежной эмиссии и ее влиянии на цены через инфляцию и прочее. Цель этой курсовой работы заключается в попытке раскрыть сущность и значение бюджетного  дефицита в Украине. Также необходимо указать действия наших многочисленных Правительств по преодолению бюджетного дефицита и методы его регулирования. При выборе темы мы руководствовались и чисто политическими мотивами (к сожалению, в Украине политика пока сильнее экономики по силе влияния друг на друга). Поэтому всегда интересно пронаблюдать столкновение множества политических “лобби” при рассмотрении, утверждении  и принятии бюджета.

Для Украины  парадоксально так же и то, что  наш  бюджетный  дефицит формируется  исключительно из долгов – как  внутренних, так и внешних. Безумная политика бесконечных займов, начатая  еще советскими руководителями, была с успехом продолжена и современными украинскими правителями. Самое поразительное в этой ситуации то, что взятые в долг деньги никогда на украинскую экономику не работали – по большей части они оказывались на личных счетах высокопоставленных чиновников и их семей. Аналогично и с внутренним долгом.

 Современные зарубежные исследования дефицита/профицита и их влияния на экономическое развитие нашли отражение в работах С.Л. Брю, Р. Дорнбуш, Я. Корнай, K.P. Макконнелла, П. Самуэльсона, Фишера, Р. Шмалензи и др. Среди наиболее известных украинских авторов исследований можно назвать Л.Н. Овсянников, Ю.И. Пудовкин, И.Б. Стефанюк, О. Ю. Редько, М. О. Hиконович, О. Ф. Андpийко, Б. Д. Гаврилишин.

Раздел 1. Бюджетный дефицит. Причины возникновения, виды и  последствия.

1.1. Сущность бюджетного  дефицита и причины его возникновения

 

Для начала определимся, что же такое бюджет. С одной  стороны, это совокупность финансовых ресурсов, средств, которыми располагает  любой экономический субъект, будь то государство, предприятие, семья. С  другой стороны – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступлений и расходований за определенный период, чаще всего за год. То есть бюджет определяет и содержимое "кошелька", наличие в нем денежных средств или их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета  доходы недостаточны для осуществления  расходов, говорят о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от ВНП.

Таким образом, бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит – нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

По видам  возникновения бюджетный дефицит  можно разделить на следующие категории:

    • циклический
    • структурный
    • операционный
    • первичный
    • квазифискальный

Дефицит бюджета, возникающий в результате спада  производства, называется циклическим  дефицитом. Дефицит, возникающий в  результате сознательно принимаемых  правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества.

Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний  экономической конъюнктуры.

Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание  задолженности (т.е. выплата процентов  по ней и постепенное погашение  основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Нередко объявленный  в отчетах бюджетный дефицит  завышается на основе преувеличения  объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.

Возможны ситуации, когда номинальный официальный  дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.

Поэтому при  измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный  дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

У различных  стран с переходной экономикой возможности  выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для  преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка.

Информация о работе Бюджетный дефицит