Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Для Украины парадоксально так же и то, что наш бюджетный дефицит формируется исключительно из долгов – как внутренних, так и внешних. Безумная политика бесконечных займов, начатая еще советскими руководителями, была с успехом продолжена и современными украинскими правителями. Самое поразительное в этой ситуации то, что взятые в долг деньги никогда на украинскую экономику не работали – по большей части они оказывались на личных счетах высокопоставленных чиновников и их семей. Аналогично и с внутренним долгом.

Файлы: 1 файл

БД курсовая МАН.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

Итак, в условиях современной нестабильной ситуации в экономике Украины, бюджетный  дефицит должен быть быть минимальным, таким, чтобы его можно было профинансировать за счет реальных поступлений. Бюджетная  политика должна направляться на увеличение инвестиционных расходов, потому что они спрятимуть повышению внутреннего спроса и спланированных сбережений населения, увеличение расходов на поддержку государственного сектора экономики и отечественного бизнеса, уменьшение оттока депозитов. 

2.2 Анализ структуры государственных задолженностей

Традиция жить не по средствам  в массовом сознании украинцев появилась  относительно недавно — в 90-е  годы. Распродажа государственной собственности, фактически полный хаос в законодательстве, приватизация и прочие “прелести” переходного периода, появляющиеся как будто из ниоткуда деньги привили людям весьма превратные представления о механизмах производства и способах получения прибыли.

Работа перестала быть ценностью. Ценностью стали товары. А наличие тех или иных вещей в собственности — показателем статуса. Даже когда возможности подтвердить этот статус чем-то иным не было. В результате появившиеся “шальные” деньги быстро исчезли. В большинстве своем они так и не были израсходованы ни на строительство новых заводов, ни на развитие науки, ни на создание гениальных произведений искусства. Они были просто проедены и пропиты.

После недолгого периода  относительного спокойствия Украина  превратилась в испытательный полигон  для всевозможных рисковых инвестиций со стороны широко известных мировых биржевых и финансовых спекулянтов. Также в страну хлынул поток коротких кредитов, направленных, прежде всего, на потребительский рынок. Людей приучали жить в долг, рассказывая им увлекательные истории о хорошей жизни с экранов телевизоров, страниц газет и журналов, эфира FM-станций.

Одновременно с увеличением  кредитной зависимости граждан  и ростом отрицательного сальдо внешнеторгового  баланса рос дефицит государственного бюджета.

Напомним, что кредитные  деньги расходовались как раз преимущественно на импортные товары: аналогов отечественного производства не было, или же они были вытеснены зарубежными конкурентами. Поскольку в Украине нет и не было политики поддержания своего производителя, продавать стало выгоднее, чем производить. В итоге, денег катастрофически не хватало не только на компенсацию НДС по экспорту, но и на все возрастающий объем социальных выплат.

Бюджетный фонд как объективно обусловленная экономическая  форма движения части стоимости  валового продукта прошла соответствующие стадии распределения и поступила в распоряжение государства для удовлетворения общественных потребностей, выступает в виде централизованного фонда денежных средств. Он характеризуется большими масштабами, сложной внутренней структурой, целевым направлением. Конкретный объем бюджетного фонда, источники поступления и направления использования средств определяются ежегодными законами о Государственном бюджете Украины, движение средств фонда отражается в основном финансовом плане Украине. Таким образом, государственный бюджет, как и все другие финансовые планы, должен быть сбалансированным, т.е. объем доходов - равен объему расходов [23].

Вполне идеального варианта равновесия существовать не может, поэтому возникает проблема распределения средств и пополнению государственного бюджета. Одной из главных проблем является превышение расходов над доходами, т.е. дефицит бюджета. Для детального последующего анализа дефицита бюджета необходимо провести анализ некоторых показателей (таблица 2.1):

Таблицы 2.2

Распределение доходов и расходов государственного бюджета за 2009 - 2011 годы (тыс.)

Показатели

2009

2010

2011

Отклонение по сравнению с 2010

Итог доходов,  в том числе:

245309 356,4

254995 704,1

281464 879,4

26 469 175,3

-Общий фонд

184628 215,8

210091 367,3

238581 192,9

28 489 825,6

-Специальный  фонд

60 681 140,6

44 904 336,8

42 883 686,5

-2 020 650,3

Итог расходов, в том числе:

274156 440,7

307748 182,9

321920 850,3

14 172 667,4

-Общий фонд

194412 348,5

240 987 254

279087 019,8

38 099 765,8

-Специальный фонд

79 744 092,2

66 760 928,9

42 833 830,5

-23 927 098,4

Дефицит бюджета, всего в том числе:

28 847 084,3

52 752 478,8

40 455 970,9

-12 296 507,9

-Общий фонд

9 784 132,7

30 895 886,7

40 455 826,9

9 559 940,2

-Специальный  фонд

19 062 951,6

21 856 592,1

144

-21 856 448,1

Предельный размер государственного долга Украины

193076 747,3

315715 906,3

375643 401,9

59 927 495,6


Источник: [Составлен автором]

Как видно из данных показателей при увеличении доходов бюджета по статистике и  увеличиваются расходы. В частности, в государственном бюджете Украины в 2011 году доходы увеличились на 26 469 175,3 тысяч гривен по сравнению с 2010 годом. А расходы увеличились на 14 172 667,4 тысяч гривен. В частности положительным явлением является превышение доходов над расходами. Но с другой стороны хоть и дефицит бюджета уменьшился на 12 296 507 900 гривен и его существование сохранилось.

Необходимо  констатировать, что в Украине  значительно вырос государственный  долг. Это негативно сказывается  на состоянии сбалансированности бюджета последующих лет, поскольку нагрузка на погашение основной части долга и выплату процентов по долгу происходят за счет расходной части государственного бюджета. Необходимо отметить, что большинство заимствований, взятых Украиной на протяжении этих лет, привлекались на кратко-и среднесрочной основе. Это негативно повлияло на состояние бюджетной политики страны, ведь необходимо ежегодно выплачивать значительные проценты за пользование кредитными ресурсами и большие суммы на погашение основной суммы долга. [24].

В большинстве  стран мира, в том числе в  Украине, бюджетные дефициты приобрели  хронический характер, что способствовало углублению финансовой нестабильности. Они дают толчок инфляционным процессам  и отвлекают значительные объемы финансовых ресурсов из частного сектора. Неконтролируемость и снятия вопроса о бюджетном ограничении дефицита является причиной ухудшения финансовой дисциплины в стране и углубления финансовой безответственности правительств.

2.3 Анализ деятельности  государства по снижению государственных задолженностей. Прогнозы бюджета на 2013 год.

При наличии  бюджетного дефицита государство должно выбирать оптимальные меры для его  ликвидации. В мировой практике применяются  два метода преодоления бюджетного дефицита: эмиссионный и безэмиссионной. 
Эмиссионный метод покрытия бюджетного дефицита связан с использованием денежно-кредитной эмиссии. Такой метод считается недостаточно эффективным, поскольку может негативно повлиять на экономическую ситуацию в стране.

Более обоснованным считается решение проблемы бюджетного дефицита неэмиссионным методом за счет внутренних источников путем увеличения налогов или других доходов или сокращение расходов [25].

Внутренними источниками  покрытия бюджетного дефицита могут  быть кредиты Национального банка Украины, доходы от операций с ценными бумагами. Внешними источниками могут служить кредиты международных финансовых учреждений и иностранных государств, а также бесплатная и безвозвратная финансовая помощь под целевые программы. Вместе использования внешних и внутренних кредитных источников покрытия бюджетного дефицита обусловливает возникновение внутреннего и внешнего долга государства, которая включает дополнительные расходы на его обслуживание. Поэтому экономическая политика государства должна быть направлена ​​на уменьшение бюджетного дефицита за счет увеличения доходов путем создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и сокращение расходов бюджета и, в первую очередь, за счет ограничения расходов на содержание аппарата управления, расходы на оборону и т.д. [26].

Коллегия Счетной палаты рассмотрела итоги выполнения государственного бюджета за 2011 год и отметила, что прирост реального валового внутреннего продукта составил 5,2 проц.  и превысил показатель как предыдущего года, так и учтенный при утверждении государственного бюджета на 2011 год.  Указанное способствовало увеличению доходов государственного бюджета.

 Доходы государственного  бюджета в целом в 2011 году  перевыполнен на 0,4 проц., Расходов  осуществлено на 5,9 проц.  меньше плана.  При перевыполнении на 8,5 млрд. грн.  плана доходов общего фонда государственного бюджета, что является источником проведения общегосударственных расходов, план расходов недовыполнен на 8,7 млрд. гривен.  В результате показатели дефицита государственного бюджета в целом и общего фонда частности были ниже плановых объемов и составили 23,5 млрд. грн.  и 20,9 млрд. грн.  соответственно.

 Выполнение государственного  бюджета в 2011 году осуществлялось  в условиях ограничения финансовых  ресурсов, что вызвано снижением спроса на государственные ценные бумаги.  Указанное обусловлено нестабильностью на мировом финансовом рынке и ухудшением конъюнктуры на внутреннем.  От государственных заимствований недополучено 35,5 млрд. грн.  предусмотренных объемов, в том числе от государственных внутренних заимствований - 18 млрд. гривен.  Государственный и гарантированный государством долг вырос на 40,9 млрд. грн.  - До 473,1 млрд. грн., Преимущественно за счет увеличения внешнего долга.  Расходы на погашение и обслуживание государственного долга, по сравнению с 2010 годом, выросли более чем в полтора раза - до 68,8 млрд. гривен [27].

 Темпы роста долговых  обязательств почти вдвое превысили  темпы роста реального ВВП.  Доля внешней задолженности в  общей сумме государственного и гарантированного государством долга составляла 63 процента.

 Эти факторы указывают  на существование долговых рисков.

Создание благоприятных  условий для поощрения как  внутренних, так и внешних инвесторов с целью увеличения поступлений инвестиций в экономику страны, прежде всего в ее реальный сектор, обеспечит минимизацию указанных рисков.

Кабинет министров Украины 5 апреля, на своем заседании рассмотрит проект постановления об одобрении  прогноза проекта основных направлений  бюджетной политики на 2013 г. Докладывать по этому вопросу будет министр финансов Юрий Колобов. Напомним ранее, минфин предлагает заложить рост экономики в Украине на 2013 г. на уровне 6,5% ВВП. Об этом идет речь в повестке дня заседания Кабинета министров.

Кроме того, Колобов представит членам Кабмина проект постановления об одобрении прогноза Государственного бюджета Украины на 2013-2014 гг.

Глава Национального  агентства по вопросам государственной  службы Вячеслав Толканов представит проект постановления о признании таковыми, которые утратили силу, некоторых постановлений Какбмина (относительно порядка утверждения срока нахождения на госслужбе). Стоит отметить, что в середине марта текущего года Верховная Рада Украины продлила предельный возраст пребывания чиновников на госслужбе.

О сроках перенесения создания реестра будет говорить министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Анатолий Близнюк.

Кабмин рассмотрит проект постановления относительно перенесения  срока окончания формирования единого государственного реестра граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. О сроках перенесения создания реестра будет говорить министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Анатолий Близнюк.

Проект постановления относительно увеличения в 2012 г. размера помощи детям-сиротам, лишенных родительской опеки, после достижения ими 18-летнего возраста будет докладывать министр науки и образования, молодежи и спорта Дмитрий Табачник [28].

Министр экономического развития и торговли Петр Порошенко представит проект постановления об утверждении соглашения между правительством Украины и ООН о промышленном развитии об урегулировании задолженности за начисленные взносы в рамках уплаты платежей.

Министр чрезвычайных ситуаций Виктор Балога будет докладывать о проекте постановления о подписании соглашения между правительством Украины и правительством Японии о сотрудничестве в сфере послеаварийного реагирования на чрезвычайные ситуации на атомных электростанциях.

Вице-премьер-министр — министр инфраструктуры Борис Колесников представит членам правительства проект постановления о признании таковым, которое утратило силу постановления об утверждении концепции Государственной целевой программы безопасности полетов на период до 2015 г.

Министр энергетики и  угольной промышленности Юрий Бойко  предложит членам Кабмина утвердить  финансовый план госпредприятия "Национальная энергетическая компания "Укрэнерго" на 2012 г.

Государственный бюджет Украины на 2013 год будет подготовлен  на основе оптимистического сценария развития экономики Украины — роста ВВП на 6,5%.

Однако задачи и приоритеты, заложенные в "Основных направлениях бюджетной политики", оказались  общими и неконкретными, отмечает издание  со ссылкой на текст документа.

 
Министр финансов Юрий Колобов представит членам Кабмина проект "Основных направлений бюджетной политики на 2013 год". Эта бюджетная декларация направлена на обеспечение стабильного развития экономики и ее конкурентоспособности, уменьшение уровня долларизации экономики и повышение уровня жизни граждан. Однако текст этого документа, в отличие от предыдущих бюджетных деклараций, не содержит указания тех конкретных мер и инициатив, которые могли бы обеспечить 6,5-процентный рост экономики и не меньшее повышение доходов госбюджета.

Информация о работе Бюджетный дефицит