Бюджетный дефицит на Западе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:43, лекция

Описание работы

Для более глубокого рассмотрения и понимания предмета исследования, необходимо ознакомиться с проявлениями бюджетного дефицита в других странах и в первую очередь, в странах с развитыми рыночными отношениями. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного – разве что Германия, Япония и Швейцария.

Файлы: 1 файл

По данным Министерства финансов Республики Башкортостан на 1 ноября 2009г.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

По данным Министерства финансов Республики Башкортостан на 1 ноября 2009г. в консолидированный  бюджет Республики Башкортостан поступило  доходов в сумме 95909,3 млн.рублей, из них доля налога на прибыль организаций  составила 24,0%, налога на доходы физических лиц – 22,9%, налогов на имущество – 8,6%, налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ – 7,6%, налогов на совокупный доход – 3,2%

Расходы консолидированного бюджета  сложились в сумме 89341,2 млн.рублей, из них на финансирование образования было направлено 24345,2 млн.рублей (27,2%), национальной экономики – 15088,9 млн.рублей (16,9%), жилищно-коммунального хозяйства – 11695,7 млн.рублей (13,1%), социальной политики – 10673,4 млн.рублей (11,9%), здравоохранения, физической культуры и спорта – 10120,2 млн.рублей (11,3%), национальной безопасности и правоохранительной деятельности – 3527,5 млн.рублей (3,9%)

Предприятиями и организациями (кроме  сельскохозяйственных, малых предприятий, банков, страховых и бюджетных  организаций) за январь-октябрь 2009г. получена прибыль в сумме 47,7 млрд.рублей или 44,9% к январю-октябрю 2008 г. Доля убыточных организаций составила 20,1% (за январь-октябрь 2008г. – 12,8%), сумма убытка – 12,3 млрд.рублей (7,1 млрд.рублей).

Просроченная кредиторская задолженность с начала года увеличилась на 7,1% и составила на 1 ноября 2009г. 15,0 млрд.рублей (7,6% от общей суммы кредиторской задолженности). Обязательства предприятий поставщикам составили 71,3% от просроченной кредиторской задолженности, долги в бюджет – 11,4%, задолженность в государственные внебюджетные фонды – 4,6%. Задолженность предприятий по полученным кредитам банков и займам увеличилась с начала года на 14,8%, просроченная задолженность – на 29,9%. Просроченная дебиторская задолженность составила 20,5 млрд.рублей (11,3% от общей дебиторской задолженности) и увеличилась с начала года на 12,8%. Большую часть ожидаемых платежей с истекшими сроками погашения (80,5%) занимают долги покупателей. Общая кредиторская задолженность превышает дебиторскую задолженность на 8,7%, просроченная дебиторская задолженность превышает просроченную кредиторскую на 36,6% (на 1 января 2009г. соответственно на 8,6% и 29,7%). Доля оплаты за отгруженную продукцию (по обследуемым организациям-монополистам осуществляющим свою деятельность в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды) за январь-октябрь 2009г. составила 95,2%, против 96,4% за январь-октябрь 2008г. В структуре расчетов преобладают расчеты денежными средствами (99,1% всей оплаченной продукции), незначительна доля взаимного зачета требований (0,7%) и расчетов векселями (0,2%). По данным Национального банка Республики Башкортостан на 1 ноября 2009г. задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями экономике республики, составила 155,5 млрд.рублей, из них 26,1% приходится на предприятия, занятые в сфере обрабатывающих производств, 13,6% - оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 7,8% - сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, 3,0% - строительства, 1,3% - производства и распределения электроэнергии, газа и воды, 0,6% - транспорта и связи. На долю долгосрочных кредитов приходилось 66,6% (на 1 января 2009г. – 67,6%). Вклады населения в кредитных организациях республики на 1 ноября 2009г с учетом сберегательных сертификатов составили 91,3 млрд.рублей, увеличившись с начала года на 11,3%, из них в Башкирском отделении Уральского банка Сбербанка России – 45,4 млрд.рублей (на 11,7%). Средний размер вклада (включая инвалюту) в Башкирском отделении Уральского банка Сбербанка России с начала года увеличился с 5219 до 5727 рублей (средний размер рублевого вклада увеличился с 4726 до 5237 рублей), остатки вкладов на душу населения (включая инвалюту) возросли с 10024 до 11192 рублей (остатки рублевых вкладов увеличились с 9014 до 10166 рублей).

Бюджетный дефицит на Западе

 

Для более глубокого рассмотрения и понимания предмета исследования, необходимо ознакомиться с проявлениями бюджетного дефицита в других странах и в первую очередь, в странах с развитыми рыночными отношениями. Практически невозможно представить себе государство, в котором  безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного – разве что Германия, Япония и Швейцария. Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода ежегодно имеют ощутимый дефицит государственного бюджета, который в последние годы достигает 200 млрд. долларов в год, что составляет 15 – 20 % всех расходов или 3 – 6 % валового внутреннего продукта. Больше того, проблема дефицита (увеличения внутреннего долга и расходов на его обслуживание) долгое время является одной из основных проблем внутренней политики США. Это подтверждают последние выборы в Конгресс США, где в центре политических дебатов был вопрос дефицита государственного бюджета. По опыту США, обслуживание Государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и как следствие приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего законодательной базы, кардинальное реформирование  банковской системы (снижение ставки банковского процента в первую очередь), пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики. Как не печально, идеального решения трилеммы «поступления – расходы – дефицит» не существует нигде в мире. Даже в наиболее развитых странах – перманентный диалектический политико-экономический процесс. Даже беглое рассмотрение мирового опыта проявления бюджетного дефицита показывает, что многие, процветающие сегодня страны, имели в прошлом значительные дефициты государственного бюджета. Так США, в тяжелые 1943 – 45 годы, имели дефицит государственного бюджета в размере 105 – 230 % от уровня доходов, или 50 – 70 % от расходов, или 22 – 31 % от валового внутреннего продукта. В США, Германии, Великобритании и Франции, начиная с 1974 г., не было ни одного государственного бюджета, не имевшего дефицита. К началу  90-х годов бюджетный дефицит в расходной части бюджета США составлял - 11,6%, во Франции составлял 9,6%, в Японии -- 15,6%, Италии -- 25,2%.

Стихийно складывался в 1991 году дефицит бюджета СССР, он  достиг почти 20,7 % валового национального продукта. В 1995 году Государственная Дума России приняла федеральный бюджет с доходами в 175 трлн. рублей, расходами – 248,3 трлн. рублей и дефицитом в 73,2 трлн. рублей, что составило 29,5 % расходов. Бюджетные дефициты значительно усиливают напряжение на рынке ссудных капиталов, вызывают рост ссудного процента, препятствуют снижению высоких процентных ставок. Резонанс от подобных действий правительств ряда стран выходит за пределы национальной политики. Так, высокий ссудный процент, установленный в США в середине 80-х годов, вызвал значительный отток капиталов из Западной Европы. По оценкам западных экономистов, в настоящее время США поглощает до 15% всех накоплений капиталистического мира. Стремясь воспрепятствовать оттоку капитала, западноевропейские страны также вынуждены повышать процентные ставки, что приводит к уменьшению финансовых возможностей национальной промышленности в отношении расширения производства. Так, по данным Конференции Британской промышленности, увеличение процентных ставок на 1% обходится промышленности в 250 млн. фунтов стерлингов в год. Высокие процентные ставки вызывают отрицательный эффект в валютной области, приводят к удорожанию товаров за рубежом, следовательно, ведут к сокращению производства на экспорт, увеличивают пассивность торгового баланса, вызывают негативные последствия на рынке труда. Экономический урон в экспортных  отраслях тяжело отражается на банковской системе, приводя к банкротству некоторых банков.

 

3.2 Основные направления преодоления бюджетного дефицита

 

Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые страны успешно  решают проблему сбалансированности бюджета  государства, его доходов и расходов. В первую очередь это страны с развитыми рыночными отношениями. В качестве примера сбалансированного бюджета, можно привести бюджет Японии (наиболее показательный бюджет последних лет) свидетельствует о том, что в Японии эффективно решается проблема покрытия дефицита бюджета. Немаловажную роль здесь сыграли мероприятия по проведению ревальвации национальной денежной единицы. Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет мощная законодательная база, защищающая национального производителя. Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых мер в государстве. Проведение в жизнь политики защиты мелкого и среднего производителя на внутреннем рынке, и национального производителя от ретивых импортеров (в том числе пользующихся не легитимными субсидиями), дает положительные результаты в виде увеличения доли отечественной продукции и соответственно налогооблагаемой прибыли (доходной части бюджета). Также необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита в странах с развитыми рыночными отношениями. Выявление скрытого дефицита, анализ причин его возникновения, а так же рассмотрение зависимостей связанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре (структурный дефицит) и в цикличности  (циклический дефицит), позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление. Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче. Немного подробнее необходимо остановиться на проблеме так называемого «скрытого дефицита». По оценкам зарубежных специалистов к его появлению приводит неумелое составление бюджета, неверная оценка макро показателей используемых при составлении статей доходов, а также использование последних не в полном объеме. В дальнейшем, в ходе бюджетного процесса правительство вынуждено производить периодический пересмотр расходной части бюджета, что в конечном итоге, приводит к секвестру отдельных статей последнего. В свою очередь совокупность сокращенных статей бюджета приводит к накапливаемому или скрытому дефициту бюджета, а это не что иное, как увеличение государственного долга и соответственно увеличение расходов по его обслуживанию, и как следствие, увеличение реального дефицита бюджета страны. Более глубокий анализ опыта передовых стран показывает, что нельзя не учитывать в качестве внутреннего Государственного долга задолженность государства перед своими гражданами по выплате пенсий и заработной платы работников бюджетной сферы. Такие задолженности есть не что иное, как увеличение расходной части бюджета и естественно должны увеличивать реальный бюджетный дефицит. Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой международной и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами многих стран, в том числе и правительством Соединенных Штатов Америки, самой мощной и экономически развитой страны в мире. Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных  законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства. Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства. Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран. Так, например, в США в 1992 году дефицит бюджета составлял 4.9 % к ВВП. Выступая летом 1995 года в конгрессе Б. Клинтон предложил сбалансировать бюджет за предстоящие десять лет. Президент заявил, что правительство и конгресс обязаны сбалансировать бюджет, но лишь на основе поддержания развития американской экономики и при сохранении традиционных американских ценностей.

 

 

Проведя анализ бюджетов РФ и РБ можно сделать следующий вывод: для РБ в настоящее время не один из вышеприведенных показателей нельзя отнести к стабильным, хотя в целом доходы бюджета за анализируемый период характеризуются ростом. В связи с мировым кризисом доходы бюджета РФ сократились, а расходы увеличились, что привело к возникновению дефицита бюджета.

 

 

Таким образом, бюджет, является ведущим  звеном финансовой системы любого государства  и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом  современном обществе. Бюджет РФ является важнейшим звеном финансовой системы страны.

Анализ экономики России за последние  несколько лет позволяет подтвердить  действенность и в российских условиях  важнейших составляющих  успешной бюджетной политики, определенных  на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных  расходов, обеспечивающая низкий уровень( или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

 


Информация о работе Бюджетный дефицит на Западе